8. Этапы управленческого консультирования
Стадии, этапы и процедуры консультирования
Стадии | Этапы | Процедуры |
Пред- проектная | Подготовка | Контакт с клиентом Осознание клиентом наличия проблемы Предварительный диагноз проблемы Определение задач (планирование задач) Техническое и финансовое предложение клиенту Контракт на консультирование
|
Проектная | Диагностика | Выявление проблем Сбор данных на объекте и их обработка (анализ, синтез) Систематизированное (детальное) определение проблемы Установление обратной связи с клиентом Отчет по диагностике
|
| Разработка решений | Оценка альтернативных вариантов Выбор рекомендуемых решений Представление решений руководству фирмы-клиента Планирование практической реализации решения
|
| Внедрение решений | Разработка программы внедрения Внедрение Контроль за внедрением Корректировка предложений Оценка результатов проекта Окончательное завершение
|
После- проектная | Завершение | Оценка сделанного (анализ сделанных изменений в организации клиента; самоанализ деятельности консультанта) Конечный отчет Окончательные финансовые расчеты клиента с консультантом |
Предварительная стадия
На предварительной стадии процесса консультирования происходит осознание руководителем наличия проблемы и необходимости ее разрешения и признание им, что для разрешения проблемы необходимо привлечь внешнего консультанта. На этой же стадии осуществляется поиск источников информации о консультантах, сбор и анализ информации об самих консультантах, их услугах, базовых условиях сотрудничества.
Предпроектная стадия
Предпроектная стадия (фаза подготовки) характеризуется началом работы консультанта и клиента, их первым контактом. Обе стороны проводят предварительные переговоры о возможности сотрудничества, происходит первое обсуждение проблемы и возможных путей ее разрешения
Проектная стадия
На этой стадии консультанты начинают этап диагностики (фаза диагноза) предприятия-клиента, сбора данных и в итоге — формирования комплексной картины жизнедеятельности предприятия с целью анализа данных и проведения обширной диагностики и получения финансово-экономического, организационно-технического состояния, деятельности и будущего состояния предприятия.
Задачами диагностики являются сбор и анализ данных по:
организации производства;
• состоянию конкурентов взаимоотношений с ними;
• информационным потокам и связям на предприятии;
• элементам среды макроокружения предприятия (по существующей и прогнозируемой экономической политике, макроэкономическим показателям, государственному регулированию и др.);
• организации управления предприятием в целом.
Методами диагностики могут являться:
• Наблюдение в форме участия консультанта в оперативных заседаниях, проводимых ежедневно руководство предприятия. Здесь консультант может почерпнуть информацию, характеризующую текущее положение организации клиента в целом.
• Беседы, как с представителями руководства всех уровней, так и с рядовыми работниками. Есть возможность получить фактические данные.
• Сбор и обработка письменных материалов, характеризующих стратегическую и оперативную деятельность предприятия.
• Тестирование, анкетирование и интервьюирование.
• Проведение SWOT-анализа
Результаты диагностики представляются в виде документов
Для обобщения результатов диагностики консультанты должны осуществить следующие действия:
1. Сформулировать важнейшие проблемы.
2. Совместно с клиентом оценить их и установить приоритет проблем, провести анализ и синтез альтернатив.
3. Выделить стратегические центры прибыли и центры затрат.
4. Выработать предварительные рекомендации и предложения по тактике решения проблем стратегического управления, по совершенствованию организации управления предприятием и реструктуризации предприятия в целом и/или отдельных его функциональных областей. Разрабатываются нормы, процедуры, правила, касающиеся необходимых изменений и инноваций; определяются роли сторон по реализации проекта (фаза планирования действий). На этапе внедрения (фаза внедрения) проекта с целью эффективной реализации утвержденных руководством организации-клиента рекомендаций консультантов можно сформировать управляющую команду из числа руководителей и специалистов компании-клиента и консультантов, которая, прежде всего, должна разработать оперативные мероприятия, процедуры для создания благоприятного климата (путем привлечения, обучения, мотивации персонала к осознанию, принятиюи поддержке изменений) с целью проведения в последующем стратегических изменений (организационных, технологических, кадровых) и приступить к их реализации.
Послепроектная стадия
Задачами стадии завершения проекта (фаза завершения) является оценка сделанного и сравнение фактически полученных результатов с планируемыми. На этой стадии осуществляется анализ масштабов отклонений и причин из возникновения; разрабатываются дополнительные корректировочные мероприятий; формируется отчет о проделанной работе, использовании ресурсов; обсуждается отчет о работе и подписывается акт приема-сдачи работ.
Работа консультантов, прежде всего с руководителями высшего звена, обеспечивает сильную поддержку работе консультантов на предприятии, облегчает доступ к наиболее важным документам и данным, позволяет оперативно организовывать встречи с практически любым работником предприятия. Но, с другой стороны, консультанты становятся близки к деликатным аспектам деятельности предприятия, касающихся самих высших руководителей, которые часто не подозревают, что причины большинства проблем стратегического управления предприятием — недостаток у руководителей современных знаний и опыта. Поэтому, консультанты должны предвидеть сопротивление руководителей предложенным вариантам выхода из проблемной ситуации и преодолевать его. На данной стадии происходит выход консультанта из консультационного проекта, а также возможно проведение переговоров руководства компании-клиента с консультантами относительно дальнейшего сотрудничества.
- 1.Предмет и объект управленческого консультирования.
- 2. Управленческое консультирование как форма современной социально-экономической деятельности.
- 3. Особенности управленческого консультирования как профессиональной деятельности.
- 4. Консультационная деятельность как деловая услуга.
- 5. Классификация и характеристика консультационных услуг.
- 6. Субъекты и объекты управленческого консультирования.
- 7) Консалтинговый процесс в системе менеджмента современной организации
- 8. Этапы управленческого консультирования
- 9. Планирование и реализация изменений в процессе управленческого консультирования.
- 10. Оценка результативности и эффективности управленческого консультирования.
- 11. Нормативная база управленческого консультирования
- 12. Модели консультационной деятельности, их характеристика и особенности реализации.
- 13. Методы работы внутренних и внешних консультантов.
- 14. Маркетинг и организация продаж консультационных услуг.
- 15. Информационное обеспечение консультационной деятельности.
- 16. Программа диагностического исследования.
- 17. Диагностика технологии управления и информационных систем.
- 18. Диагностика кадрового потенциала и конфликтов в организации.
- 19. Методика проведения диагностического консультирования.
- 20. Методика процессного консультирования
- 21. Методика проведения обучающего консультирования
- 22. Российская практика управленческого консультирования
- 23. Основные принципы консультирования
- 24. Методология разработки и анализа управленческих решений
- 25. Классификация управленческих решений
- 26. Особенности анализа управленческих решений в процессе управленческого консультирования.
- 27. Критерии выбора консультационной организации.
- 28. Техническое задание и контракт на оказание консультационных услуг: понятие и основные элементы.
- 29. Формирование цены консультационной услуги.
- 30. Основные этапы процесса внедрения изменений в организации.
- 31. Методы осуществления изменений в организациях.
- 32. Факторы эффективности внедрения предложений консультантов.
- 33. Современные информационные технологии в управленческом консультировании.
- 34. Виды консультационных организаций.
- 35. Особенности делового взаимодействия консультантов с организацией – клиентом.
- 36. Компетенции профессиональной деятельности консультанта.
- 37. Характеристика внутреннего и внешнего консультирования.
- 38. Поведенческие аспекты консультационного процесса.
- 39. Этика консультационных отношений.
- 40. Особенности взаимодействия клиента и консультанта в оценке результатов управленческого консультирования.
- 42. История, современное состояние и перспективы развития управленческого консультирования.
- 43. Документационное обеспечение консультационных процессов. 44. Управленческое консультирование за рубежом: специфика и основные проблемы на российском рынке.
- 45. Особенности оказания консалтинговых услуг в системе государственной службы.
- 46. Формы и методы управленческого консультирования в государственном секторе.
- 47. Инновационный потенциал организации и мотивация руководства к изменениям.
- 48. Организационная структура консультативной организации.
- 49. Кадровая политика и стратегия консультирующих организаций.
- 50. Командообразование в консалтинговых компаниях.