2.1. Классификация и номенклатура показателей качества
Наука, объединяющая количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений по управлению качеством, называется квалиметрией.
Термин «квалиметрия» образован от латинского qualitas — качество и греческого metreo — измеряю.
Активное развитие квалиметрия получила в середине 1960-х гг., когда при принятии решений, связанных с качеством, стали применяться количественные методы ее оценки.
Качество товара является его основополагающей характеристикой, влияющей на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности.
Обычно потребности выражаются через определенные характеристики на основе установленных критериев, которые формулируются в виде требований к качеству.
Требования к качеству — выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта для их реализации и проверки.
Требования к качеству товаров устанавливаются на этапах проектирования и разработки, обеспечиваются материально-техническим снабжением, разработкой и организацией производства, рабочим и окончательным контролем, хранением и реализацией.
Требования к качеству оцениваются по нормам, регламентированным стандартами и ТУ, или в соответствии с запросами потребителей.
В нормативных документах устанавливаются требования к свойствам и показателям, обусловливающим качество. Рассмотрим составляющие элементы качества.
Свойство — это объективная особенность продукции (или товара), проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и потреблении (эксплуатации). Свойства продукции могут быть простыми и сложными.
Простое свойство характеризуется одной особенностью, например, кислотность, жирность молока и др.
Сложное свойство — комплекс особенностей, проявляющихся в совокупности. Примером сложного свойства может служить пищевая ценность продуктов питания, включающая целый комплекс свойств — энергетическую, биологическую, физиологическую, органолептическую ценности, а также усвояемость и безопасность.
Показатель качества — количественное и качественное выражение свойств продукции (или товара). Каждый показатель имеет:
Наименование - служит качественной характеристикой товара.
Значение - является результатом количественного и качественного измерения (размера и размерности). Значение показателя применяется для установления соответствия или несоответствия определенным требованиям или для констатации результатов измерений.
Показатели качества по наименованиям делятся на группы в зависимости от характеризуемых свойств (единичные и комплексные) или от назначения (базовые и определяющие).
Единичные показатели — показатели, предназначенные для выражения простых свойств товаров. Например, к единичным показателям относятся цвет, форма, целостность, кислотность.
Комплексные показатели — показатели, предназначенные для выражения сложных свойств товаров. Так, состояние мякиша хлеба — комплексный показатель, характеризуемый через ряд единичных: цвет, пористость, эластичность и др.
Базовые показатели — показатели, принятые за основу при сравнительной характеристике показателей качества. Примером базового показателя может служить цвет эталона, соответствующий цвету муки определенного сорта.
Определяющие показатели — показатели, имеющие решающее значение при оценке качества товаров.
К ним относятся многие органолептические показатели - внешний вид, цвет всех потребительских товаров, вкус и запах пищевых продуктов;
физико-химические показатели — массовая доля жира (в жиросодержащих продуктах — коровье молоко, маргарин и др.), этилового спирта (в алкогольных напитках) и т. д.
Всем перечисленным показателям присущи определенные значения, которые делятся на следующие виды: оптимальные, действительные, регламентированные, предельные и относительные.
Оптимальное значение показателя — значение, позволяющее достигнуть наиболее полного удовлетворения части потребностей, которые обусловливает данный показатель.
Если оптимальное значение применяется в качестве нормы, устанавливаемой стандартами и ТУ, то это значение приобретает статус регламентированного. На практике оптимальное значение показателя не всегда достижимо, поэтому при оценке качества определяется действительное значение показателя качества.
Действительное значение показателя — значение, определяемое его однократным или многократным измерением.
Например, при оценке качества двух образцов сливочного масла определено содержание жира: в первом — 80,5%, во втором — 82,5%. Полученные результаты являются действительными значениями показателя жирности масла.
Регламентированное значение показателя — значение, установленное действующими нормативными документами.
Содержание (массовая доля) жира в сливочном масле устанавливается действующим ГОСТом — не менее 82%. Указанное значение является регламентированным и одновременно предельным.
Предельное значение — значение показателя качества, превышение или снижение которого регламентируется как несоответствие действующему НД.
Предельное значение показателей качества может быть или минимальным, или максимальным, или диапазонным.
При минимальном предельном значении в НД устанавливается регламентированное значение — не менее, при максимальном — не более, а при диапазонном — не менее и не более.
Важнейшим вопросом квалиметрии является объективное установление уровня качества. Применительно к продукции, уровень качества представляет собой относительную характеристику качества продукции, основанную на сравнении ее качества с базовыми показателями.
При оценке уровня качества как базовые могут быть использованы показатели эталонов — образцов, которые могут отражать требования к качеству лучших мировых или отечественных изделий, а также требования (запросы) потребителей. Выбор показателей зависит от целей оценки качества.
Технический уровень качества — относительная сравнительная характеристика технического совершенства товаров, основанная на сравнении действительных значений показателей, характеризующих техническое совершенство, с их базовым показателем, отражающим передовые научно-технические достижения в этой области. Технический уровень качества применяется обычно для характеристики сложнотехнических товаров.
Таким образом, качество товаров представляет собой совокупность свойств и показателей, которые обусловливают удовлетворение разнообразных потребностей в соответствии с назначением конкретных товаров.
Для оценки технического уровня продукции используют дифференциальный, комплексный или смешанный методы.
- 1. Информация о дисциплине
- 1.1. Предисловие
- 1. 2. Содержание дисциплины и виды учебной работы
- 1.2.1. Содержание дисциплины по гос
- 1.2.1. Содержание дисциплины по гос
- 1.2.2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- Раздел 1. Качество как объект управления
- 1.3. Отечественный опыт управления качеством продукции
- Раздел 2. Методы оценки качества
- Раздел 3. Современная концепция управления качеством
- Раздел 4. Нормативно-правовая база обеспечения качества 4.1.Стандартизация требований к объектам и системам качества
- Раздел 5. Создание системы менеджмента качества (смк)
- Раздел 6. Внедрение и совершенствование смк
- Раздел 7. Оценка системы менеджмента качества
- Раздел 8. Инструменты контроля качества
- Раздел 9. Методы управления качеством
- Раздел 10. Экономика качества
- Раздел 11. Методики улучшения качества продукции,
- 2.2.2. Тематический план дисциплины
- 2.2.3. Тематический план дисциплины
- Раздел 1
- Качество как объект управления
- В конкурентном пространстве
- Раздел 2
- Методы оценки качества
- Раздел 5
- Создание системы менеджмента качества
- Раздел 6
- Внедрение и совершенствование смк
- Раздел 7
- Оценка системы менеджмента качества
- Раздел 8
- Инструменты контроля качества
- Раздел 9
- Методы управления качеством
- Раздел 10
- Экономика качества
- Раздел 11
- Методики улучшения качества продукции, процессов и ресурсов
- Раздел 3 Современная концепция управления качеством
- Раздел 4 Нормативно-правовая база обеспечения Качества
- 2.4. Временной график изучения дисциплины
- 2 25 .5. Практический блок
- 2.5.1. Практические занятия
- 2.5.1.1. Практические занятия (очная форма обучения)
- 2.5.1.2. Практические занятия (очно-заочная форма обучения)
- 2.5.1.3. Практические занятия (заочная форма обучения)
- 2.6. Балльно - рейтинговая система оценки знаний
- 65 Баллов.
- 3.2. Опорный конспект по дисциплине Введение
- Раздел 1. Качество как объект управления в конкурентном пространстве
- Max 5* баллов
- Качество – основа конкурентоспособности предприятия
- 1.2. Опыт управления качеством в зарубежных странах
- 1.2.1. Опыт управления качеством в сша
- 1.2.2. Опыт управления качеством в Японии
- 1.2.3. Опыт управления качеством в Германии
- 1.2.4. Опыт управления качеством во Франции
- 1.2.5. Общеевропейский опыт управления качеством
- 1.3. Отечественный опыт управления качеством продукции
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 2. Методы оценки качества
- Max 5 баллов
- 2.1. Классификация и номенклатура показателей качества
- 2.2. Методы оценки качества продукции и услуг
- 2.2.1. Методы оценки качества однородной продукции
- Методы оценки качества разнородной продукции и услуг
- Измерение качества
- Раздел 3. Современная концепция управления качеством
- Max 5 баллов
- Развитие системного подхода к управлению качеством
- 3.2. Концепция всеобщего менеджмента качества (tqm)
- Основные принципы tqm:
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 4. Нормативно-правовая база обеспечения качества Max 5 баллов
- 4.1. Стандартизация требований к объектам и системам качества
- 4.2. Требования к системе менеджмента качества стандартов iso серии 9000:2000
- 4.3. Сертификация
- Виды сертификации
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 5. Создание системы менеджмента качества (смк) Max 5 баллов
- 5.1. Этапы развития менеджмента качества
- 5. 2. Стратегии в области качества
- 5.3. Основные типы структур управления предприятием
- 5.4. Управление организацией по критерию качества
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 6. Внедрение и совершенствование смк Max 5 баллов
- 6.1. Выбор целей и стратегии создания смк
- 1 Вариант: исо 9000 → исо 9004 → исо 9001
- 2 Вариант: исо 9000 → исо 9001 → исо 9004
- 6.2. Организация работ по созданию и внедрению смк
- 6.3. Организация работ по совершенствованию смк
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 7. Оценка системы менеджмента качества Max 5 баллов
- 7.1. Оценка результативности смк
- 7.2. Оценка удовлетворенности потребителей
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 8. Инструменты контроля качества
- Max 37 баллов
- 8.1. Простые инструменты контроля качества
- 8.2. «Семь новых инструментов контроля качества»
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 9. Методы управления качеством
- Max 5 баллов
- 9.1. Структурирование функции качества (сфк)
- 9.2. Анализ видов и последствий потенциальных отказов (fmea)
- 9.3. Методы Тагути
- Раздел 10. Экономика качества
- 10.1. Классификация затрат на качество
- 10.2. Определение затрат на качество
- 10.3. Анализ затрат на качество
- 10.4. Функционально-стоимостный анализ (фса)
- 10.5. Экономические аспекты менеджмента качества в стандартах исо серии 9000
- Раздел 11. Методики улучшения качества продукции, процессов и ресурсов
- 11.1. Концепция «Шесть сигм»
- 11.2. Программа «5s»
- 11.3. Бенчмаркинг
- 11.4. Реинжиниринг
- Вопросы для самопроверки
- Заключение
- 3.4. Глоссарий
- 3.5. Методические указания к проведению практических занятий*
- 3.5.1. Практическое занятие № 1 Построение гистограммы
- 2. Расчет среднего времени изготовления детали (регистрации туристов в гостинице)
- 3. Упрощенный метод определения дисперсии
- 3.5.2. Практическое занятие № 2 Построение диаграммы Парето и диаграммы стратификации
- Задания к выполнению практической части
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 3.5.3. Практическое занятие № 3 Контрольные карты
- Пример построения ( -r) - карты
- 3.5.4. Практическое занятие № 4 Построение матричной и стрелочной диаграмм
- 4. Блок контроля освоения дисциплины
- 4.1. Общие указания
- 2. Блок тестов текущего контроля.
- 3. Блок итогового контроля.
- Задание № 2
- Задание № 3
- Задание № 4
- 4.2.2. Методические указания к выполнению контрольной работы Задание №1
- Задание №2
- Задание №3
- Задание №4
- 4.3. Текущий контроль Тесты к разделу 1 Качество как объект управления в конкурентном пространстве
- Тесты к разделу 2. Методы оценки качества
- Тесты к разделу 3 Современная концепция управления качеством
- Тесты к разделу 4 Нормативно-правовая база обеспечения качества
- Тесты к разделу 5 Создание системы менеджмента качества (смк)
- Тесты к разделу 6 Внедрение и совершенствование смк
- Тесты к разделу 7 Оценка системы менеджмента качества
- Тесты к разделу 8 Инструменты контроля качества
- Тесты к разделу 9 Методы управления качеством
- Тесты к разделу 10 Экономика качества
- Тесты к разделу 11 Методики улучшения качества продукции, процессов и ресурсов
- Правильные ответы на тренировочные тесты текущего контроля
- 4.4. Итоговый контроль Вопросы для подготовки к экзамену
- Перечень элементов затрат на качество