8.2. «Семь новых инструментов контроля качества»
Рассмотренные выше простые инструменты контроля качества («Семь инструментов контроля качества») предназначены для анализа количественных данных о качестве. Они позволяют достаточно простыми, но научно обоснованными методами решать 95 % проблем анализа и управления качеством в разных областях. Они используют приемы в основном математической статистики, однако доступны всем участникам процесса производства и применяются практически на всех этапах жизненного цикла продукции.
Тем не менее, при создании нового продукта не все факты имеют численную природу. Существуют факторы, которые поддаются лишь словесному описанию. Учет этих факторов составляет примерно 5 % проблем в области качества. Эти проблемы возникают в основном в области управления процессами, системами, коллективами, и при их решении наряду со статистическими методами необходимо использовать результаты операционного анализа, теории оптимизации, психологии и др.
Поэтому JUSE (Union of Japanese Scientists and Engineers - Союз японских ученых и инженеров) в 1979 г. на базе этих наук разработал очень мощный и полезный набор инструментов, позволяющих облегчить задачу управления качеством при анализе указанных факторов.
К «Семи инструментам управления» относятся:
диаграмма сродства (affinity diagram);
2) диаграмма (график) взаимосвязей (зависимостей) (interrelationship diagram);
3) древовидная (системная) диаграмма (дерево решений) (tree diagram);
4) матричная диаграмма или таблица качества (matrix diagram or quality table);
5) стрелочная диаграмма (arrow diagram);
6) диаграмма процесса осуществления программы (планирования осуществления процесса) (Process Decision Program Chart — PDPC);
7) матрица приоритетов (анализ матричных данных) (matrix data analysis).
Сбор исходных данных обычно осуществляют в период «мозговых штурмов» специалистов в исследуемой области и неспециалистов, но способных генерировать продуктивные идеи в новых для себя вопросах.
Каждый участник может свободно высказываться по обсуждаемой теме. Его предложения фиксируются. Проводится обработка результатов обсуждения, и предлагаются средства для решения проблемы.
Сфера применения «Семи новых инструментов контроля качества» быстро расширяется. Эти методы применяются в таких областях как делопроизводство и управление, обучение и подготовка кадров и пр.
Наиболее эффективно применять «Семь новых инструментов» на этапе
разработки новой продукции и подготовки проекта;
для выработки мер по снижению брака и уменьшению рекламаций;
для повышения надежности и безопасности;
для обеспечения выпуска экологической продукции;
для совершенствования стандартизации и т. д.
Рассмотрим кратко эти инструменты.
1. Диаграмма сродства (ДС)- позволяет выявить основные нарушения процесса путем объединения однородных устных данных.
Процедура создания ДС состоит из следующих этапов:
определение темы для сбора данных;
создание группы по сбору данных от потребителей;
занесение полученных данных на карточки (самоклеящиеся листы), которые можно свободно перемещать;
группировка (систематизация) однородных данных по направлениям различных уровней;
формирование единого мнения членов группы по распределению данных;
создание иерархии выделенных направлений.
2. Диаграмма взаимосвязей (ДВ)- способствует определению взаимосвязи основных причин нарушения процесса с проблемами, существующими в организации.
Процедура создания ДС состоит из следующих этапов:
формируется группа специалистов, которые устанавливают и группируют данные по проблеме;
выявленные причины размещаются на карточках, и устанавливается связь между ними. Сравнивая причины (события) необходимо задавать вопрос: « Имеется ли между этими двумя событиями связь?» Если имеется, тогда спрашивают: «Какое событие вызывает другое или является причиной возникновения другого события?»;
рисуют стрелку между двумя событиями, показывая направление влияния;
после выявления взаимосвязей между всеми событиями считают число стрелок, исходящих из каждого и входящих в каждое событие.
Событие с наибольшим числом исходящих стрелок является исходным.
3. Древовидная диаграмма (ДД). После определения с помощью диаграммы взаимосвязей (ДВ) наиболее важных проблем, характеристик и т. п. с помощью ДД ищут методы решения этих проблем. ДД указывает пути и задачи на различных уровнях, которые необходимо решать для достижения заданной цели.
ДД используют:
1. когда пожелания потребителей преобразуются в показатели работы организации;
2.требуется установить последовательность решения задач для достижения поставленной цели;
3. второстепенные задачи должны быть решены раньше основной задачи;
4. должны быть выявлены факты, определяющие основную проблему.
Создание ДД включает следующие этапы:
организуется группа, которая на основе ДС и ДВ определяет проблему исследования;
определяют возможные основные причины выявленной проблемы;
выделяют главную причину;
разрабатывают меры по её полному или частичному устранению.
4. Матричная диаграмма (МД)- позволяет наглядно представить взаимосвязи между различными факторами и степень их тесноты. Это повышает эффективность решения различных задач, учитывающих такие взаимосвязи. В качестве факторов, подвергаемых анализу с помощью МД, могут быть:
проблемы в области качества и причины их появления;
проблемы и способы их устранения;
потребительские свойства продукции, их инженерные характеристики;
свойства изделия и его комплектующих;
характеристики качества процесса и его элементы;
характеристики эффективности работы организации;
элементы системы менеджмента качества и др.
Метод матричных диаграмм, как и другие новые инструменты качества, обычно реализуется командой, перед которой поставлена какая-либо задача в области улучшения качества. Степень тесноты взаимосвязи между факторами оценивается либо с помощью экспертных оценок, либо с помощью корреляционного анализа.
5. Стрелочная диаграмма (СД). После предварительного анализа проблемы и способов ее решения, выполненного с помощью методов ДС, ДВ, ДД, МД, составляется план работ по решению проблемы, например по созданию продукта. План должен содержать все этапы работ и информацию об их продолжительности. Для облегчения разработки и контроля плана работ путем повышения его наглядности используется СД. Стрелочная диаграмма может иметь вид либо диаграммы Ганта, либо сетевого графа. На сетевом графе с помощью стрелок наглядно показана последовательность действий и влияние той или иной операции на ход выполнения последующих операций, поэтому сетевой граф более удобен для контроля над ходом выполнения работ, чем диаграмма Ганта.
6. Диаграмма планирования осуществления процесса - PDPC (Process Decision Program Chart) применяется для:
планирования и оценки сроков выполнения сложных процессов в области научных исследований,
производства новой продукции,
решения задач менеджмента со многими неизвестными, когда необходимо предусмотреть различные варианты решений, возможности корректировки программы работ.
С помощью диаграммы PDPC отразить процесс к которому применим цикл Деминга (PDCА). В результате использования цикла Деминга к конкретному процессу при необходимости осуществляется одновременно и совершенствование этого процесса.
7. Анализ матричных данных (матрица приоритетов).
Данный метод наряду с диаграммой взаимосвязей (ДВ) и в определенной степени матричной диаграммой (МД) предназначен для выделения факторов, имеющих приоритетное влияние на изучаемую проблему. Особенностью данного метода является то, что поставленная задача решается путем многофакторного анализа большого числа опытных данных, часто косвенным образом характеризующих изучаемые взаимосвязи. Анализ взаимосвязей между этими данными и изучаемыми факторами позволяет выделить наиболее важные факторы, для которых затем устанавливаются взаимосвязи с выходными показателями изучаемого явления (процесса).
- 1. Информация о дисциплине
- 1.1. Предисловие
- 1. 2. Содержание дисциплины и виды учебной работы
- 1.2.1. Содержание дисциплины по гос
- 1.2.1. Содержание дисциплины по гос
- 1.2.2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- Раздел 1. Качество как объект управления
- 1.3. Отечественный опыт управления качеством продукции
- Раздел 2. Методы оценки качества
- Раздел 3. Современная концепция управления качеством
- Раздел 4. Нормативно-правовая база обеспечения качества 4.1.Стандартизация требований к объектам и системам качества
- Раздел 5. Создание системы менеджмента качества (смк)
- Раздел 6. Внедрение и совершенствование смк
- Раздел 7. Оценка системы менеджмента качества
- Раздел 8. Инструменты контроля качества
- Раздел 9. Методы управления качеством
- Раздел 10. Экономика качества
- Раздел 11. Методики улучшения качества продукции,
- 2.2.2. Тематический план дисциплины
- 2.2.3. Тематический план дисциплины
- Раздел 1
- Качество как объект управления
- В конкурентном пространстве
- Раздел 2
- Методы оценки качества
- Раздел 5
- Создание системы менеджмента качества
- Раздел 6
- Внедрение и совершенствование смк
- Раздел 7
- Оценка системы менеджмента качества
- Раздел 8
- Инструменты контроля качества
- Раздел 9
- Методы управления качеством
- Раздел 10
- Экономика качества
- Раздел 11
- Методики улучшения качества продукции, процессов и ресурсов
- Раздел 3 Современная концепция управления качеством
- Раздел 4 Нормативно-правовая база обеспечения Качества
- 2.4. Временной график изучения дисциплины
- 2 25 .5. Практический блок
- 2.5.1. Практические занятия
- 2.5.1.1. Практические занятия (очная форма обучения)
- 2.5.1.2. Практические занятия (очно-заочная форма обучения)
- 2.5.1.3. Практические занятия (заочная форма обучения)
- 2.6. Балльно - рейтинговая система оценки знаний
- 65 Баллов.
- 3.2. Опорный конспект по дисциплине Введение
- Раздел 1. Качество как объект управления в конкурентном пространстве
- Max 5* баллов
- Качество – основа конкурентоспособности предприятия
- 1.2. Опыт управления качеством в зарубежных странах
- 1.2.1. Опыт управления качеством в сша
- 1.2.2. Опыт управления качеством в Японии
- 1.2.3. Опыт управления качеством в Германии
- 1.2.4. Опыт управления качеством во Франции
- 1.2.5. Общеевропейский опыт управления качеством
- 1.3. Отечественный опыт управления качеством продукции
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 2. Методы оценки качества
- Max 5 баллов
- 2.1. Классификация и номенклатура показателей качества
- 2.2. Методы оценки качества продукции и услуг
- 2.2.1. Методы оценки качества однородной продукции
- Методы оценки качества разнородной продукции и услуг
- Измерение качества
- Раздел 3. Современная концепция управления качеством
- Max 5 баллов
- Развитие системного подхода к управлению качеством
- 3.2. Концепция всеобщего менеджмента качества (tqm)
- Основные принципы tqm:
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 4. Нормативно-правовая база обеспечения качества Max 5 баллов
- 4.1. Стандартизация требований к объектам и системам качества
- 4.2. Требования к системе менеджмента качества стандартов iso серии 9000:2000
- 4.3. Сертификация
- Виды сертификации
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 5. Создание системы менеджмента качества (смк) Max 5 баллов
- 5.1. Этапы развития менеджмента качества
- 5. 2. Стратегии в области качества
- 5.3. Основные типы структур управления предприятием
- 5.4. Управление организацией по критерию качества
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 6. Внедрение и совершенствование смк Max 5 баллов
- 6.1. Выбор целей и стратегии создания смк
- 1 Вариант: исо 9000 → исо 9004 → исо 9001
- 2 Вариант: исо 9000 → исо 9001 → исо 9004
- 6.2. Организация работ по созданию и внедрению смк
- 6.3. Организация работ по совершенствованию смк
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 7. Оценка системы менеджмента качества Max 5 баллов
- 7.1. Оценка результативности смк
- 7.2. Оценка удовлетворенности потребителей
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 8. Инструменты контроля качества
- Max 37 баллов
- 8.1. Простые инструменты контроля качества
- 8.2. «Семь новых инструментов контроля качества»
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 9. Методы управления качеством
- Max 5 баллов
- 9.1. Структурирование функции качества (сфк)
- 9.2. Анализ видов и последствий потенциальных отказов (fmea)
- 9.3. Методы Тагути
- Раздел 10. Экономика качества
- 10.1. Классификация затрат на качество
- 10.2. Определение затрат на качество
- 10.3. Анализ затрат на качество
- 10.4. Функционально-стоимостный анализ (фса)
- 10.5. Экономические аспекты менеджмента качества в стандартах исо серии 9000
- Раздел 11. Методики улучшения качества продукции, процессов и ресурсов
- 11.1. Концепция «Шесть сигм»
- 11.2. Программа «5s»
- 11.3. Бенчмаркинг
- 11.4. Реинжиниринг
- Вопросы для самопроверки
- Заключение
- 3.4. Глоссарий
- 3.5. Методические указания к проведению практических занятий*
- 3.5.1. Практическое занятие № 1 Построение гистограммы
- 2. Расчет среднего времени изготовления детали (регистрации туристов в гостинице)
- 3. Упрощенный метод определения дисперсии
- 3.5.2. Практическое занятие № 2 Построение диаграммы Парето и диаграммы стратификации
- Задания к выполнению практической части
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 3.5.3. Практическое занятие № 3 Контрольные карты
- Пример построения ( -r) - карты
- 3.5.4. Практическое занятие № 4 Построение матричной и стрелочной диаграмм
- 4. Блок контроля освоения дисциплины
- 4.1. Общие указания
- 2. Блок тестов текущего контроля.
- 3. Блок итогового контроля.
- Задание № 2
- Задание № 3
- Задание № 4
- 4.2.2. Методические указания к выполнению контрольной работы Задание №1
- Задание №2
- Задание №3
- Задание №4
- 4.3. Текущий контроль Тесты к разделу 1 Качество как объект управления в конкурентном пространстве
- Тесты к разделу 2. Методы оценки качества
- Тесты к разделу 3 Современная концепция управления качеством
- Тесты к разделу 4 Нормативно-правовая база обеспечения качества
- Тесты к разделу 5 Создание системы менеджмента качества (смк)
- Тесты к разделу 6 Внедрение и совершенствование смк
- Тесты к разделу 7 Оценка системы менеджмента качества
- Тесты к разделу 8 Инструменты контроля качества
- Тесты к разделу 9 Методы управления качеством
- Тесты к разделу 10 Экономика качества
- Тесты к разделу 11 Методики улучшения качества продукции, процессов и ресурсов
- Правильные ответы на тренировочные тесты текущего контроля
- 4.4. Итоговый контроль Вопросы для подготовки к экзамену
- Перечень элементов затрат на качество