Целеполагание
Важная задача руководителя организации состоит в том, чтобы определить миссию и цели организации. Четкое определение миссии и целей, является первым шагом на пути к корпоративному планированию и определяет всю дальнейшую работу по систематической разработке планов организации.
Целеполагание – первичная фаза управления, выработки и принятия решений, заключающаяся в постановке генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с сущностью и характером решаемых проблем, назначением (миссией) системы, стратегическими установками.
Миссия (от лат. missio-посылка, поручение) – это емкое, краткое и четкое определение причин существования и основных направлений деятельности организации, которое характеризует положение фирмы в обществе и мотивирует ее сотрудников.
Существует широкое и узкое понимание миссии. В широком понимании миссия – это философия и предназначение организации. Философия организации определяет ценности, принципы, на основе которых осуществляется деятельность организации. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществить, и какого типа организацией она намеревается быть. В узком смысле миссия – это утверждение относительно того, для чего существует организация. В этом случае миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется ее отличие данной организации от ей подобных. Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее, всегда несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.
Миссия отражает стратегию бизнеса. Стратегия бизнеса – направленная согласованная совокупность решений, оказывающих определяющее воздействие на деятельность фирмы (предприятия) и имеющих долгосрочные и труднообратимые последствия. К ним относятся, напр., решения об изменении профиля предприятия, меры его специализации и диверсификации производства (в частности, в целях предупреждения возможных рисков), об изменении структуры собственности (в первую очередь - структуры акционерного капитала), выборе постоянных поставщиков ресурсов и направлений сбыта продукции, а также другие стратегические аспекты функционирования бизнеса (фирмы, предприятия) – в отличие от тактических текущих решений типа найма работников, разовых закупок сырья, реагирования на изменение цен на рынке и т. п. Соответственно выделяются, например, следующие основные производные понятия: стратегическая зона хозяйствования – совокупность сегментов рынка товаров или услуг, избираемая предприятием (бизнесом), стратегическая ресурсная зона – совокупность сегментов рынка ресурсов или предоставляемых данному предприятию услуг, избираемая предприятием (бизнесом) в качестве зоны делового интереса для реализации стратегии; стратегическое планирование – процесс формирования, корректировки и реализации стратегии предприятия; стратегическое управление – система управления предприятием, основанная на стратегическом планировании, дополненном механизмом согласования текущих решений (тактических и оперативных) со стратегическими, а также механизмом корректировки и контроля за реализацией стратегии.
При стратегическом планировании деятельности предприятия (фирмы) применяются экономико-математические модели, а также методы статистического анализа и прогнозирования. Среди последних наибольшее место принадлежит регрессионному анализу, анализу временных рядов, механизму формирования и статистического анализа экспертных оценок.
Установление миссии организации, ее стратегических целей является прерогативой высшего руководства организации.
Подобное представление структуры целей организации показывает также, в какой степени цели, стоящие на более высоком уровне оказывают влияние на цели более низкого уровня.
Различия между миссией предприятия и ее целями может быть определена в следующих аспектах:
Временной аспект. Миссия не имеет временных критериев, а цели предполагают сроки, когда они должны быть достигнуты.
Фокусировка. Миссия имеет направленность на внешнюю для предприятия среду, как, например, достичь признания или стать лидером в отрасли и т.д. Цели, напротив, чаще всего относятся к внутренним аспектам предприятия и выражаются в терминах использования имеющихся ресурсов для достижения конкретных внутренних показателей.
Специфика. Миссия выражается в терминах, имеющих общий, относительный характер, относящиеся к образу предприятия, ее фирменному стилю и т.д. Цели, как правило, выражаются в терминах определенных результатов.
Измеримость. Измеримость миссии выражается в качественных шкалах, тогда как цели, как правило, имеют количественный характер. Цели предприятия, как правило, весьма конкретны.
Основные требования, которые необходимо принимать во внимание при разработке целей предприятия. Цели должны быть:
ясными, четкими и без возможности двойного толкования;
сформулированы в терминах будущих состояний предприятия;
соответствовать стратегии, политике, плану и процедурам предприятия;
соответствовать компетентности персонала или полагать также и рост компетентности работников предприятия;
содержать элементы вызова, приглашающими к серьезной работе.
Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования.
Основными группами субъектов, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации и, следовательно, должны быть учтены при определении ее миссии, являются следующие:
акционеры (собственники) организации, создающие, приводящие в действие и развивающие организацию;
персонал - сотрудники организации, своим трудом непосредственно обеспечивающие деятельность организации, создание и реализацию продуктов и услуг, привлечение ресурсов извне, получающие от организации за свой труд компенсацию и решающие с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы;
покупатели (клиенты) организации, отдающие ей свои ресурсы (чаще - деньги) в обмен на продукты или услуги, предлагаемые им организацией, и удовлетворяющие с помощью этих продуктов (услуг) свои потребности;
деловые партнеры организации, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие аналогичные услуги со стороны организации;
местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической среды обитания организации, а также общество в целом, в первую очередь в лице государственных (муниципальных) институтов, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества также пользуется и организация.
Миссия организации в той или иной мере должна отражать интересы всех вышеназванных субъектов. Наиболее сильное, даже определяющее, влияние на миссию любой организации оказывают интересы собственников, сотрудников и заказчиков (покупателей). Поэтому миссия организации должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней обязательно находило сочетание интересов этих трех групп людей.
Примеры миссий компаний:
«Matsucita»: «Matsucita желает способствовать улучшению качества жизни, снабжая мир дешевыми, как вода, электроприборами. В данной формулировке нашли отражение все три вышеназванных аспекта».
«Xerox»: «От копировальной техники к офису будущего».
«Compaq»: «Стать ведущими поставщиками персональных компьютеров и серверов к ним на всех сегментах рынка».
«Ford»: «Удовлетворять наших клиентов, производя качественные легковые автомобили и грузовики, разрабатывая новые продукты, сокращая время вывода новых моделей на рынок, улучшая производительность всех наших заводов и совершенствуя процессы производства, налаживая контакты со служащими нашей фирмы, а также с профсоюзами, дилерами и поставщиками».
«Epson»: «Обеспечить нашим акционерам сохранность их инвестиций и растущие доходы».
«General Electric»: «Стать самой конкурентоспособной фирмой в мире, выйти на первое или второе место в каждой из сфер нашей деятельности».
«Apple Computer»: «Предлагать наилучшие технологии для персональных компьютеров и передавать их как можно большему числу людей».
- Короткий с.В. Менеджмент
- Содержание
- Введение
- Раздел 1. Методологические основы менеджмента Тема 1.1. Эволюция развития менеджмента как научного направления Этапы развития менеджмента в мире
- Школы менеджмента Традиционная школа менеджмента
- Взгляды Генри Форда на управление предприятием
- Административная (классическая) школа менеджмента
- Школа человеческих отношений
- Бихевиористическая (поведенческая) школа менеджмента
- Школа социальных систем
- Количественная школа менеджмента
- Эмпирическая школа менеджмента
- Подходы в управлении
- Процессный подход
- Системный подход
- Ситуационный подход
- Современный международный менеджмент
- Японская модель менеджмента
- Американская модель менеджмента
- Европейская модель менеджмента
- Арабская модель менеджмента
- Российская модель менеджмента
- Тема 1.2. Менеджмент в условиях рыночной экономики
- Внешняя среда организации: состав и ее характеристики
- Внутренняя среда организации и характеристика ее элементов
- Структура
- Технология
- Персонал
- Функции менеджмента
- Связующие процессы в менеджменте
- Принципы менеджмента
- Уровни управления
- Основные методы в менеджменте
- Организационно - административные методы управления
- Экономические методы управления
- Социально - психологические методы управления
- Раздел 2. Функции и методы менеджмента Тема 2.1. Построение организации и делегирование полномочий
- Понятие организационного проектирования и его этапы
- Основные элементы проектирования организации
- 1. Разделение труда и специализация
- 2. Департаментализация и кооперация
- 3. Централизация и децентрализация
- 4. Масштаб управляемости и контроля
- 5. Иерархия и делегирование полномочий
- 6. Координация
- 7. Дифференциация и интеграция
- Механистический и органический модели организаций
- Типология организационных структур
- Тема 2.2. Мотивация и стимулирование труда
- Содержательные теории мотивации Структурная теория потребностей а. Маслоу
- Теория «erg»
- Двухфакторная модель мотивации Фредерика Герцберга
- Иерархия мотивов индивидуальной и групповой мотивации
- Процессуальные теории мотивации
- Теория справедливости Стейси Адамса
- Теория ожиданий Врума
- Модель Портера-Лоулера
- Мотивация и стиль руководства
- Типы руководства
- Дополнительные стили руководства
- Многомерные стили руководства «Управленческая решетка» р. Блейка и м. Муттона
- Ситуационная модель руководства ф. Фидлера
- Тема 2.3. Информационное обеспечение менеджмента
- Понятие и сущность информации
- Информационные технологии
- Информационные системы
- Классификация информационных систем
- Техническое и программное обеспечение
- Раздел 3. Планирование и контроль в менеджменте Тема 3.1. Планирование в системе менеджмента
- Целеполагание
- Прогнозирование
- Планирование
- Тема 3.2. Функция контроля и учета
- Регулирование
- Контроль
- Виды контроля
- Качество продукции
- Характеристики эффективного контроля
- Принципы tqm
- Пять смертельных болезней
- Раздел 4. Эффективность менеджмента в организации Тема 4.1. Процесс коммуникации
- Коммуникационный процесс
- Коммуникационные барьеры Межличностные барьеры коммуникации
- Совершенствование искусства общения
- Преграды в организационных коммуникациях
- Совершенствование коммуникаций в организациях
- Документационное обеспечение организационной системы
- Контроль исполнения документов
- Тема 4.2. Формальные и неформальные группы. Управление конфликтами Лидерство
- Концепции руководства
- Формальные и неформальные группы. Формы власти и влияния.
- Понятие и сущность конфликта
- Тема 4.3. Принятие управленческих решений Понятие и сущность управленческого решения
- Структура и процесс принятия решения
- Риск при принятии решений
- Основные методы подготовки и принятия управленческих решений
- Обзор моделей науки управления
- Коллективные методы принятия решений
- Методы прогнозирования
- Влияние личности руководителя на выбор решения
- Ситуационная модель принятия решений Врума-Йеттона