6.1. Понятие и этапы деловой карьеры
.
Карьера – совокупность должностей, которые занимал или занимает на данный момент работник.
Различают несколько видов карьеры:
- карьера внутриорганизационная означает, что работник проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Такая карьера может быть неспециализированная и специализированная;
- карьера межорганизационная означает, что работник в ходе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития последовательно, работая на различных должностях в разных организациях.;
- специализированная карьера это означает, что работник может пройти все стадии развития последовательно в одной организации или разных , но в рамках одной профессии и одной специализации;
- неспециализированная карьера широко развита в Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой отдельной функции. Так, считается вполне нормальным, если руководитель отдела сбыта меняется местами с руководителем отдела снабжения. В результате такой политики японский руководитель обладает значительно меньшим объемом специализированных знаний и одновременно владеет целостным представлением об организации, подкрепленным к тому же личным опытом. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.
- карьера вертикальная – вид карьеры, с которой чаще всего связывает само понятие деловой карьеры, так как в этом случае продвижение зримо. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии;
- карьера горизонтальная – вид карьеры, который предполагает либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре, к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач. на прежней ступени;
- карьера ступенчатая – вид карьеры, совмещающий элементы вертикальной и горизонтальной карьеры. Этот вид карьеры встречается довольно часто;
- карьера скрытая – вид карьеры, являющийся наименее очевидным для окружающих. Он доступен ограниченному кругу работников. Под скрытой карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные другим сотрудникам встречи совещания, как формального, так и неформального характера. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений в организации, однако уровень его оплаты существенно высок.
При реализации карьеры важно обеспечить взаимодействие всех видов карьеры. Это взаимодействие предполагает выполнение следующих задач:
- достижение взаимосвязи целеполагания организации и отдельного сотрудника;
- обеспечение направленности планирования карьеры на конкретного сотрудника в целях учета его специфических потребностей;
- обеспечение открытости процесса управления карьерой;
- устранение «карьерных тупиков», в которых практически нет возможностей для развития сотрудников;
- повышение качества процесса планирования карьеры;
- формирование наглядных и воспринимаемых критериев служебного роста, используемых в конкретных карьерных решениях;
- изучение карьерного потенциала сотрудников;
- определение путей служебного роста, использование которых удовлетворит количественную и качественную потребность в персонале в нужный момент и в нужном месте.
Но как часто бывает, работники не знают своих перспектив в данном коллективе. Это говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии в организации планирования и контроля карьеры.
Планирование и контроль деловой карьеры заключается в том, что с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочные периоды, но и то каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.
При планировании деловой карьеры менеджера выделяют шесть этапов.
Предварительный этап включает учебу в школе, среднее, высшее образование и длится до 25 лет. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках видов деятельности, удовлетворяющие его потребности и отвечающего его возможностям.
Далее наступает этап становления – длится примерно пять лет. В это период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формирует свою квалификацию, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости.
На этапе продвижения (до 45 лет) идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Накапливается богатый практический опыт, навыки, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще более высокой независимости, начинается самовыражение личности.
Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению результатов и длится до 60 лет. Наступает пик совершенствования квалификации. Работник в это период заинтересован передать свои знания молодежи. Этот период характеризуется творчеством, здесь может быть подъем на новые служебные ступени. Человек достигает вершин независимости и самовыражения.
Этап завершения длится до 65 лет. Здесь человек начинает серьезно задумываться о пенсии, готовиться к уходу на пенсию. В это период идут активные поиски достойной замены и обучения кандидата на освобождающую должность.
На последнем пенсионном этапе карьера в данной организации завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы .
Каждый этап характеризуется своими целями и особенностями трудовой деятельности, отличается от других имеющихся у работника трудовым потенциалом, требованиями к перспективам трудовой карьеры, мотивам трудовой деятельности. Трудовой путь работника в пределах каждого этапа может существенно варьироваться в зависимости от различных производственных, социальных и иных факторов.
- Титов б.А. Павлова и.О. Управление персоналом
- 443086 Самара, Московское шоссе, 34.
- Раздел 1. Теоретико-философские и концептуальные
- Раздел 2. Основы формирования системы управления персоналом ……………………
- Раздел 3. Основы кадрового планирования
- Раздел 1 Теоретико-философские и концептуальные основы управления персоналом
- Теории управления персоналом
- 1.2. Философия управления персоналом
- 1.3. Концепция управления персоналом
- 1.3.1. Сущность и основы концепции управления персоналом
- 1.3.2. Составляющие концепции управления персоналом организации
- 1.3.3. Факторы, оказывающие воздействия на людей в организации
- 1.4. Принципы и методы управления персоналом
- Раздел 2. Основы формирования системы управления персоналом
- 2.1.Цели и функции системы управления персоналом
- 2.2. Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом
- 2.3. Функционально-целевая модель системы управления персоналом
- 2.4. Организационная структура управления персоналом
- Раздел 3. Формирование кадровой политики
- 3.1 Формирование кадровой политики
- 3.2 Стратегия управления персоналом
- 3.3. Категории персонала управления
- 3.4. Маркетинг персонала
- 3.4.1.Основные направления персонала-маркетинга
- 3.4.2.Концепция маркетинга персонала
- 3.4.2.Маркетинговая информация в управлении персоналом
- 3.4.3. Факторы, влияющие на маркетинг персонала
- 3.4.4. Рынок труда
- 3.5. Кадровое планирование
- 3.5.1. Цели и задачи кадрового планирования
- Раздел 4 Технология найма, оценки и отбора персонала
- 4.1.Поиск, отбор и прием персонала
- Деловая оценка и отбор персонала
- 4.3.Отбор кандидатов на вакантную должность
- 4.4 Организация отбора претендентов на вакантную должность
- 3. Беседа по найму:
- 5. Проверка рекомендаций и послужного списка
- 6. Медицинский осмотр
- Раздел 5 Технология управления профориентацией, адаптацией и обучением персонала
- 5.1 Управление профориентацией и адаптацией персонала
- 5.2.Организация обучения персонала
- 5.2.1.Методы обучения персонала
- Методы обучения вне рабочего места
- Раздел 6 Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала
- 6.1. Понятие и этапы деловой карьеры
- 6.2 Управление деловой карьерой
- 6.3. Система служебно-профессионального продвижения.
- Управление кадровым резервом
- Раздел 7. Оценка эффективности управления персоналом
- 7.1. Оценка и показатели эффективности деятельности подразделений управления персоналом.
- 7.2. Оценка текучести кадров и абсентеизма.
- 7.3. Оценка, базирующаяся на обзоре мнений.
- 7.5. Расчет экономической эффективности организационных проектов, совершенствование системы управления персоналом.