1.3. Отечественный опыт управления качеством продукции
В нашей стране переход к системному управлению качеством был осуществлен в результате разработки и внедрения в 1955 г. на Саратовском авиационном заводе системы БИП (бездефектное изготовление продукции и сдача ее с первого предъявления) — отечественный аналог программы «Ноль дефектов» Кросби.
В рамках программы БИП внедрялись специальные методы стимулирования качественной деятельности — работа с личным клеймом. К такой работе допускался работник, который в течение шести месяцев изготовлял продукцию без дефектов и сдавал ее в отдел технического контроля с первого предъявления. При вручении личного клейма исполнителю выдавалось удостоверение на право самоконтроля. Исполнители, работавшие с личным клеймом, получали дополнительные премии.
Следующим этапом в развитии отечественных систем управления качеством стала созданная на предприятиях города Горький (Нижний Новгород) в 1958 г. система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий).
В системе КАНАРСПИ в управлении качеством акцент делался на обеспечение качества допроизводственных стадий — научные исследования, опытно-конструкторские работы, технологическая подготовка производства.
Эта система должна была обеспечить такую отработку изделий на допроизводственных стадиях, которая свела бы к минимуму возникновение дефектов при производстве.
Развитием и дополнением системы КАНАРСПИ стала апробированная и доработанная в 1972—1973 гг. в городе Львове комплексная система управления качеством продукции (КС УКП), которая была призвана обеспечивать постоянный рост качества и технического уровня выпускаемой продукции в соответствии с плановыми заданиями, запросами потребителей и требованиями стандартов.
В рамках КС УКП на предприятиях создавались группы качества, задачами которых являлись изучение причин возникновения дефектов; подготовка предложений по их устранению, повышению качества и надежности изделий.
С конца 70-х годов в промышленности СССР работа по созданию комплексных систем управления качеством продукции велась очень активно. В нее включились тысячи предприятий. Общее научно-методическое руководство разработкой и внедрением КС УКП осуществляли Госстандарт СССР и его головная научно-исследовательская организация — ВНИИС. Ими разрабатывались и издавались государственные стандарты, рекомендации, методические указания, инструкции, устанавливающие общие для всех отраслей положения по построению и функционированию системы, велась работа по пропаганде и распространению передового опыта. В начале 80-х годов стали появляться первые результаты: номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции обновлялись чаще, повышалась ее надежность, улучшались эстетические качества. Сервисное обслуживание стало признаваться как существенный и необходимый элемент удовлетворения запросов потребителей.
Ведущие предприятия Днепропетровской области пошли по пути дальнейшего развития КС УКП и использования методов управления для решения задач повышения эффективности производства. На базе КС УКП была создана и проверена на практике новая комплексная система, которая обеспечивала достижение оптимального баланса качественных и количественных показателей деятельности предприятия и социального развития коллектива. Она получила название комплексной системы управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов (КС УКП и ЭИР).
Целью этой системы было достижение максимальных объемов производства продукции высшей категории качества за счет рационального использования производственных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, усиления режима экономии. Принципы КС УКП и ЭИР получили распространение в основном на транспорте, в строительстве, сфере обслуживания, сельском хозяйстве.
Во второй половине 1970-х годов, используя основные положения КС УКП, коллективы ряда предприятий Краснодарского края с помощью Госстандарта СССР осуществили разработку и внедрение комплексной системы повышения эффективности производства (КС ПЭП). КС УКП и ЭИР и КС ПЭП получили обобщенное название — комплексная система повышения эффективности производства и качества работы (КС ПЭП и КР). Она явилась новым этапом развития КС УКП, позволила охватить все уровни управления предприятием, все стадии жизненного цикла продукции и регламентировала организацию управления всеми сторонами производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социальной жизни коллектива путем разработки и реализации комплекса стандартов предприятия. КС ПЭП и КР была направлена на повышение экономической эффективности производства, обеспечение роста производительности труда, улучшение качества продукции, рациональное использование производственных фондов, всех видов ресурсов, устранение потерь в народном хозяйстве.
Саратовская система обеспечения технического уровня и качества продукции (СОТУ и КП), созданная в конце 1980-х годов, явилась новой формой повышения качества продукции. Ее особенность заключалась в организации сквозного управления качеством продукции путем охвата всех стадий ее жизненного цикла — от проектирования до эксплуатации.
Широкое внедрение методов комплексного управления качеством на предприятиях и необходимость координации их деятельности в рамках административно-территориальных единиц страны послужили основой создания территориальных систем управления качеством (ТС УКП).
В 1978 году были сформулированы принципы единой системы государственного управления качеством продукции (ЕСГУКП).
ЕСГУКП опиралась на производственную и общественную активность трудящихся, на различные формы их участия в управлении производством. В системе использовались все рычаги морального и материального стимулирования, различные формы социалистического соревнования.
Комплексность управления качеством продукции достигалась сочетанием отраслевого и территориального управления. Организационно-технической основой реализации принципов ЕСГУКП являлись система народнохозяйственного планирования и государственная система стандартизации.
Отечественный опыт комплексного управления качеством является хорошим фундаментом освоения стандартов ISO 9000, которые представляют собой более высокий уровень развития науки управления качеством.
Для освоения прогрессивного мирового опыта по управлению качеством необходимо реализовать комплекс мероприятий, включающих разработку и реализацию системы мер, стимулирующих работу в области качества продукции.
- 1. Информация о дисциплине
- 1.1. Предисловие
- 1. 2. Содержание дисциплины и виды учебной работы
- 1.2.1. Содержание дисциплины по гос
- 1.2.1. Содержание дисциплины по гос
- 1.2.2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- Раздел 1. Качество как объект управления
- 1.3. Отечественный опыт управления качеством продукции
- Раздел 2. Методы оценки качества
- Раздел 3. Современная концепция управления качеством
- Раздел 4. Нормативно-правовая база обеспечения качества 4.1.Стандартизация требований к объектам и системам качества
- Раздел 5. Создание системы менеджмента качества (смк)
- Раздел 6. Внедрение и совершенствование смк
- Раздел 7. Оценка системы менеджмента качества
- Раздел 8. Инструменты контроля качества
- Раздел 9. Методы управления качеством
- Раздел 10. Экономика качества
- Раздел 11. Методики улучшения качества продукции,
- 2.2.2. Тематический план дисциплины
- 2.2.3. Тематический план дисциплины
- Раздел 1
- Качество как объект управления
- В конкурентном пространстве
- Раздел 2
- Методы оценки качества
- Раздел 5
- Создание системы менеджмента качества
- Раздел 6
- Внедрение и совершенствование смк
- Раздел 7
- Оценка системы менеджмента качества
- Раздел 8
- Инструменты контроля качества
- Раздел 9
- Методы управления качеством
- Раздел 10
- Экономика качества
- Раздел 11
- Методики улучшения качества продукции, процессов и ресурсов
- Раздел 3 Современная концепция управления качеством
- Раздел 4 Нормативно-правовая база обеспечения Качества
- 2.4. Временной график изучения дисциплины
- 2 25 .5. Практический блок
- 2.5.1. Практические занятия
- 2.5.1.1. Практические занятия (очная форма обучения)
- 2.5.1.2. Практические занятия (очно-заочная форма обучения)
- 2.5.1.3. Практические занятия (заочная форма обучения)
- 2.6. Балльно - рейтинговая система оценки знаний
- 65 Баллов.
- 3.2. Опорный конспект по дисциплине Введение
- Раздел 1. Качество как объект управления в конкурентном пространстве
- Max 5* баллов
- Качество – основа конкурентоспособности предприятия
- 1.2. Опыт управления качеством в зарубежных странах
- 1.2.1. Опыт управления качеством в сша
- 1.2.2. Опыт управления качеством в Японии
- 1.2.3. Опыт управления качеством в Германии
- 1.2.4. Опыт управления качеством во Франции
- 1.2.5. Общеевропейский опыт управления качеством
- 1.3. Отечественный опыт управления качеством продукции
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 2. Методы оценки качества
- Max 5 баллов
- 2.1. Классификация и номенклатура показателей качества
- 2.2. Методы оценки качества продукции и услуг
- 2.2.1. Методы оценки качества однородной продукции
- Методы оценки качества разнородной продукции и услуг
- Измерение качества
- Раздел 3. Современная концепция управления качеством
- Max 5 баллов
- Развитие системного подхода к управлению качеством
- 3.2. Концепция всеобщего менеджмента качества (tqm)
- Основные принципы tqm:
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 4. Нормативно-правовая база обеспечения качества Max 5 баллов
- 4.1. Стандартизация требований к объектам и системам качества
- 4.2. Требования к системе менеджмента качества стандартов iso серии 9000:2000
- 4.3. Сертификация
- Виды сертификации
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 5. Создание системы менеджмента качества (смк) Max 5 баллов
- 5.1. Этапы развития менеджмента качества
- 5. 2. Стратегии в области качества
- 5.3. Основные типы структур управления предприятием
- 5.4. Управление организацией по критерию качества
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 6. Внедрение и совершенствование смк Max 5 баллов
- 6.1. Выбор целей и стратегии создания смк
- 1 Вариант: исо 9000 → исо 9004 → исо 9001
- 2 Вариант: исо 9000 → исо 9001 → исо 9004
- 6.2. Организация работ по созданию и внедрению смк
- 6.3. Организация работ по совершенствованию смк
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 7. Оценка системы менеджмента качества Max 5 баллов
- 7.1. Оценка результативности смк
- 7.2. Оценка удовлетворенности потребителей
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 8. Инструменты контроля качества
- Max 37 баллов
- 8.1. Простые инструменты контроля качества
- 8.2. «Семь новых инструментов контроля качества»
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 9. Методы управления качеством
- Max 5 баллов
- 9.1. Структурирование функции качества (сфк)
- 9.2. Анализ видов и последствий потенциальных отказов (fmea)
- 9.3. Методы Тагути
- Раздел 10. Экономика качества
- 10.1. Классификация затрат на качество
- 10.2. Определение затрат на качество
- 10.3. Анализ затрат на качество
- 10.4. Функционально-стоимостный анализ (фса)
- 10.5. Экономические аспекты менеджмента качества в стандартах исо серии 9000
- Раздел 11. Методики улучшения качества продукции, процессов и ресурсов
- 11.1. Концепция «Шесть сигм»
- 11.2. Программа «5s»
- 11.3. Бенчмаркинг
- 11.4. Реинжиниринг
- Вопросы для самопроверки
- Заключение
- 3.4. Глоссарий
- 3.5. Методические указания к проведению практических занятий*
- 3.5.1. Практическое занятие № 1 Построение гистограммы
- 2. Расчет среднего времени изготовления детали (регистрации туристов в гостинице)
- 3. Упрощенный метод определения дисперсии
- 3.5.2. Практическое занятие № 2 Построение диаграммы Парето и диаграммы стратификации
- Задания к выполнению практической части
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 3.5.3. Практическое занятие № 3 Контрольные карты
- Пример построения ( -r) - карты
- 3.5.4. Практическое занятие № 4 Построение матричной и стрелочной диаграмм
- 4. Блок контроля освоения дисциплины
- 4.1. Общие указания
- 2. Блок тестов текущего контроля.
- 3. Блок итогового контроля.
- Задание № 2
- Задание № 3
- Задание № 4
- 4.2.2. Методические указания к выполнению контрольной работы Задание №1
- Задание №2
- Задание №3
- Задание №4
- 4.3. Текущий контроль Тесты к разделу 1 Качество как объект управления в конкурентном пространстве
- Тесты к разделу 2. Методы оценки качества
- Тесты к разделу 3 Современная концепция управления качеством
- Тесты к разделу 4 Нормативно-правовая база обеспечения качества
- Тесты к разделу 5 Создание системы менеджмента качества (смк)
- Тесты к разделу 6 Внедрение и совершенствование смк
- Тесты к разделу 7 Оценка системы менеджмента качества
- Тесты к разделу 8 Инструменты контроля качества
- Тесты к разделу 9 Методы управления качеством
- Тесты к разделу 10 Экономика качества
- Тесты к разделу 11 Методики улучшения качества продукции, процессов и ресурсов
- Правильные ответы на тренировочные тесты текущего контроля
- 4.4. Итоговый контроль Вопросы для подготовки к экзамену
- Перечень элементов затрат на качество