logo
Учебное пособи по менеджменту

Документационное обеспечение организационной системы

Документ – это информация, записанная на материальном носителе любым способом, изданная или полученная юридическим или физическим лицом для использовании в своей деятельности. Делопроизводство – совокупность работ по документированию управленческой деятельности и организации документооборота. Движение документов – это движение управленческой информации для выполнения функций управления, принятия решений и их претворения в жизнь.

При создании документов необходимо соблюдать принцип достаточности и неизбыточности. Культура работы с документами определяет уровень организационной культуры на предприятии и обеспечивает повышение эффективности управления.

Документооборот – регламентированная схема движения документов по пунктам обработки для выполнения необходимых творческих, формально-логических и технических операций с документами. Документооборот – движение документов в организации с момента их создания или получения до исполнения или отправки.

Требования к документообороту:

  1. Прямоточность движения (либо сверху вниз – нисходящее, либо снизу вверх – восходящее, без создания петель).

  2. Избирательность в распределении документов в соответствии с функциональными обязанностями.

  3. Необходимость и достаточность маршрута.

  4. Единообразие маршрута.

Основными нормативными документами в организации, которые регламентируют документооборот, являются инструкция по делопроизводству и номенклатура дел.

Документооборот – одна из функций организации. Документооборот состоит из следующих документопотоков:

  1. Входного, состоящего из документов вышестоящих организаций, органов власти и управления, подведомственных организаций, неподчиненных организаций (организаций, существующих во внешней среде параллельно), контролируемых организаций, граждан.

  2. Выходного, состоящего из информации, направляемой из организации во внешнюю среду (см. п.1, но в обратную сторону).

  3. Внутреннего, состоящего из документов, циркулирующих между подразделениями и отдельными исполнителями внутри организации.

Состав управленческих документов определяется компетенцией и функцией организации, порядком решения вопросов, объемом и характером взаимосвязей с другими организациями.

Единство правил документирования управленческой деятельности обеспечивает применение государственной системы документационного управления, утвержденной правительством РФ 24.06.1992 №118-р и ГОСТ638-90 и называющейся «Система организационно-распорядительных документов. Требования к оформлению». Эта система определяет требования к оформлению документов и вводит понятие «бланк документа» и «реквизиты документа».

Бланк документа – набор элементов обязательных для этого вида документа, расположенных в определенной последовательности. Основными элементами бланка является реквизит.

ГОСТ предусматривает наличие тридцати обязательных реквизитов на бланке документа, но они существуют не одновременно, и для разных видов документа возможен различный состав.