19. Методика проведения диагностического консультирования.
Организационная диагностика предназначена для выяснения проблем и взаимосвязей между ними.
Это необходимо для оценки качества управления фирмой, в особенности же — для так называемого управления по слабым сигналам. Имеется в виду учет тех проблем и факторов, которые проступают неявно, или их можно выявить, акцентировать лишь соответствующими методами.
Организационная диагностика включает в себя анализ проблем по следующим направлениям.
• диагностическое интервью;
• анализ управленческих решений,
• наблюдение за работой управленческой команды. Здесь представлен отчет, выполненный главным образом по первому из указанных направлений.
1. Групповая самодиагностика
Руководитель компании выбирает из менеджерского состава и состава специалистов тех сотрудников, мнение и видение которых для него важно. Состав группы может быть 15-20 чел. Для малых компаний – 6-10 чел.
Продолжительность групповой работы от 2,5 до 4 часов (в зависимости от кол-ва участников).
А) Метод «Метафора» Метод «Метафора» позволяет выявить коллективное бессознательное видение организации глазами сотрудников. Он показывает, есть ли у компании динамика (например: корабль без воды; машина без колес), характеризует систему управления (пианино без пианиста; руль без водителя), ориентацию на рынок и клиента (есть ли на рисунках клиенты, довольны ли они), понимается ли в организации важность персонала (есть ли на рисунках люди), есть ли у компании цели развития (лошадь, бегающая по кругу; всадник на распутье дорог; лебедь, рак и щука) и т.д.
Б) метод «Крестовина» Далее участникам в таком же анонимном режиме выдается лист с рисунком 4-х векторов, направленных в разные стороны. Задание: удлинить или укоротить тот или иной вектор в соответствии с тем, как участник видит проявление данного аспекта в организации. Все листы собираются и вывешиваются на доску. После чего путем сопоставлений выводятся преобладающие тенденции: например, в организации развит вектор клиенториентированности, или наоборот, вектор сосредоточенности на внутренних проблемах, видно - развита ли инновационность и т.д.
Метод крестовина выявляет коллективное предсознательное видение организации, так как в отличие от метода метафоры (где выдавался чистый лист), категории размышлений заданы в названиях векторов.
В) анализ организационных отклонений от нормы – оргпатологий. Участникам раздается список оргпатологий – коллекция наиболее частых и опасных для организации.
Каждый участник анонимно выбирает и указывает те отклонения, проявления который в компании проявляются наиболее сильно. Далее данные сводятся на доске и консультант делает выводы о том, какие организационные отклонения преобладают в компании и к чему это может привести.
Г) Анализ управленческих ошибок руководителей. Каждому участнику раздается коллекция управленческих ошибок руководителей: например: боязнь делегировать ответственность своим подчиненным; заниженная оценка реального потенциала работников; необязательность на слово: вера в непогрешимость своих решений; и т.д. всего коло 40 шт.
Участники анонимно выбирают наиболее характерные в деятельности руководителей всех уровней своей компании ошибки. Консультант обобщает, делает выводы, характеризует текущее состояние системы управления.
2. Развивающие диагностические интервью.
С каждым участником рабочей группы консультант проводит индивидуальное диагностическое интервью. Результаты интервью анонимны. Это означает, что никто кроме консультанта не знает, кто из респондентов какую информацию предоставил в общий пул.
3. Построение графов проблем. Экспертная группа.
После проведения всех интервью консультант сводит проблемы, полученные от респондентов, в единый список - проблемное поле. Обычно в проблемное поле попадает 30-40 проблем. Какие связи между проблемами? С каких проблем начать?
Ввиду того, что респондентами являлись сотрудники различного уровня (различный уровень иерархии управления, уровень профессионального опыта, уровень специализации/технологии, опыта и знания отрасли) – в список вошли проблемы разной значимости (от локальных до стратегически важных). Кто должен заняться их ранжированием и выделением главных проблем? Консультант не обладает экспертным знанием отрасли, поэтому не может ранжировать проблемы самостоятельно. Консультант уже провел свою работу, выявляя общий пул проблем, переводя жалобы в проблемы, «прощупывая» различные функциональные и административные зоны организации.
4. Анализ управленческих решений
Консультантом проводится анализ реализации управленческих решений: приказов, планов, программ. Изучается, какие решения были осуществлены, насколько полно и своевременно, а какие нет. Анализируются причины неисполнения, путем опроса руководителя и исполнителей, изучения других внутри- и вне-организационных факторов.
5. Диагностическое наблюдение
Диагностическое наблюдение – это присутствие консультанта при осуществлении сотрудниками внутренних и внешних работ: совещания, работа на складе, работа с покупателями в магазине, работа с клиентами на ресепшн и т.д. Консультант может собирать информацию везде: 40 минут поездить в лифте, посидеть в курилке – послушать о чем говорят, чем дышат сотрудники компании, выступить в роли покупателя (мистри шоппинг). Диагностическое наблюдение является важным качественным дополнением к количественным методам диагностики организации.
- 1.Предмет и объект управленческого консультирования.
- 2. Управленческое консультирование как форма современной социально-экономической деятельности.
- 3. Особенности управленческого консультирования как профессиональной деятельности.
- 4. Консультационная деятельность как деловая услуга.
- 5. Классификация и характеристика консультационных услуг.
- 6. Субъекты и объекты управленческого консультирования.
- 7) Консалтинговый процесс в системе менеджмента современной организации
- 8. Этапы управленческого консультирования
- 9. Планирование и реализация изменений в процессе управленческого консультирования.
- 10. Оценка результативности и эффективности управленческого консультирования.
- 11. Нормативная база управленческого консультирования
- 12. Модели консультационной деятельности, их характеристика и особенности реализации.
- 13. Методы работы внутренних и внешних консультантов.
- 14. Маркетинг и организация продаж консультационных услуг.
- 15. Информационное обеспечение консультационной деятельности.
- 16. Программа диагностического исследования.
- 17. Диагностика технологии управления и информационных систем.
- 18. Диагностика кадрового потенциала и конфликтов в организации.
- 19. Методика проведения диагностического консультирования.
- 20. Методика процессного консультирования
- 21. Методика проведения обучающего консультирования
- 22. Российская практика управленческого консультирования
- 23. Основные принципы консультирования
- 24. Методология разработки и анализа управленческих решений
- 25. Классификация управленческих решений
- 26. Особенности анализа управленческих решений в процессе управленческого консультирования.
- 27. Критерии выбора консультационной организации.
- 28. Техническое задание и контракт на оказание консультационных услуг: понятие и основные элементы.
- 29. Формирование цены консультационной услуги.
- 30. Основные этапы процесса внедрения изменений в организации.
- 31. Методы осуществления изменений в организациях.
- 32. Факторы эффективности внедрения предложений консультантов.
- 33. Современные информационные технологии в управленческом консультировании.
- 34. Виды консультационных организаций.
- 35. Особенности делового взаимодействия консультантов с организацией – клиентом.
- 36. Компетенции профессиональной деятельности консультанта.
- 37. Характеристика внутреннего и внешнего консультирования.
- 38. Поведенческие аспекты консультационного процесса.
- 39. Этика консультационных отношений.
- 40. Особенности взаимодействия клиента и консультанта в оценке результатов управленческого консультирования.
- 42. История, современное состояние и перспективы развития управленческого консультирования.
- 43. Документационное обеспечение консультационных процессов. 44. Управленческое консультирование за рубежом: специфика и основные проблемы на российском рынке.
- 45. Особенности оказания консалтинговых услуг в системе государственной службы.
- 46. Формы и методы управленческого консультирования в государственном секторе.
- 47. Инновационный потенциал организации и мотивация руководства к изменениям.
- 48. Организационная структура консультативной организации.
- 49. Кадровая политика и стратегия консультирующих организаций.
- 50. Командообразование в консалтинговых компаниях.