6. Координация
Координация (лат. co - совместно + ordinatio – упорядочение, то есть – расположение в порядке) – составная часть процессов управления, состоящая в согласовании, упорядочении действий разных частей управляемой системы. В организации, состоящей из многих частей, должна осуществляться определенным образом координация их деятельности. Координация- функция управления, состоящая в согласовании и установлении функциональной взаимозависимости действий и средств достижения целей.
Без связей и фактического взаимодействия частей не может быть организованного целого. В организации связь - это выражение отношений, а не какое-то действие. Посредством связей в организации осуществляется координация ролей и деятельностей. Эффективная координация является функцией двух переменных: прав и информации.
В организации выделяются различные типы связей. Все зависит от того, какой критерий положен в основу их классификации. Наиболее часто анализу подвергаются следующие пары связей в организации: вертикальные и горизонтальные; линейные и функциональные; формальные и неформальные.
Вертикальные связи соединяют иерархические уровни в организации. Они формализуются в процессе проектирования организации, действуют постоянно и изображаются на всевозможных её схемах, отражая распределение полномочий или указывая на то, «кто» есть «кто» в организационной иерархии. В рамках вертикальных связей решаются проблемы власти и влияния, т.е. реализуется «вертикальная загрузка». Обычно рост организации сопровождается ростом вертикальных связей, так что по количеству вертикальных связей можно судить о размерах организации. Вертикальные связи являются единственным типом связей в рамках линейной департаментизации. Они играют важную роль в осуществлении функциональной и продуктовой департаментизации, но при этом дополняются горизонтальными связями.
Горизонтальные связи - это связи между двумя или более равными по положению и иерархии или статусу частями или членами организации. Горизонтальные связи развивают у руководителей самостоятельность, инициативность и мотивированность, ослабляют боязнь риска. В отличие от вертикальных связей, горизонтальные связи, за исключением матричной департаментизации, не формализуются в ходе проектирования организации.
Следующая пара связей в организации - линейные и функциональные связи. Линейные связи - это отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными. Эти связи идут в организационной иерархии сверху вниз и выступают в форме приказов, распоряжений, команд, указаний и т.п. Природа функциональных связей - совещательная. Посредством этих связей реализуется информационное обеспечение координации. Функциональные связи имеют в организационной иерархии направленность снизу вверх и выступают в форме совета, рекомендации, альтернативного решения и т.п. Функциональные связи следует отличать от функциональных прав. Права - это власть, которую индивид или отдел могут иметь как результат специфики своей работы.
Следующая пара связей в организации – формальные и неформальные связи. Неформальные связи возникают в неформальных организациях, которая является спонтанно сложившейся системой социальных связей и отношений, норм, действий, являющихся результатом межличностного и внутригруппового общения. Неформальные связи характеризуются отсутствием четко выраженных и документально зафиксированных правил и предписаний. Формальные связи реализуются на основе формальной организации, характеризующейся строго предписанными и документально зафиксированными целями, правилами и ролевыми функциями, а также рациональностью и безличностью отношений между ее членами.
- Короткий с.В. Менеджмент
- Содержание
- Введение
- Раздел 1. Методологические основы менеджмента Тема 1.1. Эволюция развития менеджмента как научного направления Этапы развития менеджмента в мире
- Школы менеджмента Традиционная школа менеджмента
- Взгляды Генри Форда на управление предприятием
- Административная (классическая) школа менеджмента
- Школа человеческих отношений
- Бихевиористическая (поведенческая) школа менеджмента
- Школа социальных систем
- Количественная школа менеджмента
- Эмпирическая школа менеджмента
- Подходы в управлении
- Процессный подход
- Системный подход
- Ситуационный подход
- Современный международный менеджмент
- Японская модель менеджмента
- Американская модель менеджмента
- Европейская модель менеджмента
- Арабская модель менеджмента
- Российская модель менеджмента
- Тема 1.2. Менеджмент в условиях рыночной экономики
- Внешняя среда организации: состав и ее характеристики
- Внутренняя среда организации и характеристика ее элементов
- Структура
- Технология
- Персонал
- Функции менеджмента
- Связующие процессы в менеджменте
- Принципы менеджмента
- Уровни управления
- Основные методы в менеджменте
- Организационно - административные методы управления
- Экономические методы управления
- Социально - психологические методы управления
- Раздел 2. Функции и методы менеджмента Тема 2.1. Построение организации и делегирование полномочий
- Понятие организационного проектирования и его этапы
- Основные элементы проектирования организации
- 1. Разделение труда и специализация
- 2. Департаментализация и кооперация
- 3. Централизация и децентрализация
- 4. Масштаб управляемости и контроля
- 5. Иерархия и делегирование полномочий
- 6. Координация
- 7. Дифференциация и интеграция
- Механистический и органический модели организаций
- Типология организационных структур
- Тема 2.2. Мотивация и стимулирование труда
- Содержательные теории мотивации Структурная теория потребностей а. Маслоу
- Теория «erg»
- Двухфакторная модель мотивации Фредерика Герцберга
- Иерархия мотивов индивидуальной и групповой мотивации
- Процессуальные теории мотивации
- Теория справедливости Стейси Адамса
- Теория ожиданий Врума
- Модель Портера-Лоулера
- Мотивация и стиль руководства
- Типы руководства
- Дополнительные стили руководства
- Многомерные стили руководства «Управленческая решетка» р. Блейка и м. Муттона
- Ситуационная модель руководства ф. Фидлера
- Тема 2.3. Информационное обеспечение менеджмента
- Понятие и сущность информации
- Информационные технологии
- Информационные системы
- Классификация информационных систем
- Техническое и программное обеспечение
- Раздел 3. Планирование и контроль в менеджменте Тема 3.1. Планирование в системе менеджмента
- Целеполагание
- Прогнозирование
- Планирование
- Тема 3.2. Функция контроля и учета
- Регулирование
- Контроль
- Виды контроля
- Качество продукции
- Характеристики эффективного контроля
- Принципы tqm
- Пять смертельных болезней
- Раздел 4. Эффективность менеджмента в организации Тема 4.1. Процесс коммуникации
- Коммуникационный процесс
- Коммуникационные барьеры Межличностные барьеры коммуникации
- Совершенствование искусства общения
- Преграды в организационных коммуникациях
- Совершенствование коммуникаций в организациях
- Документационное обеспечение организационной системы
- Контроль исполнения документов
- Тема 4.2. Формальные и неформальные группы. Управление конфликтами Лидерство
- Концепции руководства
- Формальные и неформальные группы. Формы власти и влияния.
- Понятие и сущность конфликта
- Тема 4.3. Принятие управленческих решений Понятие и сущность управленческого решения
- Структура и процесс принятия решения
- Риск при принятии решений
- Основные методы подготовки и принятия управленческих решений
- Обзор моделей науки управления
- Коллективные методы принятия решений
- Методы прогнозирования
- Влияние личности руководителя на выбор решения
- Ситуационная модель принятия решений Врума-Йеттона