logo
Основы теории коммуникации

Тема 3. Характеристика коммуникативного процесса

Представление о коммуникации как о процессе и структуре. Коммуникативный процесс: производство информации, мультипликация, распространение, прием, использование информации. Различные подходы к моделированию коммуникативного пространства.

Структурные модели коммуникации. Модель Аристотеля. Модель Лассуэлла. Модель Шеннона-Уивера. Модель М. де Флера. Циркулярная модель коммуникации Осгуда-Шрамма. Двухканальная модель речевой коммуникации В.П. Морозова. Модель двухступенчатой коммуникации П. Лазерсфельда, Б. Берельсона и Г.Годе, используемая при исследовании массовых коммуникаций. Станфордская модель коммуникации (ИСКП) как базовая при рассмотрении элементов коммуникационного процесса. Достоинства и недостатки различных моделей коммуникационного процесса.

Структурные компоненты коммуникации. Коммуникатор (адресант), адресат (аудитория), сообщение (информация), код, канал, ситуация, реакция, как составные части коммуникативной цепи. Влияние каждого звена на эффективность коммуникации. Понятие социологической доминанты коммуникации. Стратификационые доминанты: социальный статус коммуникантов, социальная дифференциация.

Аргументация в коммуникативном процессе. Доказательство, подтверждение, оправдание, объяснение, интерпретация, возражение как элементы коммуникативного процесса.