logo
Основы теории коммуникации

3. Законы и категории теории коммуникации

Предназначение любой науки как формы человеческой деятельности – открытие и формулирование законов природы или общества. Только опираясь на законы – необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения явлений, ученые имеют возможность объяснить многообразные факты и явления реального мира, предсказать новые события.

Законы теории коммуникации во многом определяются ее предметом и характеризуются спецификой информационных связей в природе и обществе.

Специфика законов коммуникации состоит в следующем:

1) должно быть не мене двух сторон - участников коммуникацинного взаимодействия (источник и приемник, коммуникатор и коммуникант, оратор и слушатель и т.п.);

2) всякая коммуникация как информационное взаимодействие основано на принципе обратной связи, являющейся необходимым условием осуществления коммуникативного акта;

3) всякая коммуникация имеет знаковый характер (знаки могут быть разного рода - слова, символы, сигналы, предметы, позы, жесты и т.п.);

4) для осуществления коммуникации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и приемника основания в виде системы знаков, или правил приема и передачи, кодирования и декодирования информации (закон минимального основания)

5) коммуникация возможна при несовпадении информационных потенциалов взаимодействующих систем. Это означает, что полное совпадение информационных потенциалов коммуникантов обесценивает какой-либо обмен информации между ними (закон гетерогенности коммуникативных систем).

Последние два условия имеют большую практическую значимость. Из них следует, что внимание привлекают редко встречающиеся слова, фразы, жесты и другие сигналы. Именно они придают значимость сообщениям. Остальные знаки легко предсказать. Мы чаще всего игнорируем то, что знакомо и привычно, порой не замечаем ту или иную информацию. Чем более редок передаваемый сигнал, тем он более информативен – эта закономерность коммуникации широко используется в практической деятельности профессионалов в рекламе, политическом пиаре и др.

Научный статус теории коммуникации может быть представлен в системе понятии, категорий, которые она используют при изучении коммуникативной реальности. Система категорий отражает уровневую структуру коммуникативного знания. Так, предельно общим (соответствующим общей теории коммуникации) понятием является термин коммуникация. В переводе с латыни (communicatio) он означает “делать общим, связывать, общаться”. Еще в XIX в. рассматривалось инженерно-техническое значение этого слова (пути, дороги, средства связи мест – В.И. Даль). В начале XX в. термин стал использоваться различными социально-гуманитарными науками. В настоящее время очень часто встречается некорректное с точки зрения терминологической строгости отождествление понятий “коммуникация” и “социальная коммуникация”.

Отметим, что в научных дисциплинах социально-гуманитарного цикла – философии, общей и социальной психологии, социологии, педагогике и др. давно и прочно утвердилось понятие “общение”. Возникает в связи с этим вопрос о соотношении понятий коммуникация и общение. Анализируя различные подходы к решению данной проблемы, можно констатировать, что соотношение вышеназванных понятий зависит от того, какое содержание в них вкладывается.8 Поэтому в одних случаях коммуникация выступает лишь как информационная сторона, аспект общения, в других, наоборот, общение выступает стороной, или формой, коммуникации. Стоит заметить, что дискутируя по поводу соотношения понятий, авторы в качестве неизменного или основного понятия используют понятия “информация”, “информационный обмен”. Коммуникация и общение – это процессы, имеющие ярко выраженный информационный характер. В зависимости от того, что понимается под словом “информация” будет зависеть и соотношение исходных понятий. В современном представлении существуют следующие смысловые варианты понятия информации: 1)сведения о чем-либо, передаваемые людьми; 2) сигналы, импульсы, циркулирующие в кибернетических системах; 3) количественная мера устранения неопределенности (в математической теории коммуникации ); 4) мера организации системы и пр.

Если рассматривать информацию только в первом значении, то следует признать, что общение – это более широкое понятие, поскольку включает помимо информационной стороны взаимодействия людей его интерактивную и перцептивную стороны.

Но если иметь в виду, что информация - это атрибутивное свойство материи (широкий философский смысл данного понятия), то понятие коммуникации будет более широким по сравнению с общением.

Более плодотворным, на наш взгляд, является подход, который решает проблему соотношения указанных понятий на основе понятия информационный обмен. Он отражает и уровневую структуру коммуникативного знания (см. рис 2.). Суть его заключается в следующем: самым общим понятием является “коммуникация” (информационный обмен – синоним), менее широким – “социальная коммуникация” (информационный обмен в обществе) и, наконец, более узким, обозначающим разновидность социальной коммуникации, является понятие “общение”.

Общение - это обмен информацией в обществе, направленный на установление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми и осуществляющийся прежде всего вербально, с помощью языка (речи, текста).

Поскольку любой коммуникативный акт осуществляется в определенном пространстве и времени, то в теории коммуникации используются такие понятия как “коммуникативное пространство” и “коммуникативное время”.

Коммуникативное пространство – это система многообразных коммуникативных связей, возникающих между различными агентами коммуникации.

Многочисленные связи, возникающие в обществе (между отдельными людьми, группами, группами и отдельными людьми, людьми, группами и социальными институтами и т.п.) образуют социальное коммуникативное пространство, агентами которого являются отдельные люди, социальные группы (большие и малые), социальные институты. Коммуникативное пространство характеризуется плотностью (зависит от интенсивности осуществляемых взаимодействий) и протяженностью (коммуникативной дистанцией – близкий контакт в условиях межличностных взаимодействий или опосредованный с большой дистанцией, с помощью технических средств, характерный для массовой коммуникации).

Коммуникативное время – это длительность и последовательность самих коммуникативных актов.

В настоящее время с помощью современных технических средств решена проблема максимального ускорения прохождения информации от источника до получателя: сегодня можно практически мгновенно передавать информацию в любую точку планеты и даже за ее пределы. Но решение технических проблем не решает человеческих проблем – существуют границы человеческих возможностей получения, восприятия и понимания сообщений в условиях все более сокращающегося коммуникативного времени и все более увеличивающегося объема информации.