6.2. Организация работ по созданию и внедрению смк
Для успешного создания СМК необходимо иметь организационные, ресурсные, методические и социально-психологические условия.
Создание СМК целесообразно рассматривать как проект, то есть уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных и контролируемых действий, предпринятый для достижения определенной цели.
Создание системы должно соответствовать конкретным требованиям, включающим ограничения по срокам и ресурсам. Придание созданию системы проектно-ориентированного характера позволяет обеспечить надлежащую эффективность этих работ путем концентрации усилий на достижении конкретных промежуточных (поэтапных) и конечных целей, а также наилучшего использования ресурсов.
Как отмечено в стандарте ISO 9001:2000, «для создания СМК требуется стратегическое решение организации». Принятие такого решения высшим руководством организации является первым шагом при создании СМК. Этим решением должен быть назначен представитель высшего руководства, ответственный за создание СМК. Он создает команду из представителей различных подразделений, принимает решение о привлечении сторонних консультантов, и эта группа разрабатывает план создания СМК в организации. Этот план по форме может иметь вид описания процесса.
Данное решение оформляется в виде приказа генерального директора. В приказе может содержаться информация о рабочей группе, разрабатывающей план создания СМК, ресурсах, сроках его подготовки.
Основные этапы создания СМК рассмотрим на примере машиностроительного предприятия:
Обеспечение участников работ стандартами и другими документами;
Обучение персонала;
Диагностирование действующей СМК;
Определение области действия новой СМК в организации;
Установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;
Разработка документа «Миссия, видение и стратегический план развития»;
Разработка документов «Политика в области качества», «Цели в области качества» и др.;
Разработка системы идентификации процессов организации;
Установление основных бизнес–процессов (БП) организации и поддерживающих процессов (ПП) (управленческого, аналитического характера и обеспечения ресурсами), назначение владельцев и руководителей процессов и подпроцессов, определение целей процессов;
Разработка схемы БП организации с указанием их последовательности и взаимодействия;
Создание команд для каждого БП и ПП во главе с его владельцем для разработки методов управления, улучшения процесса и его документирования;
Установление методов управления и улучшения БП и ПП, ресурсов для достижения целей в области качества, разработка документации БП и ПП;
Обеспечение БП и ПП ресурсам для достижения целей в области качества;
Составление перечня документов методического характера, необходимых для осуществления БП и ПП, выбор ответственных за их подготовку, создание плана их разработки или модернизации;
Разработка документов СМК методического характера;
Разработка Руководства по качеству;
Создание отдела системы качества с функциями внутреннего аудита;
Разработка плана внедрения СМК;
Внедрение СМК;
Приемка СМК, подготовка предложений о ее сертификации.
Приемка СМК производится после некоторого периода ее стабильного функционирования (2-6 месяцев) по результатам внутреннего аудита и анализа комплексных показателей эффективности организации. Одним из наиболее информативных показателей является рост продаж на 1 работника за какой-то период (месяц, квартал, год). Общий срок создания и внедрения СМК в зависимости от масштаба организации, ее технического и финансового состояния составляет 1-3 года.
После приемки СМК руководством организации может быть принято решение о ее сертификации.
- 1. Информация о дисциплине
- 1.1. Предисловие
- 1. 2. Содержание дисциплины и виды учебной работы
- 1.2.1. Содержание дисциплины по гос
- 1.2.1. Содержание дисциплины по гос
- 1.2.2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- Раздел 1. Качество как объект управления
- 1.3. Отечественный опыт управления качеством продукции
- Раздел 2. Методы оценки качества
- Раздел 3. Современная концепция управления качеством
- Раздел 4. Нормативно-правовая база обеспечения качества 4.1.Стандартизация требований к объектам и системам качества
- Раздел 5. Создание системы менеджмента качества (смк)
- Раздел 6. Внедрение и совершенствование смк
- Раздел 7. Оценка системы менеджмента качества
- Раздел 8. Инструменты контроля качества
- Раздел 9. Методы управления качеством
- Раздел 10. Экономика качества
- Раздел 11. Методики улучшения качества продукции,
- 2.2.2. Тематический план дисциплины
- 2.2.3. Тематический план дисциплины
- Раздел 1
- Качество как объект управления
- В конкурентном пространстве
- Раздел 2
- Методы оценки качества
- Раздел 5
- Создание системы менеджмента качества
- Раздел 6
- Внедрение и совершенствование смк
- Раздел 7
- Оценка системы менеджмента качества
- Раздел 8
- Инструменты контроля качества
- Раздел 9
- Методы управления качеством
- Раздел 10
- Экономика качества
- Раздел 11
- Методики улучшения качества продукции, процессов и ресурсов
- Раздел 3 Современная концепция управления качеством
- Раздел 4 Нормативно-правовая база обеспечения Качества
- 2.4. Временной график изучения дисциплины
- 2 25 .5. Практический блок
- 2.5.1. Практические занятия
- 2.5.1.1. Практические занятия (очная форма обучения)
- 2.5.1.2. Практические занятия (очно-заочная форма обучения)
- 2.5.1.3. Практические занятия (заочная форма обучения)
- 2.6. Балльно - рейтинговая система оценки знаний
- 65 Баллов.
- 3.2. Опорный конспект по дисциплине Введение
- Раздел 1. Качество как объект управления в конкурентном пространстве
- Max 5* баллов
- Качество – основа конкурентоспособности предприятия
- 1.2. Опыт управления качеством в зарубежных странах
- 1.2.1. Опыт управления качеством в сша
- 1.2.2. Опыт управления качеством в Японии
- 1.2.3. Опыт управления качеством в Германии
- 1.2.4. Опыт управления качеством во Франции
- 1.2.5. Общеевропейский опыт управления качеством
- 1.3. Отечественный опыт управления качеством продукции
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 2. Методы оценки качества
- Max 5 баллов
- 2.1. Классификация и номенклатура показателей качества
- 2.2. Методы оценки качества продукции и услуг
- 2.2.1. Методы оценки качества однородной продукции
- Методы оценки качества разнородной продукции и услуг
- Измерение качества
- Раздел 3. Современная концепция управления качеством
- Max 5 баллов
- Развитие системного подхода к управлению качеством
- 3.2. Концепция всеобщего менеджмента качества (tqm)
- Основные принципы tqm:
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 4. Нормативно-правовая база обеспечения качества Max 5 баллов
- 4.1. Стандартизация требований к объектам и системам качества
- 4.2. Требования к системе менеджмента качества стандартов iso серии 9000:2000
- 4.3. Сертификация
- Виды сертификации
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 5. Создание системы менеджмента качества (смк) Max 5 баллов
- 5.1. Этапы развития менеджмента качества
- 5. 2. Стратегии в области качества
- 5.3. Основные типы структур управления предприятием
- 5.4. Управление организацией по критерию качества
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 6. Внедрение и совершенствование смк Max 5 баллов
- 6.1. Выбор целей и стратегии создания смк
- 1 Вариант: исо 9000 → исо 9004 → исо 9001
- 2 Вариант: исо 9000 → исо 9001 → исо 9004
- 6.2. Организация работ по созданию и внедрению смк
- 6.3. Организация работ по совершенствованию смк
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 7. Оценка системы менеджмента качества Max 5 баллов
- 7.1. Оценка результативности смк
- 7.2. Оценка удовлетворенности потребителей
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 8. Инструменты контроля качества
- Max 37 баллов
- 8.1. Простые инструменты контроля качества
- 8.2. «Семь новых инструментов контроля качества»
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 9. Методы управления качеством
- Max 5 баллов
- 9.1. Структурирование функции качества (сфк)
- 9.2. Анализ видов и последствий потенциальных отказов (fmea)
- 9.3. Методы Тагути
- Раздел 10. Экономика качества
- 10.1. Классификация затрат на качество
- 10.2. Определение затрат на качество
- 10.3. Анализ затрат на качество
- 10.4. Функционально-стоимостный анализ (фса)
- 10.5. Экономические аспекты менеджмента качества в стандартах исо серии 9000
- Раздел 11. Методики улучшения качества продукции, процессов и ресурсов
- 11.1. Концепция «Шесть сигм»
- 11.2. Программа «5s»
- 11.3. Бенчмаркинг
- 11.4. Реинжиниринг
- Вопросы для самопроверки
- Заключение
- 3.4. Глоссарий
- 3.5. Методические указания к проведению практических занятий*
- 3.5.1. Практическое занятие № 1 Построение гистограммы
- 2. Расчет среднего времени изготовления детали (регистрации туристов в гостинице)
- 3. Упрощенный метод определения дисперсии
- 3.5.2. Практическое занятие № 2 Построение диаграммы Парето и диаграммы стратификации
- Задания к выполнению практической части
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 3.5.3. Практическое занятие № 3 Контрольные карты
- Пример построения ( -r) - карты
- 3.5.4. Практическое занятие № 4 Построение матричной и стрелочной диаграмм
- 4. Блок контроля освоения дисциплины
- 4.1. Общие указания
- 2. Блок тестов текущего контроля.
- 3. Блок итогового контроля.
- Задание № 2
- Задание № 3
- Задание № 4
- 4.2.2. Методические указания к выполнению контрольной работы Задание №1
- Задание №2
- Задание №3
- Задание №4
- 4.3. Текущий контроль Тесты к разделу 1 Качество как объект управления в конкурентном пространстве
- Тесты к разделу 2. Методы оценки качества
- Тесты к разделу 3 Современная концепция управления качеством
- Тесты к разделу 4 Нормативно-правовая база обеспечения качества
- Тесты к разделу 5 Создание системы менеджмента качества (смк)
- Тесты к разделу 6 Внедрение и совершенствование смк
- Тесты к разделу 7 Оценка системы менеджмента качества
- Тесты к разделу 8 Инструменты контроля качества
- Тесты к разделу 9 Методы управления качеством
- Тесты к разделу 10 Экономика качества
- Тесты к разделу 11 Методики улучшения качества продукции, процессов и ресурсов
- Правильные ответы на тренировочные тесты текущего контроля
- 4.4. Итоговый контроль Вопросы для подготовки к экзамену
- Перечень элементов затрат на качество