logo
УМК УК исправленный

5.1. Этапы развития менеджмента качества

С начала ХХ века стало складываться так называемое общество потребления, главной фигурой которого стал потребитель. Его требования (социально безопасные) защищаются государством и обществом.

Этапы развития менеджмента качества можно представить в виде диаграммы — «башни качества» (рис. 6)

Рис. 6. Этапы развития менеджмента качества

где: З1 - затраты на обнаружение дефектов; З2 - затраты на ис­правление дефектов; З3 - затраты на предотвращение дефек­тов; П1, П2, П3 - компоненты дополнительного дохода, получае­мого более прогрессивным предприятием по сравнению с менее прогрессивными.

Создание «башни качества» происходило под давлением обстоятельств — менеджменту было необходимо найти баланс между противоречивыми внутренними и внешними целями предприятия. Поэтому нужно было «уравновесить»:

Это противоречие на каждой стадии развития производства, рынка и общества имело свою специфику и по-разному разре­шалось. Найти ба­ланс интересов – значило найти такой способ организации процесса, при котором идея вкла­дывания денег в предотвращение дефектов и несоответствий реализовывалась бы наиболее рациональным на дан­ный момент образом.