Внешняя среда организации: состав и ее характеристики
Внешняя среда – совокупность факторов и условий вне организации, оказывающих воздействие на ее деятельность. Внешняя среда разделяется на факторы косвенного (макросреда) и прямого (микросреда) воздействия.
Макросреда – факторы косвенного воздействия, оказывающие влияние на микросреду. К ним относят следующие группы факторов:
Экономические факторы – факторы, определяющие развитие экономических процессов в национальной экономике (темпы роста ВВП, внешние долги и т.п.), влияние бюджетной и налоговой политики государства на платежеспособность населения, инвестиционную привлекательность национальной экономики, устойчивость национальной валюты и др.
Политико-правовые факторы – факторы, определяющие развитие политических процессов, стабильность законодательных норм в национальной экономике и т.п.
Технико-технологические факторы – факторы, определяющие тенденции развития научно-технического прогресса и связанных с ним изменениях технологического базиса производства.
Социо-культурные факторы - факторы, определяющие демографическую структуру населения и тенденции развития, нормы, обычаи и ценности населения и др. Социальная среда во многом определяет состояние рынка труда и численность трудоспособного населения. Изменения социальной среды могут оказывать воздействие на определенные рынки товаров или услуг.
Анализ этих факторов называют PEST-анализом (альтернативные названия – GETS-анализ, СТЭП-анализ).
Факторы макросреды оказывают различное, изменяющееся со временем влияние на стратегию бизнеса. Причины и следствия этих перемен необходимо рассматривать в связи с их влиянием на конкурентное позиционирование. Цель PEST – анализа заключается не просто в составлении перечня факторов внешней среды, но и в выявлении изменений или тенденций развития факторов внешней среды; концентрации внимания на тенденциях, которые имеют наибольшее значение для организации; учета происходящих перемен при разработке стратегий организации.
Статический анализ факторов внешней среды необходимо дополнить динамическим анализом, что позволит выявить тенденции ее развития и определить уровень возможных изменений.
В настоящее время наиболее значимыми, как правило, являются:
- уровень инфляции и инфляционные ожидания;
- уровень политической стабильности;
- научно-технический прогресс в отрасли.
Для анализа и прогноза развития макросреды используются разнообразные методы: прогнозирование отдельных тенденций и событий, сценарный анализ, имитационное моделирование, факторный анализ, широко используются экспертные методы. К сожалению, указанные методы пока не получили в российской практике широкого распространения по разным причинам, в том числе из-за отсутствия надежной информационной базы.
МИКРОСРЕДА – факторы, оказывающие прямое влияние на деятельность конкретной организации и определяющие ее конкурентоспособность в сравнении с другими организациями, действующими в той или иной отрасли. К элементам микросреды относятся:
Поставщики ресурсов – хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), располагающие ресурсами, необходимыми организации для ее эффективной деятельности
Потребители продукции (работ, услуг) - хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), испытывающие спрос на продукцию (работы, услуги), предлагаемые конкретной организацией.
Конкуренты - хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), соперничающие на конкретном рынке и производящие продукцию (работы, услуги), которые способны удовлетворить аналогичные потребности потенциальных покупателей. Посредники - хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), способствующие в продвижении, распространении и сбыте товаров организации.
Контактные аудитории - это системы и социальные группы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к деятельности фирмы и могут оказать существенное влияние на её результаты. К ним относятся:
государственные органы: налоговые, статистики, лицензирования, санитарного, экологического и других видов надзора;
местные власти
общественность: профсоюзы, союзы потребителей, экологические и другие общества;
аудиторские и консалтинговые фирмы;
независимые средства массовой информации: пресса, радио, телевидение.
Фирма должна учитывать противоречивость интересов отдельных групп в окружении, которые при неудовлетворенности могут оказывать на нее давление с целью изменения ситуации.
Критерии оценки деятельности фирмы со стороны заинтересованных субъектов
Субъекты | Критерии оценки |
Покупатели | Соотношение потребительских свойств и цены, доступность товара, сервис |
Акционеры | Рыночная стоимость акций, уровень дивидендов |
Правительство | Исполнение законов, уплата налогов, поддержка правительственных программ |
Профсоюзы | Уровень заработной платы, занятость, профессиональный рост работающих |
Кредиторы | Возврат ссуд |
Поставщики | Получение постоянных заказов, своевременность их оплаты |
Конкуренты | Скорость проникновения на отраслевые рынки инноваций, укрепление конкурентных преимуществ фирмы |
Общественность | Вклад в развитие общества, создание рабочих мест, охрану окружающей среды |
Важной особенностью внешней среды является ее неопределенность, которая определяется отсутствием достаточной информации для того, чтобы прогнозировать ее изменения и характер влияния этих изменений на положение организации на рынке.
Влияние на внешнюю среду предусматривает реализацию мер по целенаправленному воздействию на факторы внешней среды. В качестве таких мер могут использоваться:
стратегия конкуренции как фактор борьбы на рынке. Для этого могут использоваться различные методы, вплоть до демпинга;
реклама как метод управления спросом;
связи с общественностью как метод повышения имиджа организации в обществе;
политическая деятельность как стремление влияния на государство посредством участия в различных общественных организациях и ассоциациях, которые лоббируют интересы своих членов в органах государственного управления.
Таким образом, организация в рыночном хозяйстве находится в постоянном взаимодействии с внешней средой, которая является, с одной стороны, источником шансов получения прибыли и устойчивого развития, расширения рынков, с другой - опасностей и угроз утери завоеванных рыночных позиций, падения спроса на продукцию (услуги), морального старения технологии, нововведений конкурентов и т.п. Для успешного развития организация должна постоянно выявлять имеющиеся и потенциальные возможности в отношении наиболее эффективного использования своих ресурсов (интеллектуальных, информационных, трудовых, материальных, финансовых и др.).
Именно эти ресурсы составляют рыночный потенциал организации. Они всегда ограничены, неравномерно развиты как в количественном, так и в качественном отношении. Развитость одного вида ресурса может представлять силу по отношению, открывшемуся из окружающей среды шансу (высокий научно-технический потенциал на рынке наукоемкой продукции), и, наоборот, нехватка какого-либо из ресурсов может нести в себе угрозу существованию организации (отсутствие надежных поставок материальных ресурсов ведет с перебоям в производстве и срыву сроков исполнения заказов, потери потенциальных заказчиков и рыночных позиций).
Следовательно, главная задача организации состоит в реализации открывающихся во внешней среде благоприятных возможностей (шансов) путем выделения своих сильных сторон, и ограничении внешних угроз существованию и развитию организации путем нейтрализации слабых сторон. Ее эффективное решение и определяет содержание менеджмента организации.
- Короткий с.В. Менеджмент
- Содержание
- Введение
- Раздел 1. Методологические основы менеджмента Тема 1.1. Эволюция развития менеджмента как научного направления Этапы развития менеджмента в мире
- Школы менеджмента Традиционная школа менеджмента
- Взгляды Генри Форда на управление предприятием
- Административная (классическая) школа менеджмента
- Школа человеческих отношений
- Бихевиористическая (поведенческая) школа менеджмента
- Школа социальных систем
- Количественная школа менеджмента
- Эмпирическая школа менеджмента
- Подходы в управлении
- Процессный подход
- Системный подход
- Ситуационный подход
- Современный международный менеджмент
- Японская модель менеджмента
- Американская модель менеджмента
- Европейская модель менеджмента
- Арабская модель менеджмента
- Российская модель менеджмента
- Тема 1.2. Менеджмент в условиях рыночной экономики
- Внешняя среда организации: состав и ее характеристики
- Внутренняя среда организации и характеристика ее элементов
- Структура
- Технология
- Персонал
- Функции менеджмента
- Связующие процессы в менеджменте
- Принципы менеджмента
- Уровни управления
- Основные методы в менеджменте
- Организационно - административные методы управления
- Экономические методы управления
- Социально - психологические методы управления
- Раздел 2. Функции и методы менеджмента Тема 2.1. Построение организации и делегирование полномочий
- Понятие организационного проектирования и его этапы
- Основные элементы проектирования организации
- 1. Разделение труда и специализация
- 2. Департаментализация и кооперация
- 3. Централизация и децентрализация
- 4. Масштаб управляемости и контроля
- 5. Иерархия и делегирование полномочий
- 6. Координация
- 7. Дифференциация и интеграция
- Механистический и органический модели организаций
- Типология организационных структур
- Тема 2.2. Мотивация и стимулирование труда
- Содержательные теории мотивации Структурная теория потребностей а. Маслоу
- Теория «erg»
- Двухфакторная модель мотивации Фредерика Герцберга
- Иерархия мотивов индивидуальной и групповой мотивации
- Процессуальные теории мотивации
- Теория справедливости Стейси Адамса
- Теория ожиданий Врума
- Модель Портера-Лоулера
- Мотивация и стиль руководства
- Типы руководства
- Дополнительные стили руководства
- Многомерные стили руководства «Управленческая решетка» р. Блейка и м. Муттона
- Ситуационная модель руководства ф. Фидлера
- Тема 2.3. Информационное обеспечение менеджмента
- Понятие и сущность информации
- Информационные технологии
- Информационные системы
- Классификация информационных систем
- Техническое и программное обеспечение
- Раздел 3. Планирование и контроль в менеджменте Тема 3.1. Планирование в системе менеджмента
- Целеполагание
- Прогнозирование
- Планирование
- Тема 3.2. Функция контроля и учета
- Регулирование
- Контроль
- Виды контроля
- Качество продукции
- Характеристики эффективного контроля
- Принципы tqm
- Пять смертельных болезней
- Раздел 4. Эффективность менеджмента в организации Тема 4.1. Процесс коммуникации
- Коммуникационный процесс
- Коммуникационные барьеры Межличностные барьеры коммуникации
- Совершенствование искусства общения
- Преграды в организационных коммуникациях
- Совершенствование коммуникаций в организациях
- Документационное обеспечение организационной системы
- Контроль исполнения документов
- Тема 4.2. Формальные и неформальные группы. Управление конфликтами Лидерство
- Концепции руководства
- Формальные и неформальные группы. Формы власти и влияния.
- Понятие и сущность конфликта
- Тема 4.3. Принятие управленческих решений Понятие и сущность управленческого решения
- Структура и процесс принятия решения
- Риск при принятии решений
- Основные методы подготовки и принятия управленческих решений
- Обзор моделей науки управления
- Коллективные методы принятия решений
- Методы прогнозирования
- Влияние личности руководителя на выбор решения
- Ситуационная модель принятия решений Врума-Йеттона