Качество продукции
Качество – совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей. Принято различать качество продукции, работы, труда, материалов, товаров, услуг.Качество продукции - это критическая оценка потребителем степени соответствия ее свойств, показателей качества, индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам в соответствии с ее назначением». Качество продукции связано с понятиями свойство продукции и полезность продукции. Свойство определяет объективные стороны объекта без оценивания важности этих свойств для потребителя (например технический уровень продукции), а полезность - способность продукции приносить пользу и удовлетворять конкретного потребителя.
Факторы, влияющие на качество продукции
Общественные ожидания, субъективные настроения потребителей;
Качество проекта (совершенство конструкции);
Качество исполнения (совершенство технологий);
Уровень конкурентности рынка.
Необходимость учитывать субъективную сторону восприятия свойств продукции делает проблему оценки качества достаточно сложной. Оценкой качества продукции занимаются разные науки, экономика, квалиметрия. Качество продукции является частным случаем от понятия качество. Для измерения качества продукции применяются статистический анализ данных и экспертное оценивание.
Контроль качества в производственных процессах классифицируется по следующим признакам:
1. По этапам контроля:
Входной контроль – контроль качества материальных ресурсов, поступающих на предприятие.
Промежуточный (операционный) контроль – контроль качества продукции на различных стадиях производственного процесса (заготовительной, обрабатывающей, сборочной).
Выходной контроль – контроль качества готовой продукции.
2. По полноте охвата:
Сплошной контроль – контроль качества каждого изделия.
Выборочный контроль – контроль качества отдельных изделий.
Сплошной контроль является наиболее достоверным, но его применение ограничивается по следующим причинам:
потеря изделиями его свойств в результате контроля (испытание изделия на прочность, надежность и т.п.)
неэкономичность: трудоемкость проведения сплошного контроля ведет к существенному росту себестоимости продукции. Поэтому при выборе метода контроля следует руководствоваться сопоставлением затрат, связанных с проведением контроля, и затрат (или потерь), которые несет предприятие при выпуске некачественной продукции.
Сущность статистических методов контроля качества. Статистические методы контроля качества продукции (СКК) впервые возникли в США (доктор Шухарт, 1930 г.). Качество партии изделий оценивается по качеству контрольной выборки из этой партии. При этом, если качество контролируемой выборке удовлетворяет заранее установленному уровню качества (меньше приемочного числа, т.е. максимального количества бракованных изделий в выборке, при которой партия принимается), то контролируемая партия считается качественной. Если же качество контролируемой выборке не удовлетворяет заранее установленному уровню качества (больше браковочного числа, т.е. минимального количества бракованных изделий в выборке, при которой партия бракуется), то вся контролируемая партия бракуется.
Недостатком СКК является тот факт, допустимый уровень качества определяется количеством изделий, прошедших контроль. Как правило, минимально приемлемый уровень, при котором партия принимается устанавливается на уровне от 0,5 до 1% изделий.
Для компаний, выпускающих продукцию только высшего качества, этот уровень является недостаточным и они стремятся довести этот показатель до уровня одного бракованного изделия на миллион. А некоторые компании («Тойота») ставят перед собой задачу достигнуть 100% уровень качества продукции, т.е. свести брак к нулю.
- Короткий с.В. Менеджмент
- Содержание
- Введение
- Раздел 1. Методологические основы менеджмента Тема 1.1. Эволюция развития менеджмента как научного направления Этапы развития менеджмента в мире
- Школы менеджмента Традиционная школа менеджмента
- Взгляды Генри Форда на управление предприятием
- Административная (классическая) школа менеджмента
- Школа человеческих отношений
- Бихевиористическая (поведенческая) школа менеджмента
- Школа социальных систем
- Количественная школа менеджмента
- Эмпирическая школа менеджмента
- Подходы в управлении
- Процессный подход
- Системный подход
- Ситуационный подход
- Современный международный менеджмент
- Японская модель менеджмента
- Американская модель менеджмента
- Европейская модель менеджмента
- Арабская модель менеджмента
- Российская модель менеджмента
- Тема 1.2. Менеджмент в условиях рыночной экономики
- Внешняя среда организации: состав и ее характеристики
- Внутренняя среда организации и характеристика ее элементов
- Структура
- Технология
- Персонал
- Функции менеджмента
- Связующие процессы в менеджменте
- Принципы менеджмента
- Уровни управления
- Основные методы в менеджменте
- Организационно - административные методы управления
- Экономические методы управления
- Социально - психологические методы управления
- Раздел 2. Функции и методы менеджмента Тема 2.1. Построение организации и делегирование полномочий
- Понятие организационного проектирования и его этапы
- Основные элементы проектирования организации
- 1. Разделение труда и специализация
- 2. Департаментализация и кооперация
- 3. Централизация и децентрализация
- 4. Масштаб управляемости и контроля
- 5. Иерархия и делегирование полномочий
- 6. Координация
- 7. Дифференциация и интеграция
- Механистический и органический модели организаций
- Типология организационных структур
- Тема 2.2. Мотивация и стимулирование труда
- Содержательные теории мотивации Структурная теория потребностей а. Маслоу
- Теория «erg»
- Двухфакторная модель мотивации Фредерика Герцберга
- Иерархия мотивов индивидуальной и групповой мотивации
- Процессуальные теории мотивации
- Теория справедливости Стейси Адамса
- Теория ожиданий Врума
- Модель Портера-Лоулера
- Мотивация и стиль руководства
- Типы руководства
- Дополнительные стили руководства
- Многомерные стили руководства «Управленческая решетка» р. Блейка и м. Муттона
- Ситуационная модель руководства ф. Фидлера
- Тема 2.3. Информационное обеспечение менеджмента
- Понятие и сущность информации
- Информационные технологии
- Информационные системы
- Классификация информационных систем
- Техническое и программное обеспечение
- Раздел 3. Планирование и контроль в менеджменте Тема 3.1. Планирование в системе менеджмента
- Целеполагание
- Прогнозирование
- Планирование
- Тема 3.2. Функция контроля и учета
- Регулирование
- Контроль
- Виды контроля
- Качество продукции
- Характеристики эффективного контроля
- Принципы tqm
- Пять смертельных болезней
- Раздел 4. Эффективность менеджмента в организации Тема 4.1. Процесс коммуникации
- Коммуникационный процесс
- Коммуникационные барьеры Межличностные барьеры коммуникации
- Совершенствование искусства общения
- Преграды в организационных коммуникациях
- Совершенствование коммуникаций в организациях
- Документационное обеспечение организационной системы
- Контроль исполнения документов
- Тема 4.2. Формальные и неформальные группы. Управление конфликтами Лидерство
- Концепции руководства
- Формальные и неформальные группы. Формы власти и влияния.
- Понятие и сущность конфликта
- Тема 4.3. Принятие управленческих решений Понятие и сущность управленческого решения
- Структура и процесс принятия решения
- Риск при принятии решений
- Основные методы подготовки и принятия управленческих решений
- Обзор моделей науки управления
- Коллективные методы принятия решений
- Методы прогнозирования
- Влияние личности руководителя на выбор решения
- Ситуационная модель принятия решений Врума-Йеттона