logo
Основы теории коммуникации

3. Коммуникативная сфера.

Под коммуникативной сферой мы по­нимаем область коммуникативной деятельности человека, в кото­рой происходит сообщение или получение определенной инфор­мации.

Практически все, что окружает человека, составляет его среду обитания является также и коммуникативной средой. В коммуникативной среде осуществляется общественная деятельность людей в сфере духовной, политической, экономиче­ской, производственной жизни. Коммуникативная сфера интег­рирует целый ряд социально значимых характеристик коммуни­кации, таких как смысловая информация, социальный статус коммуникантов, их коммуникативные роли и степень мотивиро­ванности в обмене информацией и тем самым она определяет се­бе роль доминанты в коммуникативной системе.

Поскольку действие и взаимодействие индивидов происходит в определенной общественной сфере коммуникации, то говорят об институциональном дискурсе (политический дискурс, религиозный дискурс, педагогический дискурс, деловой дискурс, производственный дискурс и т.д.).

Сферы коммуникации весьма разнообразны. В некоторых из них (например, архитектура, музыка) довольно трудно разделить коммуникативный континуум на дискретные единицы. Сферы коммуникации привлекали внимание исследователей в различной степени. Достаточно традиционной считается сфера бытовой коммуникации (преимущественно межличностной). За рубежом достаточно хорошо изучена сфера производственной коммуникации (преимущественно рассматривается в рамках организационных коммуникаций). В связи с бурным развитием рыночных отношений из производственной выделилась сфера бизнес-коммуникации и делового общения.

Весьма активно ведутся исследования в сфере политического дискурса. Наличие многопартийной системы требует широкое исследование политического коммуникативного пространства.

Сфера научного дискурса также достаточно традиционный объект исследовательского интереса. В то же время, если прежде изучался, в основном, специфический язык научных публикаций, то теперь исследователей привлекают различные проблемы: от создания виртуального глобального научного сообщества (через Интернет) до организации коммуникативных событии (научных конференций, конгрессов, форумов).

Сфера образовательного дискурса также раскрывает новые грани социальных взаимодействий в сфере образования, обусловленные интенсивными процессами дифференциации образования и появлением рынка образовательных услуг. В настоящее время существует потребность вузов в рекламой, маркетинговой деятельности, в специалистах по связям с общественностью. Набор в вуз, встречи с будущими абитуриентами, студентами, консультационные услуги, тестирование – вот ряд направлений коммуникации образовательных учреждений.

Сфера туристического бизнеса, шоу-бизнеса, спортивного бизнеса достаточно молоды в нашей стране, но весьма перспективны в смысле коммуникативных событий и сообщений. Их активное изучение еще впереди.

Коммуникативная среда по-разному реагирует на сообщение. По отношению к субъекту событий (сообщений) она «ведет» себя дружественно, нейтрально или враждебно. Эта реакция среды за­висит также от качественных параметров информации. Так, на­пример, негативная информация дружественной средой будет воспринята с сочувствием, враждебной — со злорадством. «На по­зитивное событие дружественная среда ответит похвалой, враж­дебная — недоверием. Эти типы реакций должны моделироваться и учитываться при планировании коммуникативных кампаний».52

Итак, коммуникативная сфера определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества. Основным критерием классификации коммуникативных сфер является информационное поле дискурса, а вспомогательным — способ и средства выражения информации. Различают обиходно-быто­вую, деловую, научную, профессиональную и художественно-творческую коммуникативные сферы. Эти сферы отличаются функционально-стилистическими особенностями языковых эле­ментов, используемых в конкретной коммуникативной системе и будут более подробно изучены в теме №10.