Вопрос 30. Официальное признание заслуг и его роль в менеджменте.
В современной практике управления персоналом принято говорить не столько о стимулировании, сколько о разработке и использовании различных программ признания и вознаграждения персонала. При этом иногда вознаграждение включается в программы признания в качестве важнейшей составляющей, но чаще различие между вознаграждением и признанием видят в том, что вознаграждения бывают, как правило, денежные, а признание - это явление, не имеющее денежного выражения. Хотя правильнее выделять вознаграждение "содержанием", или внутреннее вознаграждение, связанное с особенностями выполняемой работы, с ее характером и содержанием, ее значимостью, особенностями отношений между работниками в процессе трудовой деятельности, которые вызывают положительный эмоциональный настрой, чувство самоуважения, состоятельности, достижения поставленных целей и т.д. И внешнее вознаграждение - стимулирование работника к определенному трудовому поведению (в том числе и нематериальное). Исходя из вышесказанного, вознаграждение может быть как материальным, так и нематериальным. Следовательно, вознаграждение - это понятие более широкое, чем признание; признание в большей степени соответствует понятию нематериального (нефинансового) вознаграждения, более распространенному в отечественной теории и практике. В современных условиях, по мере роста уровня образования и жизненного уровня работников, возрастает значение внутреннего вознаграждения и использования различных программ признания, безусловно, в сочетании с соответствующим денежным вознаграждением. Вот что пишет по этому поводу Йосио Кондо: "Когда мы бедны, работа и деньги исключительно тесно увязаны, поскольку людям нужны деньги на еду и одежду, деньги на существование. Но как только наша жизнь налаживается, а общество становится более развитым, ценность денег по сравнению с работой резко снижается. Если мы все же продолжаем верить, что работа - не более чем зарабатывание денег, это приводит к росту процента отсутствующих на работе". Процесс признания будет эффективным, если решаются шесть следующих основных задач: 1. Признание труда сотрудников, добившихся значительных результатов, с целью дальнейшего стимулирования их творческой активности. 2. Демонстрация отношения организации к высоким результатам труда. 3. Извлечение из процесса признания максимального эффекта путем популяризации результатов труда отдельных работников, получивших признание. 4. Применение различных форм признания заслуг сотрудников. 5. Поднятие морального состояния через соответствующую форму признания. 6. Обеспечение процесса повышения трудовой активности, являющегося целью руководства. В числе наиболее распространенных форм признания отдельной личности можно назвать следующие: 1) профессионально-квалификационное продвижение (продвижение по службе); 2) расположение, размеры и внутренняя планировка кабинета; 3) поездки на предприятия заказчика; 4) заседания, на которых отмечается деятельность работника; 5) награды, ценные подарки от организации; 6) специально отведенные места для стоянки машин; 7) ежегодные конференции, на которых отмечаются заслуги сотрудника; 8) специальные статьи, помещаемые в прессе; 9) заметки на доске объявлений; 10) фотографии сотрудника на плакатах, стендах; 11) специальные задания; 12) почетные значки, вручаемые в присутствии коллег сотрудника; 13) объявление благодарности; 14) направление на конференции, стажировку и др. Очень важны с точки зрения стимулирования работников к повышению активности, к вовлечению персонала в процесс улучшения деятельности различные формы личного признания со стороны непосредственного руководителя, усиливающие роль управленческого персонала в обеспечении качества. Наиболее общепринятыми формами личного признания заслуг работников со стороны начальства являются: 1) выражение благодарности за хорошо выполненную работу сразу же после ее завершения; 2) письмо, направленное на дом сотруднику руководителем, с выражением благодарности за конкретный вклад этого сотрудника в успешную деятельность организации; 3) выражение отношения в письменной форме в справках или отчетах, подготовленных сотрудниками, с благодарностью за их содержание или форму изложения; 4) открытки, направленные на дом по случаю дня рождения или круглых дат трудовой деятельности, с выражением признательности за труд. Признание важно не только для отдельного сотрудника, но и для коллектива. Признание дает группе сотрудников возможность ощутить свою особую причастность к успешной деятельности организации и проникнуться значимостью своего вклада в достижение общеорганизационных целей. Во всем мире приняты следующие формы признания деятельности групп: 1. Статьи о достижениях группы сотрудников в печати с фотографией всех членов группы. 2. Организация обедов в рамках подразделения в честь сотрудников, внесших определенный вклад в успешную деятельность организации. 3. Организация семейных поездок за город. 4. Предоставление информации о достигнутых результатах на рассмотрение высшего руководства. 5. Организация обедов с руководством высшего звена. 6. Участие всей группы сотрудников в технических конференциях. 7. Организация группового заседания с кофе и пирожными за счет организации. 8. Пластинки на дверях отдела с фамилиями сотрудников. 9. Присутствие на заседаниях группы руководителей высшего звена, во время которых они выражают признательность и благодарность за хорошо выполненную работу. 10. Вручение сувениров всем членам группы и др.
- Понятие «управление» и «менеджмент», их виды
- Основные задачи бизнес-менеджмента
- 3) Адаптивное управление
- 4. Принципы и методы управления
- 5 Функции менеджера
- 8. Способы оценки внешних условий функционирования организации
- Вопрос 10. Миссия организации. Выбор целей и стератегий развития.
- 11. Понятие цели. Их виды. Требования к постановке цели.
- 12.Основные школы мен
- Эмпирическая школа и школа «социальных систем»
- 13)Классическая школа управления
- 15. Доктрина «человеческих отношений»
- 16. Эмпирическая школа управления( ситуационная школа менеджмента)
- 17. Школа социальных систем
- 18) Новая школа управления
- 19. Революция менеджеров
- Вопрос 20. Российская управленческая мысль 20х-30х годов
- 21. Японский опыт управления предприятием ( точно-во –время, канбан)
- 22.Индивидуальные потребности: классификация, особенности
- 23. Проблемы управления предприятием в условиях рафинированного потребления продукции
- 25. Способы управления циклом и-п-с
- 26. Экономические службы в структуре управления предприятием.
- 27.Мотивы поведения работников в хоз.Системах
- 28) Виды стимулов и особенности их воздействия на различные группы работников
- 29.Выбор эффективных форм стимулирования и согласования экономических интересов собственников и работников предприятия
- Вопрос 30. Официальное признание заслуг и его роль в менеджменте.
- 31. Методы материального стимулирования трудовой активности работников
- 32. Прогрессивные формы оплаты и стимулирования труда
- 33) Методы коллективного стимулирования работника к деятельности
- 34.Руководство, лидерство, власть.
- 35 Стиль управления
- 34 Руководство, лидерство, власть.
- 36.Организационная культура
- 38) Мотивация и стимулирование в системе поставщик потребитель проблема продвижения нового изделия на рынок
- Вопрос 40. Высшие органы управления ао. Структура, компетенция. Общее собрание акционеров
- Исполнительный орган общества
- Совет директоров общества
- 41. Функции управления
- 42. Виды организационных структур исполнительного управления. Достоинства и недостатки
- 43)Достоинства и недостатки линейно-функциональной структуры управления
- 44 Централизация и децентрализация в управлении. Делегирование полномочий.
- 45 Содержание положения о структурном подразделении , должностной инструкции.
- Вопрос 50. Формальные и неформальные структуры организации.
- 51) Современные тенденции в развитии организационных структур управления
- 52. Информация и информационные системы предприятия
- 53)Семиотика и ее разделы
- 55 Документация ее виды. Документооборот и способы его совершенствования
- 59.Экспертные методы принятия управленческих решений