logo
УМК УК исправленный

3.5.1. Практическое занятие № 1 Построение гистограммы

Цель: Познакомиться со статистическими методами контроля качества. Научиться строить гистограмму – один из «семи инструментов контроля качества»

Теоретические предпосылки

В современных условиях в основе принятия управленческих ре­шений в области качества должны лежать факты. Эти факты необходимо собирать, обрабатывать и анализировать, чтобы исключить при­нятие решений на основе недостоверных фактов, т.е. надо при­влечь методы математической статистики, которые позволяют с определенной достоверностью гарантировать правильность предпринимаемых действий продукции. Однако, методы математической статистики слож­ны для их повсеместного применения на практике. Поэтому, японские ученые на основе проведенных исследований отобра­ли из всего множества статистических методов семь инструментов ка­чества, которыми можно пользоваться без специальной математической подготовки. Японский ученый и практик Исикава доказал, что с помощью данных инст­рументов качества можно решить 95% проблем, возникающих на прак­тике.

В состав семи инструментов качества, широко исполь­зуемых для анализа и совершенствования процессов, включены следу­ющие:

гистограмма; диаграмма разброса; контрольный листок; страти­фикация (расслоение); диаграмма Парето; причинно-следственная диаграмма Исикавы; контрольная карта.

Несмотря на простоту, эти методы сохраняют связь с математи­ческой статистикой и позволяют профессионалам с уверенностью пользоваться результатами их применения. Данные методы можно рас­сматривать как систему методов или как конкретные инструменты. По­следовательность совместного применения данных методов определя­ется поставленной перед исследователями задачей.

Построение гистограммы

В любом процессе, будь то производство продукции или оказание услуг, всегда существуют отклонения, которые можно зафиксировать при помощи гистограммы.

Гистограмма — это графическое отражение отклонений в совокупности данных. Она представляет собой столбчатый график, позволяющий наглядно представить характер распределения случайных величин в выборке.

Используя гистограмму, можно чет­ко увидеть форму распределения и влияния, оказываемые на процесс. Можно увидеть также чрезвычайные отклонения, которые при использовании обычных таблиц не так оче­видны.

_______________________________

* Студенты ДОТ должны выслать выполненные задания на учебный сайт для проверки.

Задания к выполнению практической части

Задание 1 выполняют студенты следующих специальностей:

151001.65 - технология машиностроения, специализация - технология автоматизированного производства;

080502.65 – экономика и управление на предприятии (по отраслям);

080507.65 - менеджмент организации, специализация – финансовый менеджмент.

Задание 2 выполняют студенты специальности 080507.65, специализация – гостиничный и туристический бизнес.

Задание 1

Построить гистограмму и установить норматив времени изготовления детали на токарном станке. Замеры времени изготовления 68 деталей на токарном станке представлены в форме 1.

Задание 2

Установить разброс времени обслуживания туристов при их заселении в гостиницу и установить норматив времени регистрации туристов в гостинице.

Замеры времени регистрации 68 туристов при их заселении в гостиницу представлены в форме 1.

Выбор варианта

Последняя цифра шифра

Вариант

1 вариант

2 вариант

Нечетная

Нечетные номера замеров

в форме 1

-

Четная

-

Четные номера замеров

в форме 1

Форма 1

Исходные данные для построения гистограммы

Данные замера времени, мин

замер

замер

замер

замер

1

6,7

18

8,5

35

10,4

52

11,9

2

6,2

19

8,9

36

10,3

53

12

3

6,9

20

9,0

37

10,2

54

12,1

4

7,5

21

9,2

38

9,1

55

12,3

5

7,2

22

9,3

39

9,4

56

12,5

6

7,6

23

9,5

40

9,5

57

12,8

7

7,7

24

9,8

41

10,6

58

13

8

7,8

25

9,6

42

10,8

59

13,4

9

7,9

26

9,9

43

9,9

60

13,2

10

8,0

27

10

44

9,7

61

13,5

11

8,0

28

10,3

45

10,9

62

13,3

12

8,1

29

10,1

46

11,1

63

12,9

13

8,4

30

10,4

47

11,5

64

13,1

14

8,7

31

10,5

48

11,3

65

13

15

8,9

32

10,2

49

12

66

12,9

16

9,0

33

9,7

50

11,8

67

13,5

17

8,3

34

10,5

51

11,7

68

13,5

Сумма:

Среднее значение:

План выполнения задания

1. Определить суммарное время замеров и среднее значение времени одного замера. Данные занести в форму 1.

2. Определить временной интервал. Для этого, из максимального значения времени замера вычесть минимальное значение: 13,5 – 6,2 = 7,3

Полученное число разделить на равные части, но не более чем на 5-7-мь:

7,3 : 5 = 1,46 ≈ 1,5

Сгруппировать замеры с интервалом 1,5 и занести в форму 2 столбец 1.

3. Упрощенный подсчет замеров из формы 1, попавших в установленные интервалы занести в форму 2, столбец 2 (замеры обозначаются черточкой, и группируются по 5 штук для удобства подсчета).

4. Количество замеров в выбранном интервале в числовом выражении занести в 3-й столбец – это частота появления данных в соответствующих интервалах.

5. По полученным данным построить гистограмму. На оси абсцисс отложить значения интервалов времени (от 6,2 до 13,5), а по оси ординат – частота появления данных по интервалам.

Форма 2

Результаты обработки данных для построения гистограммы

Временной интервал, мин.

Упрощенный подсчет данных в интервалах, чел.

Результаты подсчета данных в числовом выражении (частота появления данных по интервалам

6 – 7,5

////

5

7,5 - 9

9 – 10,5

10,5 - 12

12 – 13,5

Можно также воспользоваться упрощенным методом расчета среднего значения времени замера, используя формулу (1)