logo
Основы теории коммуникации

2. Понятие и многообразие видов специализированной коммуникации

В качестве специализированных видов коммуникации Ф.И. Шарков выделяет коммуникации в малых группах, коммуникации в организациях, офисные и маркетинговые коммуникации. Рассмотрим их по порядку, обращая внимание на существенные черты, особенности и функции этих видов коммуникации.

Коммуникация в малой группе имеет важное значение, поскольку человек связан с малыми группами с самого начала своей жизни, причем он не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них в значительной мере получает информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность. Члены малой группы имеют возможность высказывать собственные суждения, что повышает возможность раскрытия их потенциальных способностей.

Необходимо заметить, что данный вид коммуникации еще недостаточно изучен по сравнению с межличностной и массовой коммуникацией. Более того, нет четкого понимания не только самого понятия малой группы, ее сущностных черт, но и ее границ, видов и т.п.

Обычно малой группой называют небольшое число людей, хорошо знающих друг друга и взаимодействующих между собой. Исходя из этого, признаками малой группы являются: контактность, целостность, стабильность состава, устойчивость взаимодействия, наличие внутренней структуры, удовлетворение личных запросов через принадлежность к группе. Таким образом, малая группа – это немногочисленная по составу общность людей, члены которой находятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Обилие малых групп в обществе обусловливает их разнообразие, что в свою очередь ставит проблему типологизации. Так, выделяют: первичные и вторичные малые группы; формальные и неформальные малые группы; референтные и группы членства; временные и стабильные; открытые и закрытые. По характеру и формам организации деятельности выделяют следующие разновидности малых групп: случайно организованная группа; ассоциация; корпорация; коллектив; команда.

Коммуникация в малой группе выполняет функцию обмена информацией между членами группы и комплекс функций, направленных на поддержание отношений, на поддержание самой группы. К числу таких функций относят: формирование согласия, общей картины мира; обеспечение согласованных действий; формирование особой групповой культуры (языка, норм и правил поведения, традиций и ритуалов, системы санкций и т.д.).

Коммуникативная структура группы – это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, и концентрации у них того или иного объема групповой информации.

Интегральной характеристикой системы внутригрупповых связей является степень сплоченности, индексом которой может служить частота или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом. Важнейшими механизмами формирования групповой сплоченности выступает групповое давление и процесс преодоления когнитивного диссонанса.37

Как показали экспериментальные исследования, средовые факторы (расположение членов группы по отношению друг к другу) оказывают существенное влияние на протекание процессов коммуникации в малой группе.

Последняя четверть XX в. характеризовалась усилением интереса к прикладным исследованиям малой группы, прежде всего в сфере бизнеса и промышленного производства, семьи, группового тренинга и терапии. Среди наиболее важных аспектов коммуникации в малой группе является технология принятия группового решения.38

Как показывают исследования, прагматика коммуникаций в малых группах состоит в изучении факторов, позволяющих оптимизировать функционирование конкретных видов малых групп посредством совершенствования системы внутригрупповой коммуникации.

Коммуникации в организации – это информационные взаимодействия, в которые вступают люди при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных инструкций. 39

Особенности данного вида коммуникации состоят в следующем:

Знание принципов и правил коммуникации в организациях способствует повышению эффективности управления. В связи с этим, стоит обратить внимание на роль руководителя организации, который является, зачастую, инициатором правильной организации системы коммуникации. Коммуникация является главным инструментом выполнения руководителями функции управления по следующим причинам:

Можно выделить четыре основные функции коммуникации внутри организации: контроль, мотивация, эмоциональное выражение, передача информации.

К наиболее значительным специализированным коммуникациям относятся офисные и маркетинговые.

Офисные коммуникации – это коммуникации, осуществляемые в офисе и с помощью офиса. Сегодня существенно изменилось отношение к офису, считавшемуся в советское время второстепенным аспектом управленческой деятельности. Многие руководители стали осознавать, что рациональное оснащение офиса и высокий уровень коммуникативности являются факторами роста производительности труда персонала, способствуют снижению конфликтности и улучшают морально-психологический климат в коллективе.

Что такое офис? Под эти термином имеется в виду “место, где совершается служба или деловые операции; личное служебное помещение, в котором может быть обеспечена приватность”. 40

Эволюцию средств коммуникаций, используемых в офисах, Ф.И.Шарков описывает следующим образом:

Современный электронный офис кроме самой электронной техники включает программы, обеспечивающие взаимодействие человека и машины, коммуникативные сети, связывающие различные электронные блоки между собой и центральными процессорами и внешними источниками информации. Автоматизированная система управления зданием объединяет в единую сеть системы управления жизнеобеспечением, безопасности, информационного обслуживания.

В автоматизированных, электронных офисах в корне меняется организация и техника информационного обмена. Все это одновременно предъявляет к персоналу современного офиса новые требования: умение и навыки использования современной офисной техники, а к руководителю – знания в области современных информационных технологий, коммуникационных возможностей автоматизированных офисов.

Таким образом, понятие современного офиса включает не только помещение с офисным оборудованием и сетями коммуникации, но и всех сотрудников, которые там работают. В таком понимании офис – это элемент системы управления.

Офисы нельзя рассматривать только как каналы передачи информации. С усложнением структуры организации и характера принимаемых решений увеличивается число и интенсивность осуществляемых связей и формируемых отношений. Поэтому решение проблем офисных коммуникаций становится важнейшей задачей современного административного и социального управления.

Изучение особенностей офисных коммуникаций позволяет получить специалистам по PR-коммуникациям, менеджерам как можно больше информации о способах и формах социального взаимодействия в зданиях и помещениях офиса, а также с внешними организациями и лицами.41

Маркетинговые коммуникации можно рассматривать как необходимый в современных условиях инструмент взаимодействия организации с внешней средой. Это совокупность технологий продвижения (promotion) товаров или услуг, к которым принято относить рекламу, прямой маркетинг, стимуляцию сбыта, связи с общественностью.

Основной целью маркетинговых коммуникаций является воздействие на поведение потребителей. В связи с этим выделяют следующие задачи маркетинговых коммуникаций:

Традиционно считается, что объектом коммуникативного воздействия в рамках маркетинговых коммуникаций является потребитель. Однако зачастую в роли объекта выступают лица, которые оказывают существенное влияние на непосредственного потребителя. Так, на выбор образовательной услуги абитуриентами большое влияние оказывают родители, родственники, друзья, знакомые. Аналогичное влияние было отмечено и при выборе туристических путевок. Стратегия коммуникационного воздействия данных видов организаций должна учитывать это обстоятельство.

Маркетинговые коммуникации – это процесс передачи обращения от производителя к потребителю с целью представить ему товар или услуги организации в привлекательном виде.

Процесс маркетинговых коммуникаций имеет свои особенности. Он отличается целенаправленностью, повторяемостью и комплексным, интегрированным воздействием на целевую аудиторию.

П.Дойль, опираясь на основные положения теории коммуникации, предложил следующие практические советы специалистам в области маркетинга:

В последнее десятилетие в мире более активно стали разрабатываться и использоваться интегрированные маркетинговые коммуникации (ИМК), объединяющие все инструменты маркетинга. Интегрируются и сами средства коммуникаций, что позволяет направлять целевым аудиториям согласованные, убедительные маркетинговые обращения, содействующие достижению целей компании.

ИМК – взаимодействие форм комплекса коммуникаций, при котором каждая из них должна быть интегрирована с другими инструментами маркетинга и подкреплена ими для достижения максимальной эффективности. ИМК включает: личные продажи, продвижение продаж(sales promotion), рекламу, прямой маркетинг, спонсорство, выставки, фирменный стиль, упаковку, рекламу в месте продаж, словесные сообщения, Интернет, и новые медиа.42