Раздел 6. Словарь терминов
К теме 1.
Абстракция (от лат. abstractio - отвлечение)– форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и твлечение от других частных его свойств и связей; результат процесса абстрагирования.
Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – одно из ведущих направлений в психологии конца XIX – первой половины XX в. В основе бихевиористского метода лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на стимулы внешней среды (S-R , стимул- реакция).
Дискурс – (текст, речь от лат.discurro, discursum) – рассказывать, излагать, но также – бегать туда и сюда; второе значение латинского слова позволяет под словом «дискурс» понимать не только повествовательную, но и диалогическую речь, речевое взаимодействие между партнерами, обмен репликами в диалоге.
Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя.
Модель – аналог реального объекта.
Парадигма – совокупность философских, общетеоретических и метатеоретических оснований науки. Термин введен Т.Куном, который считает, что тот или иной качественный этап в развитии науки – результат не эволюции, а революции и отличается парадигмой.
Перцепция – восприятие, представление, отражение.
Системный подход – исследовательский подход в рамках которого объект рассматривается как некоторое множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные интегральные свойства данного множества. .
К теме 2.
Герменевтика – теория понимания. У Ф. Шлейермахера “искусство постижения чужой индивидуальности”, “другого”. Ее предметом выступает прежде всего аспект выражения, а не содержания, ибо именно выражение есть воплощение индивидуальности.
Глоттогенез ( от греческих слов: язык и происхождение) - научное объяснение происхождения языка человеческого общения.
Коммуникант – любая из сторон процесса коммуникации.
Массовая коммуникация – разновидность коммуникации, охватывающей большие и средние по размеру сообщества людей (подробно ее содержание и особенности рассматриваются в теме № 5).
Персонализм – тенденция в западной философии, полагающая личность и ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации. Термин впервые употребил Ф.Шлейермахер, но теоретиком считают Э.Мунье, который является автором многочисленных работ, написанных в XXв..
Семиотика – направление исследования коммуникации, возникшее в XIX в. в рамках философии прагматизма, уделявшее внимание знаковой природе коммуникации.
Софист (от греческого Sophistes – искусник, мудрец) – человек, который в своих рассуждениях прибегает к софизмам. В античности софисты – мастера красноречия, платные учителя. По их мнению, цель оратора не раскрытие истины, а убедительность, словесная виртуозность, искусство вводить в заблуждение.
Социолингвистика – наука, изучающая социальные аспекты языка и речи. Она развивается на стыке языкознания, социологии, социальной психологии.
К теме 3.
Апелляция – обращение за поддержкой к общественному мнению.
Аудиовизуальный – канал коммуникации, основанный на одновременном восприятии зрением и слухом.
Верификация – проверка достоверности информации.
Доминанта (от лат. dominans) – главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-либо.
Инициатор сообщения – в коммуникативистике то же, что и коммуникатор.
Искусственный язык – язык, который строится по сформированным заранее правилам и предназначен для решения каких -либо конкретных задач.
Коммуникативная сфера – социально-обусловленная область коммуникативной деятельности человека, имеющая свои функции, определяемые коммуникативными потребностями – необходимость сообщить или получить какую-либо информацию. Она интегрирует целый ряд социально-значимых характеристик коммуникации, таких как смысловая информация, социальный статус коммуникантов, их коммуникативные роли и степень мотивированности в обмене информацией. Коммуникативная сфера тесно связана по своей природе с общественными связями и отношениями.
Коммуникатор – инициатор коммуникативных связей; лицо или группа лиц, формирующих и передающих сообщения.
Массмедиа (mass media) – то же самое что и средства массовой информации.
Реципиент – в системе коммуникации сторона, принимающая сообщение.
Суггестия – внушение, воздействие на воображение, подсознание.
Участник коммуникации – любой из коммуникантов.
Язык естественный – противопоставлен искусственным языкам (языку математики, языку программирования и т.п.). Например, русский, английский, немецкий и т.д.
К теме 4.
Вербальный – словесный.
Кинесика – невербальное средство общения, отражающее движения тела – позу, жест, мимику, походку, а также визуальный контакт – направление движения взгляда, его частота, длина паузы.
Коммуникация визуальная – взаимодействие с помощью видимых символов. В отличие от вербальной, она не обладает заранее установленными, лексически выделенными единицами. В ней существуют лишь предварительные нормы, определяющие форму необходимого сообщения (например, в прямом эфире появляется дополнительная(незапланированная) информация, которая черпается из контекста ситуации, расстановки действующих лиц, их поз, жестов, мимики и пр.).
Коммуникация когнитивная – взаимодействие субъектов с познавательной целью.
Коммуникация конфликтная – взаимодействие в условиях противоборства, противостояния сторон, участвующих в коммуникативном процессе.
Коммуникация кризисная – взаимодействие между субъектами в условиях резкого изменения течения коммуникативного процесса, вызвавшего затруднения в привычном обмене сообщениями между элементами коммуникативной системы (в условиях кризисных ситуаций, которые активный субъект коммуникации стремится преодолеть с помощью механизмов, технологий и инструментов связи с общественностью).
Коммуникация уличная – взаимодействие между различными лицами игруппами при непосредственном контакте на улице (например, митинги, демонстрации, уличные концерты и т.д.).
Невербальный – невербальные средства общения: движение тела, интонация, тактильное воздействие, дистанция.
Ольфакторная система – система невербального поведения, базирующаяся на обонянии человека и отражает искусственные и естественные запахи.
Проксемика – невербальное средство общения, отражающее пространственную ориентацию партнеров и дистанцию между ними в момент речевого общения.
Просодика (и экстралингвистика) – невербальное средство общения, представляющее совокупность таких характеристик голоса, как интонация, громкость, тембр; а также пауза, вздох, смех, плач, кашель; структура невербального поведения, к ней примыкает экстралингвистическая структура.
Такесика – невербальное средство общения, представляющее совокупность таких характеристик, как рукопожатие, поцелуй, похлопывание; область невербального поведения, находящаяся под контролем тактильно-кинестетической системы отражения (данные поступают от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суставов), а также зрительной и слуховой системы.
К теме 5.
“Издатели” – владельцы, акционеры, менеджеры, спиндокторы и др. оказывающие влияние на информационную политику СМК. Эта социальная группа также как и “редакции” представляет коммуникантов в структуре массовой коммуникации.
“Редакции” (коммуниканты) – это одна из социальных групп, представляющих коммуникаторов (адресантов) СМК, непосредственные создатели и передатчики текстов (журналисты, пиармены, дикторы, операторы, дизайнеры, программисты, оформители и т.п.).
Адресанты – коммуникаторы (коллективы и группы людей ), профессионально занимающиеся производством и распространением массовой информации.
Интернет – относительно новое информационное средство, постепенно обретающее черты СМИ.
Информатика – это система средств обработки данных при помощи вычислительной техники (компьютеров). Данное СМК занимается исследованием человеческого языка и его логических основ с точки зрения проблемы создания нового языка и воплощения его коммуникативных функций. Специалисты, которые работают в этой области называются программистами.
Телекоммуникация– это технические службы СМК, обеспечивающие передачу и прием сообщений. Они в основном работают с кодами, сигналами, шумами и представлены инженерами и техниками по телекоммуникациям.
Экспрессивность - от слова «экспрессия», выразительность, сила проявления чувств, переживаний.
К теме 6.
Коммуникативная механика – составляющая технологии самопрезентаци личности или группы людей. Понятие введено в оборот В.М. Шепелем.
Коммуникативная роль – речевое поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус.
Коммуникативная способность человека – способность, которая проявляется в его общении с людьми. Она включает в себя умение слушать и понимать людей, оказывать на них влияние, устанавливать с ними необходимые взаимоотношения.
Коммуникативная стратегия – это часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели, как пишет Е.В. Клюев, “стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт”.
Коммуникативная тактика – в противовес стратегии, как общей канве коммуникативного поведения, рассматривается как совокупность практических ходов в реальном процессе коммуникации. Коммуникативная тактика – более мелкий масштаб рассмотрения коммуникативного процесса, по сравнению с коммуникативной стратегией. Она соотносится не с коммуникативной целью, а с набором отдельных коммуникативных намерений.
Коммуникативная установка – состояние предрасположенности субъекта к осуществлению какой-либо коммуникации. Это компонент коммуникации, служащий звеном между социальной информацией и поведением коммуникантов. Коммуникативная установка различается в зависимости от характера передаваемой информации. Например, при передаче: деловой информации – установка на рекламирование своей деятельности, ее результатов и достоверности сообщаемых фактов; познавательной информации – установка на эстетические, этические, развлекательные факторы, определяющие социальную ценность коммуникации.
Коммуникативное намерение (задача) – тактический ход, являющийся практическим средством движения к намеченной коммуникантом цели коммуникации.
Коммуникативный опыт – совокупность представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках, ведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий. Имеет непосредственное отношение к формированию коммуникативной личности.
К теме 7.
Значение – центральное понятие семантики, означающее соотнесенность знака (слова) с определенным понятием. Например, слово стул обозначает класс реально существующих предметов. Все существующие разновидности стульев в нашем сознании отображаются в виде понятия о стуле.
Омонимия – явление, отражающее многозначность, состоит в том, что существуют два совершено одинаковых по форме знака, каждый из которых имеет свое значение, причем эти значения между собой абсолютно не связаны, так же как и соответствующие понятия и денотаты (ключ (для замка) – ключ (родник)).
Семиотическая (символьная) коммуникация – в семиотических коммуникациях принято рассматривать три аспекта по характеру соотнесения знаков: синтактику – отношения между знаками в речевой цепи – в высказывании или дискурсе; семантику – отношения между знаками (как формы) и обозначаемым объектом действительности и прагматику – отношения между знаком и говорящим и/или слушающим.
К теме 8.
Аудитория массовая – потребители информации, распространяемой средствами массовой коммуникации (СМК).
Аудитория нецелевая – те люди, группы, на которые непосредственно не ориентируются СМИ, случайная аудитория.
Аудитория потенциальная – те, кто имеет доступ к данному СМИ ( например, владелец компьютера, имеющий доступ в сеть Интернет).
Аудитория реальная – те, кто действительно является аудиторией данного СМИ.
Горячая линия – прямая связь с места событий для передачи самых свежих “горячих” новостей и сведений из первых рук (hot tip).
Демассовизация (демассофикация) – нацеленность современных массмедиа на все более узкие сегменты массовой аудитории. Радио демассифицировалось в 1950-х годах, заменяя форматы, рассчитанные охватить как можно более широкую аудиторию, форматами, предназначенными для определенных групп слушателей. В 1960-1970-х по этому пути пошли журналы. С конца XX в., когда людям стали доступны сотни телеканалов, процесс демассовизации переживает телевидение
Когнитивный диссонанс – согласно этой концепции, информация, несовместимая с уже имеющимися у индивида установками, вызывает у него психологический дискомфорт или диссонанс.
Пропаганда – откровенное использование СМК для распространения определенных убеждений и ожиданий.
Теория диффузии инноваций - теория, объясняющая, как новшества внедряются и адаптируются в различных сообществах.
Теория обретения пользы и удовлетворения – согласно данной концепции, аудитория состоит из множества индивидов, каждый из которых имеет собственные интересы и вкусы и черпает из медиа то, что способствует удовлетворению этих интересов и приносит ему пользу.
Теория селективного влияния (селективной экспозиции) – это теория, указывающая на то, что аудиторию нельзя представлять как послушную массу, некритически воспринимающую любую информацию. На потребление информации влияют индивидуальные различия, социальная дифференциация и социальные отношения.
Эмпатия – понимание другого человека через эмоциональное сопереживание.
К теме 9.
Контркультура – субкультура, ценности которой вступают в конфликт и открыто противоречат доминирующим ценностям.
Культурный шок – реакция индивида на его столкновение с иной культурной реальностью, на конфликт между привычными для него ценностями, нормами, языком, повседневными практиками и ценностями, языком, нормами и повседневными практиками, характерными для новой для него среды, в которой он оказался.
Обратная связь (положительная, отрицательная) – через нее объект управления воздействует на субъект управления и оперативно оценивается эффективность принимаемых решений. Положительная обратная связь усиливает результаты функционирования, способствует развитию социальные процессов в нужном направлении, а отрицательная – ослабляет, т. е. положительная выступает в качестве позитивного фактора, а отрицательная – негативного.
Статусный барьер коммуникации – предписанное или достигнутое положение индивида или группы в социальной системе, препятствующее осуществлению коммуникации между кем-либо.
Субкультура – культура какой-либо социальной группы, организации, сосуществующая с доминирующей культурой, но отличающаяся от нее.
Утилитарный (эффект) – эффект коммуникации, критерием которого является материальная или практическая выгода, польза.
Физические барьеры коммуникации – коммуникативные помехи, возникающие в материальной среде коммуникации.
Эгоцентризм – тенденция рассматривать нормы и ценности собственной культуры как основу для оценки и выработки суждений о других культурах, стремление судить о других на основе своих личных или национальных культурных ценностей.
К теме № 10.
Информация в точке продажи и на упаковке – инструмент ИМК, призванный воздействовать на потенциального покупателя непосредственно там, где реализуется тот или иной товар (услуга): в супермаркете, специализированном магазине, туристическом агентстве, салоне сотовой телефонной связи и т. д. Результатом подобной информационной «обработки» потенциальных покупателей по замыслу инициаторов должна стать незапланированная, пробная или спонтанная (то есть совершенная «под настроение») покупка товара или услуги.
Паблицитный капитал – преимущество субъекта PR- процесса (например, предприятия), основанное на известности и славе его обладателя.
Персональная продажа - наиболее простой инструмент системы ИМК (интегрированной маркетинговой коммуникации). По сути, это непосредственный, личный контакт торгового представителя (коммивояжера) с потенциальным покупателем, предпринятый в целях немедленного или повторного сбыта продукции. Именно это и происходит на обычном рынке, куда мы время от времени наведываемся за товарами повседневного спроса.
Пресс-конференция – собрание журналистов, организуемое официальными лицами или известными представителями общественности с целью информирования их по актуальным вопросам; эксклюзивное изложение информации с правом ее публикации, с раскрытием ее источника или без (закрытая пресс-конференция).
Пресс-релиз – официальное сообщение, выпускаемое для публикации в печати; листовка, специальный бюллетень или брошюра со срочным, главным образом официальным сообщением для средств массовой информации.
Промоушн (то есть продвижение продукции на рынок) - призван обеспечивать взаимосвязь между предложением продукта и спросом на него посредством двусторонней коммуникации между предприятием-производителем (предприятием-торговцем) и целевой потребительской аудиторией.
Прямой маркетинг – инструмент ИМК, представляет собой разновидность рекламы - так называемой направленно-ответной рекламы. Отличительными особенностями прямого маркетинга является значительная персонализация обращения, а также наличие обратной связи между инициатором и потенциальным покупателем (используется целевая почтовая рассылка, электронная почта E-mail).
Спичрайтер – составитель речей для руководителей.
Стимулирование сбыта - средство бизнес-коммуникации, нацеленное на создание условий, активизирующих сбыт на короткий период - допустим, в момент вывода нового товара или услуги на потребительский рынок (например, это скидка в цене при немедленном использовании услуги или при покупке большего количества товара).
- Оглавление
- 1.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса
- 1.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса
- Рекомендации по работе с литературой
- 1.4. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса
- 1.5. Советы по подготовке к экзамену
- Раздел 2. Рабочая программа учебной дисциплины
- Выписка из образовательного стандарта.
- Цели и задачи учебной дисциплины.
- 2.3.Требования к уровню освоения дисциплины
- 2.4. Формы контроля
- Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)
- Содержание отдельных тем учебной дисциплины “Основы теории коммуникации”
- Тема 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина
- Тема 2. Исторические вехи возникновения и развития коммуникации
- Тема 3. Характеристика коммуникативного процесса
- Тема 4. Типы, виды, функции, средства коммуникаций.
- Тема 5. Межличностные, специализированные и массовые коммуникации.
- Тема 6. Коммуникативная личность. Коммуникатор и коммуниканты
- Тема7. Содержание коммуникации. Семиотика языка
- Тема 8. Аудитория и коммуникации
- Тема 9. Эффективность коммуникации
- Тема 10. Коммуникации в сфере связей с общественностью (pr)
- 2.7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Вопросы для подготовки к экзамену
- Тематика курсовых работ
- Список рекомендуемой литературы Основная литература
- Дополнительная литература
- Раздел 3. Методические указания для выполнения курсовых работ
- 3.1. Введение
- 3.2. Особенности выполнения курсовой работы по курсу «Основы теории коммуникации»
- 3.3. Порядок проверки и защиты курсовой работы
- 3.4. Список рекомендуемой литературы
- 3.4. Приложения
- Раздел 4. Тексты лекций по учебной дисциплине
- Тема 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина
- 1. Теория коммуникации как перспективная отрасль современного знания
- 2. Предмет теории коммуникации
- 3. Законы и категории теории коммуникации
- 4. Функции теории коммуникации
- 5. Методы теории коммуникации
- 6. Коммуникативная компетентность в системе профессиональной подготовки специалиста
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 2. Исторические вехи возникновения и развития коммуникации Вопросы темы:
- 1. Развитие средств коммуникации в процессе антропогенеза
- Генезис массовых коммуникаций. Коммуникативные революции
- Истоки и основные парадигмы теории коммуникации
- 4. Современные концепции коммуникации.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 3. Характеристика коммуникативного процесса
- 1. Представление о коммуникации как о процессе и структуре.
- 2. Структурные модели коммуникации
- Оратор – Речь – Слушатель.
- 3.Особенности структурных компонентов коммуникации в различных коммуникативных процессах.
- Аргументация в коммуникативном процессе
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 4. Типы, виды, функции, средства коммуникации
- 1.Многообразие коммуникаций и их классификация.
- 2.Функции коммуникации и коммуникативного акта.
- 3. Средства вербальной и невербальной коммуникации
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 5. Межличностные, специализированные и массовые коммуникации
- 1. Понятие, особенности, функции межличностной коммуникации.
- 2. Понятие и многообразие видов специализированной коммуникации
- 3.Сущность и функции массовой коммуникации.
- Вопросы для самопроверки
- Дополнительная литература
- Тема 6. Коммуникативная личность. Коммуникатор и коммуниканты
- 1. Личность в системе коммуникации.
- 2. Цели коммуникатора. Коммуникативные роли.
- 3. Коммуникативная сфера.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема № 7. Содержание коммуникации. Семиотика языка
- Понятие и типология знаков
- 2.Основы семиотической коммуникации: прагматика, семантика, синтактика.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 8. Аудитория коммуникации
- Аудитория как адресат массовой коммуникации
- 2.Эволюция исследований взаимодействия смк и аудитории.
- 3.Аудитория публичной коммуникации
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 9. Эффективность коммуникации
- Понятие эффективности коммуникации
- 2.Коммуникативные барьеры. Факторы повышения эффективности коммуникации.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 9. Коммуникации в сфере связей с общественностью (pr)
- 1. Понятие и виды pr как коммуникации
- Механизм и участники коммуникационного pr-процесса в бизнесе.
- 3.Коммуникативная кампания в области pr.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Раздел 6. Словарь терминов
- Раздел 7. Материалы тестовой системы Тестовые задания к теме № 1
- Тестовые задания к теме № 2
- Тестовые задания к теме № 3
- Тестовые задания к теме № 4
- Тестовые задания к теме № 5
- Тестовые задания к теме №6
- Тестовые задания к теме №7
- Тестовые задания к теме №8
- Тестовые задания к теме №9
- 1) Психофизиологический барьер;
- Тестовые задания к теме № 10