logo
Основы теории коммуникации

2. Цели коммуникатора. Коммуникативные роли.

Отправитель и получатель информации в системе коммуника­ции осуществляют общую базовую функцию и должны отвечать общим требованиям: иметь хотя бы минимальный уровень гума­нитарных знаний; понимать общий символьный язык (код); иметь ключи для кодирования и дешифрации закодированной ин­формации; иметь взаимное желание к установлению и поддержа­нию коммуникации. Кроме того, они должны обладать так назы­ваемыми фоновыми знаниями коммуникантов — знаниями окру­жающей действительности, социальных ценностей общества, культуры и т. п.

Коммуникативной целью называется стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт. Например, объявить импичмент, подать на развод, взять на себя обязанности по послепродажному обслуживанию – это ключевые речевые составляющие коммуникативного поведения, реализующие ту или иную коммуникативную интенцию, то есть, намерение индивида-коммуниканта (или корпоративного коммуниканта, представляющегося как индивида) осуществить то или иное действие через коммуникативный акт или с его помощью.

Коммуникативной ролью будем называть способ поведения в рамках коммуникативного акта, который считается подходящим для конкретной ситуации (группы ситуаций). Известно, что индивид в жизни выполняет массу разнообразных социальных ролей. Нормы или правила поведения в обществе задают принятые в той или иной среде модели поведения. Наивысшую степень регламентации коммуникативных конвенций речевого поведения мы наблюдаем в законодательных собраниях ряда стран (этапы прохождения законопроектов). Судебная или научная речь – еще один пример конвенций, различающийся в рамках национальных коммуникативных структур.

Коммуникатор, ставящий цель овладеть конкретной аудитори­ей, должен определить ее социальную ориентацию, знания и ин­тересы. В зависимости от этого подбирается форма информации, ее объем и структура, а также средства ее передачи. Причем не лю­бая информация служит реализации основной цели коммуника­ции — передаче содержательной информации. Одна часть инфор­мации является фоновой, другая несет лишь эмоциональный за­ряд, третья — ассоциативную функцию, напоминая о чем-либо, вызывая нужные для данного случая ассоциации.

Для уточнения коммуникативной роли определим взаимосвя­зь между ролью и статусом. Социальный статус в определенной степени обусловливает ролевые отношения коммуникантов: зная социальный статус коммуникантов, мы можем с определенной до­лей вероятности прогнозировать их ролевые функции и способы

их выражения. Одновременно по коммуникативным ролям мож­но судить о социальном статусе коммуникантов.

Термины «статус» и «роль» в определенной степени связаны с понятием «социальный стереотип». Американский исследова­тель У. Липпман это понятие ввел в оборот в 1922 г. для обозначе­ния устойчивых образов социальных объектов и событий. В каче­стве примера устойчивого образа можно привести консерватора, милиционера, фермера, безработного и т. п. Стереотипы социаль­ных объектов могут иметь как положительную, так и отрицатель­ную стороны. В последнем случае они способствуют возникнове­нию предубеждений, неприязни как на межличностном уровне, так и на общенациональном уровне. Стереотипы оказывают боль­шое влияние на формирование образа коммуникантов благодаря коммуникативной установке, регулярности и повторяемости.

У каждого коммуниканта вырабатывается свой собственный коммуникативный стиль. Как уже отмечалось ранее, в предыдущей теме, к анализу коммуникативных стилей в рамках межличностного взаимодействия обращался ряд авторов. Так, моделью, позволяющей представить различные коммуникативные стили, является так называемое “окно Джохари”(название образовано начальными буквами имен двух американских психологов, предложивших эту модель). Ее суть в демонстрации взаимозависимости между информацией о нас самих, которая доступна только нам, и осознанием того, как другие воспринимают нас (рис. 4).

Я знаю о себе Я не знаю о себе

Другие знают обо мне

Другие не знают обо мне

Рис.4. “Окно Джохари”

Согласно данной модели выделено четыре стиля в зависимости от доминирования той или иной зоны.

Стиль А характеризует людей, которые демонстрируют скорее безличный подход в отношениях. У них доминирует неизвестная зона, они обычно уходят от контактов, избегают личностного самораскрытия, участия в делах других и тем самым создают образ ригидного, т.е. сторонящегося других, некоммуникабельного человека.

Стиль Б характерен для людей, которые стремятся к общению, но одновременно боятся раскрывать себя и в целом не доверяют другим. Если кто-либо понимает это и говорит им об этом, они перестают доверять и этим людям. Здесь доминирует скрытая зона.

Стиль В характерен для крайне самоуверенных людей, которые при этом не осознают, как они действуют на других и как воспринимаются другими. Те, кто общается с такими людьми, часто ощущает, что к их идеям и высказываниям не прислушиваются, считают малоценными. Естественно, что подобное поведение может вызвать обиду и враждебность. Здесь доминирует слепая зона.

Стиль Г характерен для людей, демонстрирующих откровенность, открытость, понимание потребностей и настроения других. Здесь доминирует открытая зона.

В зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала, личность может быть отнесена к тому или иному типу:

Доминантный коммуникант - стремится завладеть инициативой, не любит когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие.

Мобильный коммуникант – легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения.

Ригидный коммуникант – испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок, логичен.

Интровертный коммуникант – не стремится владеть инициативой, отдает ее, застенчив и скромен, скован в неожиданных ситуациях общения.

В зависимости от типа строится коммуникативная стратегия и коммуникативная тактика общения.

Процесс коммуникации, включая его главный компонент — обмен информацией между коммуникантами осуществляется в коммуникативной сфере. Рассмотрим далее это понятие.