3.5.4. Практическое занятие № 4 Построение матричной и стрелочной диаграмм
Цель: Познакомиться с назначением и применением «Семи новых инструментов контроля качества» («Семи инструментов управления»).
Теоретические предпосылки
Рассмотренные ранее простые инструменты контроля качества предназначены для анализа количественных данных о качестве. Они позволяют простыми, но в то же время научно обоснованными методами решать 95% проблем анализа и управления качеством в разных областях.
Однако при создании нового продукта не все факторы имеют численную природу. Существуют факторы (порядка 5%), которые поддаются только словесному описанию. Эти проблемы возникают в основном в области управления процессами, системами, коллективами.
Союз японских ученых и инженеров (JUSE) разработал надежный набор инструментов «Семь инструментов управления», позволяющих облегчить задачу управления качеством при анализе указанных факторов.
К «Семи инструментам управления» относятся:
1. Диаграмма сродства; 2. Диаграмма (график) взаимосвязей (зависимостей); 3. Древовидная (системная) диаграмма (дерево решений); 4. Матричная диаграмма или таблица качества; 5. Стрелочная диаграмма; 6. Диаграмма процесса осуществления программы (планирования осуществления процесса);
7. Матрица приоритетов (анализ матричных данных).
Применению данных инструментов должен предшествовать сбор исходных данных, например, с использованием метода «мозговой штурм». После этого отбираются данные и используются для их обработки наиболее подходящие из приведенных выше семи инструментов управления и планирования.
Задания к выполнению практической части
Задание 1
Построить матричную диаграмму для определения приоритетности требований туристов.
План выполнения задания
Предварительно были опрошены туристы, которых просили указать на недостатки в их обслуживании. В результате опроса выяснились следующие пробелы в обслуживании: ошибки в оформлении документов на тур; гостиница не соответствовала заявленной категории; не работал кондиционер в номере; частично не выполнена экскурсионная программа.
Для выяснения важности установленных недостатков в обслуживании был произведен повторный опрос туристов. Туристам раздавались карточки с парным сочетанием установленных недостатков, и им следовало указать на один недостаток из двух, который соответствует следующим параметрам:
1. Существенно важнее второго (первый оценивается в 9 баллов, а второй в: 1/9 = 0,11 балла);
2. Важнее второго (первый оценивается в 5 баллов, а второй в: 1/5 = 0,2 балла;
3. Так же важен, как и второй (оба эти недостатка оцениваются в 1 балл);
4. Менее важен, чем второй (первый недостаток оценивается в 0,2 балла, а второй в 5 баллов);
5. Существенно менее важен, чем второй (первый недостаток оценивается в 0,11 балла, а второй – 9 баллов).
Усредненные ответы туристов с их оценкой по данной шкале заносятся в матрицу (форма 7). Затем осуществляют нормирование столбцов этой матрицы путем деления данных каждого столбца на сумму по этому столбцу и получают нормированную матрицу (форма 8). Далее проводится суммирование строк данной матрицы (графа 6 в форме 8). Одинаковость полученных сумм по строкам и столбцам матрицы говорит об отсутствии ошибок при ее заполнении.
Для определения степени важности недостатков при обслуживании туристов в процентах и установления приоритетности мер по их устранению сумму по строкам нормированной матрицы делят на общую сумму по этому столбцу (т.е. на 4) и полученное отношение умножают на 100% (последний столбец нормированной матрицы, графа 7).
Форма 7
Матрица парных сравнений недостатков в обслуживании туристов
Недостатки в обслуживании туристов | Ошибка в оформлении документов на тур | Гостиница не соответствовала заявленной категории | Не работал кондиционер в гостинице | Частично не выполнена экскурсионная программа |
Ошибка в оформлении документов на тур |
1 |
0,11 |
1 |
1 |
Гостиница не соответствовала заявленной категории |
9 |
1 |
9 |
5 |
Не работал кондиционер в гостинице |
1 |
0,11 |
1 |
5 |
Частично не выполнена экскурсионная программа |
1 |
0,2 |
0,2 |
1 |
Сумма по столбцам |
|
|
|
|
Форма 8
Нормированная матрица парных сравнений недостатков
в обслуживании туристов
Недостатки в обслуживании туристов | Ошибка в оформлении документов на тур | Гостиница не соответствовала заявленной категории | Не работал кондиционер в гостинице | Частично не выполнена экскурсионная программа | Сумма по строкам | Приоритетность мер по устранению недостатков, % (сумма по строкам : 4,0) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ошибка в оформлении документов на тур |
|
|
|
|
|
|
Гостиница не соответствовала заявленной категории |
|
|
|
|
|
|
Не работал кондиционер в гостинице |
|
|
|
|
|
|
Частично не выполнена экскурсионная программа |
|
|
|
|
|
|
Сумма по столбцам |
|
|
|
|
|
|
В выводе укажите, с каких мероприятий необходимо начинать процесс улучшения обслуживания туристов.
Задание 2
Спланируйте этапы выполнения работ по возведению дома «под ключ» в течении 12 месяцев и представьте их в виде диаграммы Ганта ( СД - стрелочной диаграммы).
Теоретические предпосылки
СД позволяет спланировать оптимальные сроки выполнения всех необходимых работ для скорейшей и успешной реализации поставленной цепи. Она используется после того, как выявлены проблемы, требующие своего решения, и определены необходимые меры, сроки и этапы их осуществления.
СД представляет собой диаграмму хода проведения работ, из которой должны быть наглядно видны порядок и сроки проведения различных этапов изо дня в день. Этот инструмент используется для обеспечения уверенности, что планируемое время выполнения всей работы и отдельных ее этапов по достижению конечной цели является оптимальным. Этот инструмент широко применяется не только при планировании, но и для контроля выполнения запланированных работ, а также при разработке различных проектов
План выполнения задания
Составить план (см. ниже), который должен содержать все этапы работ и информацию об их продолжительности. Так, для строительства дома необходимо выполнить операции в следующей последовательности (в скобках указан срок в месяцах):
Операции
1 вариант
(последняя цифра шифра нечетная)
2 вариант
(последняя цифра шифра нечетная)
1. Возведение фундамента
январь-февраль
июнь-июль
2. Возведение стен
март-июнь
август-ноябрь
3. Строительство лесов
июль-август
декабрь-январь
4. Внешняя отделка дома
сентябрь
февраль
5. Интерьер стен
июль-август
декабрь-январь
6. Водопровод
июль-август
декабрь-январь
7. Электрические работы
июль
декабрь
8. Установка дверей и окон
июль-сентябрь
декабрь-февраль
9. Покраска внутренних стен
сентябрь-октябрь
февраль-март
10. Окончание внутренней отделки
октябрь-ноябрь
март-апрель
11. Конечная инспекция и сдача дома
декабрь
май
Порядок и сроки выполнения работ по строительству дома «под ключ» за 12 месяцев представить в виде диаграммы Ганта (т.е. закончить форму 9).
Стрелочная диаграмма или диаграмма Ганта представляет собой таблицу, в которой указывается порядок проведения операций и запланированные сроки их выполнения в виде стрелок.
Форма 9
Пример планирования постройки дома за 12 месяцев по методу
диаграммы Ганта
№ п/п | Операция | М е с я ц ы | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
1 | Фундамент
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
| Остов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- 1. Информация о дисциплине
- 1.1. Предисловие
- 1. 2. Содержание дисциплины и виды учебной работы
- 1.2.1. Содержание дисциплины по гос
- 1.2.1. Содержание дисциплины по гос
- 1.2.2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- Раздел 1. Качество как объект управления
- 1.3. Отечественный опыт управления качеством продукции
- Раздел 2. Методы оценки качества
- Раздел 3. Современная концепция управления качеством
- Раздел 4. Нормативно-правовая база обеспечения качества 4.1.Стандартизация требований к объектам и системам качества
- Раздел 5. Создание системы менеджмента качества (смк)
- Раздел 6. Внедрение и совершенствование смк
- Раздел 7. Оценка системы менеджмента качества
- Раздел 8. Инструменты контроля качества
- Раздел 9. Методы управления качеством
- Раздел 10. Экономика качества
- Раздел 11. Методики улучшения качества продукции,
- 2.2.2. Тематический план дисциплины
- 2.2.3. Тематический план дисциплины
- Раздел 1
- Качество как объект управления
- В конкурентном пространстве
- Раздел 2
- Методы оценки качества
- Раздел 5
- Создание системы менеджмента качества
- Раздел 6
- Внедрение и совершенствование смк
- Раздел 7
- Оценка системы менеджмента качества
- Раздел 8
- Инструменты контроля качества
- Раздел 9
- Методы управления качеством
- Раздел 10
- Экономика качества
- Раздел 11
- Методики улучшения качества продукции, процессов и ресурсов
- Раздел 3 Современная концепция управления качеством
- Раздел 4 Нормативно-правовая база обеспечения Качества
- 2.4. Временной график изучения дисциплины
- 2 25 .5. Практический блок
- 2.5.1. Практические занятия
- 2.5.1.1. Практические занятия (очная форма обучения)
- 2.5.1.2. Практические занятия (очно-заочная форма обучения)
- 2.5.1.3. Практические занятия (заочная форма обучения)
- 2.6. Балльно - рейтинговая система оценки знаний
- 65 Баллов.
- 3.2. Опорный конспект по дисциплине Введение
- Раздел 1. Качество как объект управления в конкурентном пространстве
- Max 5* баллов
- Качество – основа конкурентоспособности предприятия
- 1.2. Опыт управления качеством в зарубежных странах
- 1.2.1. Опыт управления качеством в сша
- 1.2.2. Опыт управления качеством в Японии
- 1.2.3. Опыт управления качеством в Германии
- 1.2.4. Опыт управления качеством во Франции
- 1.2.5. Общеевропейский опыт управления качеством
- 1.3. Отечественный опыт управления качеством продукции
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 2. Методы оценки качества
- Max 5 баллов
- 2.1. Классификация и номенклатура показателей качества
- 2.2. Методы оценки качества продукции и услуг
- 2.2.1. Методы оценки качества однородной продукции
- Методы оценки качества разнородной продукции и услуг
- Измерение качества
- Раздел 3. Современная концепция управления качеством
- Max 5 баллов
- Развитие системного подхода к управлению качеством
- 3.2. Концепция всеобщего менеджмента качества (tqm)
- Основные принципы tqm:
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 4. Нормативно-правовая база обеспечения качества Max 5 баллов
- 4.1. Стандартизация требований к объектам и системам качества
- 4.2. Требования к системе менеджмента качества стандартов iso серии 9000:2000
- 4.3. Сертификация
- Виды сертификации
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 5. Создание системы менеджмента качества (смк) Max 5 баллов
- 5.1. Этапы развития менеджмента качества
- 5. 2. Стратегии в области качества
- 5.3. Основные типы структур управления предприятием
- 5.4. Управление организацией по критерию качества
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 6. Внедрение и совершенствование смк Max 5 баллов
- 6.1. Выбор целей и стратегии создания смк
- 1 Вариант: исо 9000 → исо 9004 → исо 9001
- 2 Вариант: исо 9000 → исо 9001 → исо 9004
- 6.2. Организация работ по созданию и внедрению смк
- 6.3. Организация работ по совершенствованию смк
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 7. Оценка системы менеджмента качества Max 5 баллов
- 7.1. Оценка результативности смк
- 7.2. Оценка удовлетворенности потребителей
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 8. Инструменты контроля качества
- Max 37 баллов
- 8.1. Простые инструменты контроля качества
- 8.2. «Семь новых инструментов контроля качества»
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 9. Методы управления качеством
- Max 5 баллов
- 9.1. Структурирование функции качества (сфк)
- 9.2. Анализ видов и последствий потенциальных отказов (fmea)
- 9.3. Методы Тагути
- Раздел 10. Экономика качества
- 10.1. Классификация затрат на качество
- 10.2. Определение затрат на качество
- 10.3. Анализ затрат на качество
- 10.4. Функционально-стоимостный анализ (фса)
- 10.5. Экономические аспекты менеджмента качества в стандартах исо серии 9000
- Раздел 11. Методики улучшения качества продукции, процессов и ресурсов
- 11.1. Концепция «Шесть сигм»
- 11.2. Программа «5s»
- 11.3. Бенчмаркинг
- 11.4. Реинжиниринг
- Вопросы для самопроверки
- Заключение
- 3.4. Глоссарий
- 3.5. Методические указания к проведению практических занятий*
- 3.5.1. Практическое занятие № 1 Построение гистограммы
- 2. Расчет среднего времени изготовления детали (регистрации туристов в гостинице)
- 3. Упрощенный метод определения дисперсии
- 3.5.2. Практическое занятие № 2 Построение диаграммы Парето и диаграммы стратификации
- Задания к выполнению практической части
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 3.5.3. Практическое занятие № 3 Контрольные карты
- Пример построения ( -r) - карты
- 3.5.4. Практическое занятие № 4 Построение матричной и стрелочной диаграмм
- 4. Блок контроля освоения дисциплины
- 4.1. Общие указания
- 2. Блок тестов текущего контроля.
- 3. Блок итогового контроля.
- Задание № 2
- Задание № 3
- Задание № 4
- 4.2.2. Методические указания к выполнению контрольной работы Задание №1
- Задание №2
- Задание №3
- Задание №4
- 4.3. Текущий контроль Тесты к разделу 1 Качество как объект управления в конкурентном пространстве
- Тесты к разделу 2. Методы оценки качества
- Тесты к разделу 3 Современная концепция управления качеством
- Тесты к разделу 4 Нормативно-правовая база обеспечения качества
- Тесты к разделу 5 Создание системы менеджмента качества (смк)
- Тесты к разделу 6 Внедрение и совершенствование смк
- Тесты к разделу 7 Оценка системы менеджмента качества
- Тесты к разделу 8 Инструменты контроля качества
- Тесты к разделу 9 Методы управления качеством
- Тесты к разделу 10 Экономика качества
- Тесты к разделу 11 Методики улучшения качества продукции, процессов и ресурсов
- Правильные ответы на тренировочные тесты текущего контроля
- 4.4. Итоговый контроль Вопросы для подготовки к экзамену
- Перечень элементов затрат на качество