Содержательные теории мотивации Структурная теория потребностей а. Маслоу
Абрахам Маслоу (40-е годы), признавая многообразие человеческих потребностей, предложил их классификацию на следующие пять категорий:
физиологические потребности (потребность в еде, пище, жилище, отдыхе) являются необходимыми для физического выживания человека;
потребность в безопасности и уверенности в будущем. Включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающей среды, уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем. Проявляются в наличии страхового полиса, в надежной работе, хорошем пенсионном обеспечении и т.п.;
социальные потребности (потребности в причастии). Включают чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя понимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки;
потребность в уважении. Включает потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании;
потребность в самовыражении. Включает потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Все эти потребности по теории А. Маслоу можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Этим автор хотел показать, что потребности нижних уровней требуют первостепенного удовлетворения, тем самым влияют на поведения человека, прежде чем начнут сказываться потребности более высоких уровней.
Иерархические уровни не являются дискретными. Для того, чтобы более высокий уровень потребности начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Например, ритуальные потребности и социальное общение в примитивных культурах некоторых районов Африки, Ю.Америки.
Выводы: менеджер должен тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то мотивация, которая была эффективной ранее, не может быть таковой все время.
За время использования теории был сделан ряд уточнений, важнейшими из которых являются следующие:
по Маслоу, переход к потребности более высокого уровня происходит, если потребность предыдущего уровня удовлетворена на 100%; современные психологи считают, что этот процент меньше - порядка 70% и даже менее;
иерархия потребностей конкретного человека во многом определяется уровнем развития его психики, она меняется от человека к человеку и различна у одного человека в различные периоды его жизни. С развитием психики человека потребности более высокого уровня становятся более важного по сравнению с потребностями более низкого уровня.
- Короткий с.В. Менеджмент
- Содержание
- Введение
- Раздел 1. Методологические основы менеджмента Тема 1.1. Эволюция развития менеджмента как научного направления Этапы развития менеджмента в мире
- Школы менеджмента Традиционная школа менеджмента
- Взгляды Генри Форда на управление предприятием
- Административная (классическая) школа менеджмента
- Школа человеческих отношений
- Бихевиористическая (поведенческая) школа менеджмента
- Школа социальных систем
- Количественная школа менеджмента
- Эмпирическая школа менеджмента
- Подходы в управлении
- Процессный подход
- Системный подход
- Ситуационный подход
- Современный международный менеджмент
- Японская модель менеджмента
- Американская модель менеджмента
- Европейская модель менеджмента
- Арабская модель менеджмента
- Российская модель менеджмента
- Тема 1.2. Менеджмент в условиях рыночной экономики
- Внешняя среда организации: состав и ее характеристики
- Внутренняя среда организации и характеристика ее элементов
- Структура
- Технология
- Персонал
- Функции менеджмента
- Связующие процессы в менеджменте
- Принципы менеджмента
- Уровни управления
- Основные методы в менеджменте
- Организационно - административные методы управления
- Экономические методы управления
- Социально - психологические методы управления
- Раздел 2. Функции и методы менеджмента Тема 2.1. Построение организации и делегирование полномочий
- Понятие организационного проектирования и его этапы
- Основные элементы проектирования организации
- 1. Разделение труда и специализация
- 2. Департаментализация и кооперация
- 3. Централизация и децентрализация
- 4. Масштаб управляемости и контроля
- 5. Иерархия и делегирование полномочий
- 6. Координация
- 7. Дифференциация и интеграция
- Механистический и органический модели организаций
- Типология организационных структур
- Тема 2.2. Мотивация и стимулирование труда
- Содержательные теории мотивации Структурная теория потребностей а. Маслоу
- Теория «erg»
- Двухфакторная модель мотивации Фредерика Герцберга
- Иерархия мотивов индивидуальной и групповой мотивации
- Процессуальные теории мотивации
- Теория справедливости Стейси Адамса
- Теория ожиданий Врума
- Модель Портера-Лоулера
- Мотивация и стиль руководства
- Типы руководства
- Дополнительные стили руководства
- Многомерные стили руководства «Управленческая решетка» р. Блейка и м. Муттона
- Ситуационная модель руководства ф. Фидлера
- Тема 2.3. Информационное обеспечение менеджмента
- Понятие и сущность информации
- Информационные технологии
- Информационные системы
- Классификация информационных систем
- Техническое и программное обеспечение
- Раздел 3. Планирование и контроль в менеджменте Тема 3.1. Планирование в системе менеджмента
- Целеполагание
- Прогнозирование
- Планирование
- Тема 3.2. Функция контроля и учета
- Регулирование
- Контроль
- Виды контроля
- Качество продукции
- Характеристики эффективного контроля
- Принципы tqm
- Пять смертельных болезней
- Раздел 4. Эффективность менеджмента в организации Тема 4.1. Процесс коммуникации
- Коммуникационный процесс
- Коммуникационные барьеры Межличностные барьеры коммуникации
- Совершенствование искусства общения
- Преграды в организационных коммуникациях
- Совершенствование коммуникаций в организациях
- Документационное обеспечение организационной системы
- Контроль исполнения документов
- Тема 4.2. Формальные и неформальные группы. Управление конфликтами Лидерство
- Концепции руководства
- Формальные и неформальные группы. Формы власти и влияния.
- Понятие и сущность конфликта
- Тема 4.3. Принятие управленческих решений Понятие и сущность управленческого решения
- Структура и процесс принятия решения
- Риск при принятии решений
- Основные методы подготовки и принятия управленческих решений
- Обзор моделей науки управления
- Коллективные методы принятия решений
- Методы прогнозирования
- Влияние личности руководителя на выбор решения
- Ситуационная модель принятия решений Врума-Йеттона