1. Личность в системе коммуникации.
В теории коммуникации для обозначения субъектов коммуникативного процесса используется понятие “коммуникативная личность”. Под коммуникативной личностью мы будем понимать совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида.
Исходным понятием для изучения коммуникативной личности является, прежде всего, социологическое понятие личности. Личность – это системное качество человека, обусловленное его включенностью в систему социальных отношений и институтов, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении. Личность есть продукт развития индивида в обществе.
«Многогранность человека как личности — воплощение индивидуальных особенностей — позволяет изучать его во всех проявлениях существования и деятельности как „homo sapiens" — человека разумного, как „homo politicus" — человека общественного, как „homo consuments" — человека-потребителя, как „homo liber" — человека свободного. Для определения коммуникативной личности особое значение имеет изучение „homo loquens" — человека говорящего, т.е. реализующего себя как коммуникативная личность».48
Множественность подходов и многообразие теорий и концепций личности раскрывает сложность проблемы личности. Социологическая концепция личности сформировалась в конце 19-го—в начале 20-го века. Были разработаны: «теория зеркального Я», ролевая теория, личностные концепции необихевиоризма, теории референтной группы.
Теория зеркального «Я» разрабатывалась американским социологом Ч. Кули (1864—1929). Потенциальная разумная природа индивидуального «Я», по его мнению, приобретает социальное качество лишь в коммуникации, межличностном общении внутри первичной группы. «Социальное» на микроуровне сводится к индивидуальному психологическому опыту, а на макроуровне выступает как посредник, обеспечивающий функционирование человеческой жизни. Функционирование человека в коммуникации подчеркивает ее социальный характер. Американский философ, социолог Дж. Мид рассматривает стадии принятия роли другого, других, обобщенного другого, т. е. стадии превращения физиологического организма в рефлексивное социальное «Я». В «простой игровой фазе» индивид усваивает роль одного другого, в «сложной игровой фазе» индивид ассимилирует роли и установки нескольких других, в фазе «обобщенного другого» индивид идентифицирует себя со всей общностью. По Миду, происхождение «Я» целиком социально, главная его характеристика — способность становиться объектом для себя самого, что отличает его от неодушевленных предметов и живых организмов. Реакция индивидуального «Я» зависит от разнообразия и широты систем коммуникации, в которых «Я» участвует.
В зависимости от придаваемой роли стадиям процесса формирования личности различаются подходы в исследовании личности. В теории развития познания рассматривается создание познавательных навыков (Ж. Пиаже), в теории нравственного развития — понимание чувств других людей (Л. Колберг), в психоаналитических теориях (3. Фрейд, Э. Эриксон) — преодоление напряженности в сознании собственного «Я», в теории динамических смысловых систем индивидуального сознания — формирование личностного смысла как осознанного отношения к действительности, индивидуализированного отношения личности к миру.49
Сторонники ролевой теории считали, что личность — есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе. Американский психиатр, социальный психолог Я. Морено (1892—1974) разработал систему методов выявления и количественного измерения эмоциональных, межличностных взаимоотношений людей в малых группах. Американский социолог-теоретик Т. Парсонс (1902—1979) приходит к пониманию человеческого действия как саморегулирующейся системы, специфику которой, в отличие от системы физического и биологического действия, усматривает в символичности (наличии символических механизмов регуляции — язык, ценности и пр.), в нормативности (зависимость индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм), волюнтаристичности, (иррациональности и независимости от условий среды).
В рамках необихевиоризма рассматривается действие личности как совокупность социально приемлемых ответов на социальные стимулы. Американский социопсихолог Г. Хаймен рассматривал действия личности в зависимости от социальной группы (референтной), на которую индивид ориентирует свое поведение. В качестве таких референтных групп он рассматривал семью и другие социальные группы.
Личность в системе коммуникации рассматривается, прежде всего, с точки зрения ее роли в процессах формирования речи, механизмов экспрессивности, особенностей индивидуальной речи. Личность, имеющая способность создавать и воспринимать речевые тексты, называется отдельными авторами «языковой личностью». Так, Ю. Н. Караулов под языковой личностью подразумевает «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью».50 Караулов в модели языковой личности выделяет три уровня: вербально-семантический; лингво-когнитивный и мотивационный. Это позволяет выделить важные характеристики языковой личности.
Вербально-семантическая, т. е. собственно языковая характеристика включает в себя определение всего запаса слов и словосочетаний, которыми пользуется личность в естественной вербальной коммуникации. При этом обращается внимание на умение правильно использовать вербальные средства в соответствии с нормами социальной дифференциации и вариативности, функционально-стилистической ценности и на имеющие место нарушения нормативных правил словообразования, грамматики и произношения.
Когнитивная (познавательная) характеристика связана с интеллектуальным потенциалом личности, его познавательной деятельностью. Личность проявляет себя через использование своих любимых разговорных формул, авторских речевых оборотов.
Прагматическая характеристика раскрывает цели и задачи коммуникации, интересы, мотивы и коммуникативные установки. Она определяется огромным перечнем «коммуникативно-деятельностных потребностей» личности. Попытки определения типичных ситуаций и коммуникативных установок, их систематизации, предпринятые психологами, социологами, лингвистами, пока не привели к стройному обоснованию структуры прагматической характеристики личности. Тем не менее обоснование модели языковой личности является значительным вкладом в разработку теоретического и практического аспектов социальной коммуникации.
В теории коммуникации понятие языковой личности связано с понятием личности как члена различных социальных структур. Поскольку языковая личность участвует во всех типах коммуникации, при ее описании необходимо учитывать не только индивидуальные характеристики, но и нормы речевой деятельности соответствующей социальной группы. Не менее важным является изучение коммуникативной функции языковой личности в процессе разносторонней коммуникативной деятельности.51
Понятие «коммуникативная личность» шире понятия «языковая личность». Коммуникативная личность имеет свои особенности. Мы уже обращались к этому понятию, рассматривая различные виды коммуникации. В данной теме нужно отметить, что характеристики коммуникативной личности обусловлены совокупностью индивидуальных свойств и особенностей, которые обеспечивают умение выбрать схему передачи информации в конкретной ситуации, адекватно воспринимать информацию.
Определяющими параметрами коммуникативной личности являются: мотивационный, когнитивный и функциональный. Вполне понятно, что ряд характеристик языковой и коммуникативной личности пересекаются. Тем не менее они играют различную роль в формировании личности.
Мотивационный параметр, определяемый коммуникативными потребностями, занимает центральное место в языковой структуре и в целом коммуникативной личности. Если потребности нет, то нет и коммуникации, либо есть псевдокоммуникация. Он является сильным стимулом для коммуникативной деятельности и одновременно характеристикой индивида как коммуникативной личности. Об этом мы также говорили, рассматривая функции коммуникации. В данной теме этот аспект рассмотрим подробнее.
В иерархии личностных потребностей, представленной американским психологом А. Маслоу (1908—1970), обосновываются как мотивы, способствующие личностному росту, так и мотивы обусловливающие коммуникативные потребности личности (социальные, престижные, духовные). Коммуникативная потребность определяется необходимостью в процессе жизнедеятельности индивидов обмениваться смысловой и оценочной информацией. Потребность взаимосвязана с коммуникативной установкой. На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которая преследуется коммуникативной личностью на протяжении определенного отрезка коммуникативной деятельности(варьируются средства коммуникации и тактика). Мотивом коммуникации может служить психологически обусловленная потребность сопереживания, а сформировавшаяся на этой основе коммуникативная установка формируется на базе вербальных и невербальных средств коммуникации. Таким образом, мотивационные механизмы влияют на коммуникативную деятельность личности.
Когнитивный параметр формируется в процессе приобретения познавательного опыта индивида. Знание коммуникативных систем способствует адекватному восприятию информации и позволяет в соответствии с коммуникативной установкой влиять на ситуацию. Способность воспринимать свое «языковое сознание», а также осознавать и оценивать сам факт такого сознания и давать адекватную оценку когнитивному диапазону партнера является основной характеристикой коммуникативной личности. Когнитивный параметр в этой модели является связующим звеном между познавательным опытом и компетенцией коммуникативной личности, как бы связывает мотивационные и функциональные параметры.
Функциональный параметр характеризует коммуникативную компетентность. Владение вербальными и невербальными средствами, умение варьировать коммуникативными средствами в процессе коммуникации, построение высказываний и дискурсов в соответствии с нормами избранного коммуникативного кода и правилами «речевого этикета» являются характеристиками профессиональной компетентности.
Коммуникативная личность представляет собой специфический социальный феномен. Можно сказать, что коммуникативная личность – самая главная составляющая личности вообще, ведь коммуникация занимает 80% всего человеческого существования (аудирование -45%, говорение -30%, чтение -16%, письмо - 9%).
Для выполнения таких социально значимых функций, как взаимодействие и воздействие коммуникативная личность должна обладать целым рядом индивидуальных характеристик, но, прежде всего, коммуникабельностью и харизмой.
Понятие «коммуникабельный» по содержанию соответствует значению «общительный, разговорчивый», а по форме близко значению «сообщающийся, передаваемый». Под коммуникабельностью личности понимается ее способность легко устанавливать и поддерживать контакты. Коммуникабельность человека зависит не только от его психологического типа, но и от социального опыта.
Харизма (греч. charisma — милость, божественный дар) понимается как исключительная одаренность, личное обаяние, притягательность человека, обусловленные не только его внешними данными, но и такими индивидуальными характеристиками, как мудрость, героизм, святость, целеустремленность действий, понимание целей, склонность к лидерству, решительность, экспрессия и пр. Все эти качества характеризуют «харизматическую личность» — образ, формируемый и поддерживаемый средствами массовой информации по отношению к лидерам, претендующим на всеобъемлющую власть.
Итак, коммуникативная личность – это личность обладающая совокупностью индивидуальных свойств и характеристик, которые обеспечивают не только умение выбрать адекватную конкретной ситуации схему передачи информации, но и правильно могут воспринимать информацию. Коммуникативная личность характеризуется мотивационными, когнитивными и функциональными параметрами. Существуют различные социально-психологические способы изучения коммуникативных характеристик личности.
- Оглавление
- 1.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса
- 1.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса
- Рекомендации по работе с литературой
- 1.4. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса
- 1.5. Советы по подготовке к экзамену
- Раздел 2. Рабочая программа учебной дисциплины
- Выписка из образовательного стандарта.
- Цели и задачи учебной дисциплины.
- 2.3.Требования к уровню освоения дисциплины
- 2.4. Формы контроля
- Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)
- Содержание отдельных тем учебной дисциплины “Основы теории коммуникации”
- Тема 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина
- Тема 2. Исторические вехи возникновения и развития коммуникации
- Тема 3. Характеристика коммуникативного процесса
- Тема 4. Типы, виды, функции, средства коммуникаций.
- Тема 5. Межличностные, специализированные и массовые коммуникации.
- Тема 6. Коммуникативная личность. Коммуникатор и коммуниканты
- Тема7. Содержание коммуникации. Семиотика языка
- Тема 8. Аудитория и коммуникации
- Тема 9. Эффективность коммуникации
- Тема 10. Коммуникации в сфере связей с общественностью (pr)
- 2.7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Вопросы для подготовки к экзамену
- Тематика курсовых работ
- Список рекомендуемой литературы Основная литература
- Дополнительная литература
- Раздел 3. Методические указания для выполнения курсовых работ
- 3.1. Введение
- 3.2. Особенности выполнения курсовой работы по курсу «Основы теории коммуникации»
- 3.3. Порядок проверки и защиты курсовой работы
- 3.4. Список рекомендуемой литературы
- 3.4. Приложения
- Раздел 4. Тексты лекций по учебной дисциплине
- Тема 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина
- 1. Теория коммуникации как перспективная отрасль современного знания
- 2. Предмет теории коммуникации
- 3. Законы и категории теории коммуникации
- 4. Функции теории коммуникации
- 5. Методы теории коммуникации
- 6. Коммуникативная компетентность в системе профессиональной подготовки специалиста
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 2. Исторические вехи возникновения и развития коммуникации Вопросы темы:
- 1. Развитие средств коммуникации в процессе антропогенеза
- Генезис массовых коммуникаций. Коммуникативные революции
- Истоки и основные парадигмы теории коммуникации
- 4. Современные концепции коммуникации.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 3. Характеристика коммуникативного процесса
- 1. Представление о коммуникации как о процессе и структуре.
- 2. Структурные модели коммуникации
- Оратор – Речь – Слушатель.
- 3.Особенности структурных компонентов коммуникации в различных коммуникативных процессах.
- Аргументация в коммуникативном процессе
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 4. Типы, виды, функции, средства коммуникации
- 1.Многообразие коммуникаций и их классификация.
- 2.Функции коммуникации и коммуникативного акта.
- 3. Средства вербальной и невербальной коммуникации
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 5. Межличностные, специализированные и массовые коммуникации
- 1. Понятие, особенности, функции межличностной коммуникации.
- 2. Понятие и многообразие видов специализированной коммуникации
- 3.Сущность и функции массовой коммуникации.
- Вопросы для самопроверки
- Дополнительная литература
- Тема 6. Коммуникативная личность. Коммуникатор и коммуниканты
- 1. Личность в системе коммуникации.
- 2. Цели коммуникатора. Коммуникативные роли.
- 3. Коммуникативная сфера.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема № 7. Содержание коммуникации. Семиотика языка
- Понятие и типология знаков
- 2.Основы семиотической коммуникации: прагматика, семантика, синтактика.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 8. Аудитория коммуникации
- Аудитория как адресат массовой коммуникации
- 2.Эволюция исследований взаимодействия смк и аудитории.
- 3.Аудитория публичной коммуникации
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 9. Эффективность коммуникации
- Понятие эффективности коммуникации
- 2.Коммуникативные барьеры. Факторы повышения эффективности коммуникации.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Тема 9. Коммуникации в сфере связей с общественностью (pr)
- 1. Понятие и виды pr как коммуникации
- Механизм и участники коммуникационного pr-процесса в бизнесе.
- 3.Коммуникативная кампания в области pr.
- Вопросы для самопроверки
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Раздел 6. Словарь терминов
- Раздел 7. Материалы тестовой системы Тестовые задания к теме № 1
- Тестовые задания к теме № 2
- Тестовые задания к теме № 3
- Тестовые задания к теме № 4
- Тестовые задания к теме № 5
- Тестовые задания к теме №6
- Тестовые задания к теме №7
- Тестовые задания к теме №8
- Тестовые задания к теме №9
- 1) Психофизиологический барьер;
- Тестовые задания к теме № 10