logo
Учебное пособи по менеджменту

Тема 2.2. Мотивация и стимулирование труда

Мотив - это внутреннее побуждение, импульс или намерение, которое заставляет человека делать что-либо или поступать определенным образом.

Мотивация - процесс стимулирования кого-либо (исполнителя или группы) к деятельности, направленной на достижение целей организации.

Модель мотивации – это взаимосвязанный набор принципов и факторов, создающих предпосылки для побуждения работников предприятия (фирмы) к высокопроизводительной трудовой деятельности отдельного работника и предприятия в целом.

Рис. Простая модель мотивации (Р.Дафт)

В процессе эффективной трудовой деятельности, при правильно разработанной мотивационной модели, работник не только самореализует свои внутренние побуждения, но и удовлетворяет полностью или частично свои потребности (первичные, вторичные, ближней, дальней мотивации).

Сти́мул (лат. Stimulus) - у древних римлян - заострённый прут, кол или палка, с помощью которой погоняли скот. Иносказательно: сильный побудительный момент; внешний фактор, вызывающий реакцию, действие.

В физиологии и психофизиологии понятие «стимул» тождественно понятию «раздражение». В бихевиоризме к стимулу относились преимущественно изменения среды («внешние воздействия»), а к реакциям - двигательные ответы организма. В психологии стимул не тождествен мотиву, хотя в ряде случаев может превращаться в мотив.

В психологии понятие стимул характерно прежде всего для тех направлений, где при анализе поведения принимается схема «стимул - реакция». Термин «стимул» сохраняется также в некоторых психологических концепциях, которые по существу преодолевают схему «стимул - реакция». Так, например, в вюрцбургской школе в качестве стмула рассматривается задача или «сознание цели». Термин «стимул» при этом имеет скорее уже метафорический характер. Ещё более далёк от первоначального значения термин «стимул» в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, где проводится функциональное различие между «стимул.-объектами», на которые направляется действие, и «стимул.-средствами», с помощью которых это действие осуществляется. В качестве последних, по Выготскому, выступают уже знаки.

Все мотивационные теории (модели) делятся на две большие группы: