3.5.1. Практическое занятие № 1 Построение гистограммы
Цель: Познакомиться со статистическими методами контроля качества. Научиться строить гистограмму – один из «семи инструментов контроля качества»
Теоретические предпосылки
В современных условиях в основе принятия управленческих решений в области качества должны лежать факты. Эти факты необходимо собирать, обрабатывать и анализировать, чтобы исключить принятие решений на основе недостоверных фактов, т.е. надо привлечь методы математической статистики, которые позволяют с определенной достоверностью гарантировать правильность предпринимаемых действий продукции. Однако, методы математической статистики сложны для их повсеместного применения на практике. Поэтому, японские ученые на основе проведенных исследований отобрали из всего множества статистических методов семь инструментов качества, которыми можно пользоваться без специальной математической подготовки. Японский ученый и практик Исикава доказал, что с помощью данных инструментов качества можно решить 95% проблем, возникающих на практике.
В состав семи инструментов качества, широко используемых для анализа и совершенствования процессов, включены следующие:
гистограмма; диаграмма разброса; контрольный листок; стратификация (расслоение); диаграмма Парето; причинно-следственная диаграмма Исикавы; контрольная карта.
Несмотря на простоту, эти методы сохраняют связь с математической статистикой и позволяют профессионалам с уверенностью пользоваться результатами их применения. Данные методы можно рассматривать как систему методов или как конкретные инструменты. Последовательность совместного применения данных методов определяется поставленной перед исследователями задачей.
Построение гистограммы
В любом процессе, будь то производство продукции или оказание услуг, всегда существуют отклонения, которые можно зафиксировать при помощи гистограммы.
Гистограмма — это графическое отражение отклонений в совокупности данных. Она представляет собой столбчатый график, позволяющий наглядно представить характер распределения случайных величин в выборке.
Используя гистограмму, можно четко увидеть форму распределения и влияния, оказываемые на процесс. Можно увидеть также чрезвычайные отклонения, которые при использовании обычных таблиц не так очевидны.
_______________________________
* Студенты ДОТ должны выслать выполненные задания на учебный сайт для проверки.
Задания к выполнению практической части
Задание 1 выполняют студенты следующих специальностей:
151001.65 - технология машиностроения, специализация - технология автоматизированного производства;
080502.65 – экономика и управление на предприятии (по отраслям);
080507.65 - менеджмент организации, специализация – финансовый менеджмент.
Задание 2 выполняют студенты специальности 080507.65, специализация – гостиничный и туристический бизнес.
Задание 1
Построить гистограмму и установить норматив времени изготовления детали на токарном станке. Замеры времени изготовления 68 деталей на токарном станке представлены в форме 1.
Задание 2
Установить разброс времени обслуживания туристов при их заселении в гостиницу и установить норматив времени регистрации туристов в гостинице.
Замеры времени регистрации 68 туристов при их заселении в гостиницу представлены в форме 1.
Выбор варианта
Последняя цифра шифра | Вариант | |
1 вариант | 2 вариант | |
Нечетная | Нечетные номера замеров в форме 1 | - |
Четная | - | Четные номера замеров в форме 1 |
Форма 1
Исходные данные для построения гистограммы
Данные замера времени, мин | |||||||
№ | замер | № | замер | № | замер | № | замер |
1 | 6,7 | 18 | 8,5 | 35 | 10,4 | 52 | 11,9 |
2 | 6,2 | 19 | 8,9 | 36 | 10,3 | 53 | 12 |
3 | 6,9 | 20 | 9,0 | 37 | 10,2 | 54 | 12,1 |
4 | 7,5 | 21 | 9,2 | 38 | 9,1 | 55 | 12,3 |
5 | 7,2 | 22 | 9,3 | 39 | 9,4 | 56 | 12,5 |
6 | 7,6 | 23 | 9,5 | 40 | 9,5 | 57 | 12,8 |
7 | 7,7 | 24 | 9,8 | 41 | 10,6 | 58 | 13 |
8 | 7,8 | 25 | 9,6 | 42 | 10,8 | 59 | 13,4 |
9 | 7,9 | 26 | 9,9 | 43 | 9,9 | 60 | 13,2 |
10 | 8,0 | 27 | 10 | 44 | 9,7 | 61 | 13,5 |
11 | 8,0 | 28 | 10,3 | 45 | 10,9 | 62 | 13,3 |
12 | 8,1 | 29 | 10,1 | 46 | 11,1 | 63 | 12,9 |
13 | 8,4 | 30 | 10,4 | 47 | 11,5 | 64 | 13,1 |
14 | 8,7 | 31 | 10,5 | 48 | 11,3 | 65 | 13 |
15 | 8,9 | 32 | 10,2 | 49 | 12 | 66 | 12,9 |
16 | 9,0 | 33 | 9,7 | 50 | 11,8 | 67 | 13,5 |
17 | 8,3 | 34 | 10,5 | 51 | 11,7 | 68 | 13,5 |
Сумма: | |||||||
Среднее значение:
|
План выполнения задания
1. Определить суммарное время замеров и среднее значение времени одного замера. Данные занести в форму 1.
2. Определить временной интервал. Для этого, из максимального значения времени замера вычесть минимальное значение: 13,5 – 6,2 = 7,3
Полученное число разделить на равные части, но не более чем на 5-7-мь:
7,3 : 5 = 1,46 ≈ 1,5
Сгруппировать замеры с интервалом 1,5 и занести в форму 2 столбец 1.
3. Упрощенный подсчет замеров из формы 1, попавших в установленные интервалы занести в форму 2, столбец 2 (замеры обозначаются черточкой, и группируются по 5 штук для удобства подсчета).
4. Количество замеров в выбранном интервале в числовом выражении занести в 3-й столбец – это частота появления данных в соответствующих интервалах.
5. По полученным данным построить гистограмму. На оси абсцисс отложить значения интервалов времени (от 6,2 до 13,5), а по оси ординат – частота появления данных по интервалам.
Форма 2
Результаты обработки данных для построения гистограммы
Временной интервал, мин. | Упрощенный подсчет данных в интервалах, чел. | Результаты подсчета данных в числовом выражении (частота появления данных по интервалам |
6 – 7,5 | //// | 5 |
7,5 - 9 |
|
|
9 – 10,5 |
|
|
10,5 - 12 |
|
|
12 – 13,5 |
|
|
Можно также воспользоваться упрощенным методом расчета среднего значения времени замера, используя формулу (1)
- 1. Информация о дисциплине
- 1.1. Предисловие
- 1. 2. Содержание дисциплины и виды учебной работы
- 1.2.1. Содержание дисциплины по гос
- 1.2.1. Содержание дисциплины по гос
- 1.2.2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- Раздел 1. Качество как объект управления
- 1.3. Отечественный опыт управления качеством продукции
- Раздел 2. Методы оценки качества
- Раздел 3. Современная концепция управления качеством
- Раздел 4. Нормативно-правовая база обеспечения качества 4.1.Стандартизация требований к объектам и системам качества
- Раздел 5. Создание системы менеджмента качества (смк)
- Раздел 6. Внедрение и совершенствование смк
- Раздел 7. Оценка системы менеджмента качества
- Раздел 8. Инструменты контроля качества
- Раздел 9. Методы управления качеством
- Раздел 10. Экономика качества
- Раздел 11. Методики улучшения качества продукции,
- 2.2.2. Тематический план дисциплины
- 2.2.3. Тематический план дисциплины
- Раздел 1
- Качество как объект управления
- В конкурентном пространстве
- Раздел 2
- Методы оценки качества
- Раздел 5
- Создание системы менеджмента качества
- Раздел 6
- Внедрение и совершенствование смк
- Раздел 7
- Оценка системы менеджмента качества
- Раздел 8
- Инструменты контроля качества
- Раздел 9
- Методы управления качеством
- Раздел 10
- Экономика качества
- Раздел 11
- Методики улучшения качества продукции, процессов и ресурсов
- Раздел 3 Современная концепция управления качеством
- Раздел 4 Нормативно-правовая база обеспечения Качества
- 2.4. Временной график изучения дисциплины
- 2 25 .5. Практический блок
- 2.5.1. Практические занятия
- 2.5.1.1. Практические занятия (очная форма обучения)
- 2.5.1.2. Практические занятия (очно-заочная форма обучения)
- 2.5.1.3. Практические занятия (заочная форма обучения)
- 2.6. Балльно - рейтинговая система оценки знаний
- 65 Баллов.
- 3.2. Опорный конспект по дисциплине Введение
- Раздел 1. Качество как объект управления в конкурентном пространстве
- Max 5* баллов
- Качество – основа конкурентоспособности предприятия
- 1.2. Опыт управления качеством в зарубежных странах
- 1.2.1. Опыт управления качеством в сша
- 1.2.2. Опыт управления качеством в Японии
- 1.2.3. Опыт управления качеством в Германии
- 1.2.4. Опыт управления качеством во Франции
- 1.2.5. Общеевропейский опыт управления качеством
- 1.3. Отечественный опыт управления качеством продукции
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 2. Методы оценки качества
- Max 5 баллов
- 2.1. Классификация и номенклатура показателей качества
- 2.2. Методы оценки качества продукции и услуг
- 2.2.1. Методы оценки качества однородной продукции
- Методы оценки качества разнородной продукции и услуг
- Измерение качества
- Раздел 3. Современная концепция управления качеством
- Max 5 баллов
- Развитие системного подхода к управлению качеством
- 3.2. Концепция всеобщего менеджмента качества (tqm)
- Основные принципы tqm:
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 4. Нормативно-правовая база обеспечения качества Max 5 баллов
- 4.1. Стандартизация требований к объектам и системам качества
- 4.2. Требования к системе менеджмента качества стандартов iso серии 9000:2000
- 4.3. Сертификация
- Виды сертификации
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 5. Создание системы менеджмента качества (смк) Max 5 баллов
- 5.1. Этапы развития менеджмента качества
- 5. 2. Стратегии в области качества
- 5.3. Основные типы структур управления предприятием
- 5.4. Управление организацией по критерию качества
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 6. Внедрение и совершенствование смк Max 5 баллов
- 6.1. Выбор целей и стратегии создания смк
- 1 Вариант: исо 9000 → исо 9004 → исо 9001
- 2 Вариант: исо 9000 → исо 9001 → исо 9004
- 6.2. Организация работ по созданию и внедрению смк
- 6.3. Организация работ по совершенствованию смк
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 7. Оценка системы менеджмента качества Max 5 баллов
- 7.1. Оценка результативности смк
- 7.2. Оценка удовлетворенности потребителей
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 8. Инструменты контроля качества
- Max 37 баллов
- 8.1. Простые инструменты контроля качества
- 8.2. «Семь новых инструментов контроля качества»
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 9. Методы управления качеством
- Max 5 баллов
- 9.1. Структурирование функции качества (сфк)
- 9.2. Анализ видов и последствий потенциальных отказов (fmea)
- 9.3. Методы Тагути
- Раздел 10. Экономика качества
- 10.1. Классификация затрат на качество
- 10.2. Определение затрат на качество
- 10.3. Анализ затрат на качество
- 10.4. Функционально-стоимостный анализ (фса)
- 10.5. Экономические аспекты менеджмента качества в стандартах исо серии 9000
- Раздел 11. Методики улучшения качества продукции, процессов и ресурсов
- 11.1. Концепция «Шесть сигм»
- 11.2. Программа «5s»
- 11.3. Бенчмаркинг
- 11.4. Реинжиниринг
- Вопросы для самопроверки
- Заключение
- 3.4. Глоссарий
- 3.5. Методические указания к проведению практических занятий*
- 3.5.1. Практическое занятие № 1 Построение гистограммы
- 2. Расчет среднего времени изготовления детали (регистрации туристов в гостинице)
- 3. Упрощенный метод определения дисперсии
- 3.5.2. Практическое занятие № 2 Построение диаграммы Парето и диаграммы стратификации
- Задания к выполнению практической части
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 3.5.3. Практическое занятие № 3 Контрольные карты
- Пример построения ( -r) - карты
- 3.5.4. Практическое занятие № 4 Построение матричной и стрелочной диаграмм
- 4. Блок контроля освоения дисциплины
- 4.1. Общие указания
- 2. Блок тестов текущего контроля.
- 3. Блок итогового контроля.
- Задание № 2
- Задание № 3
- Задание № 4
- 4.2.2. Методические указания к выполнению контрольной работы Задание №1
- Задание №2
- Задание №3
- Задание №4
- 4.3. Текущий контроль Тесты к разделу 1 Качество как объект управления в конкурентном пространстве
- Тесты к разделу 2. Методы оценки качества
- Тесты к разделу 3 Современная концепция управления качеством
- Тесты к разделу 4 Нормативно-правовая база обеспечения качества
- Тесты к разделу 5 Создание системы менеджмента качества (смк)
- Тесты к разделу 6 Внедрение и совершенствование смк
- Тесты к разделу 7 Оценка системы менеджмента качества
- Тесты к разделу 8 Инструменты контроля качества
- Тесты к разделу 9 Методы управления качеством
- Тесты к разделу 10 Экономика качества
- Тесты к разделу 11 Методики улучшения качества продукции, процессов и ресурсов
- Правильные ответы на тренировочные тесты текущего контроля
- 4.4. Итоговый контроль Вопросы для подготовки к экзамену
- Перечень элементов затрат на качество