logo
Учебное пособи по менеджменту

Регулирование

Регулирование – вид управления, процесс, посредством которого характеристики управляемой системы удерживаются на траектории, заданной блоком управления (т. е. управляющей системой).

Регулирование можно разделить на два вида: регулирование по рассогласованиям (или отклонениям) и регулирование по критическим параметрам.

Регулирование по отклонениям. Руководители постоянно оказываются перед необходимостью разрешать проблемы, мешающие достижению стратегических целей поставленных перед организацией, например, это может быть:

  1. выявление брака поставщика;

  2. задержки поставок и повышение их стоимости;

  3. несвоевременное выполнение производственных заданий;

  4. сложность корректирующего влияния на снижение роста себестоимости продукции;

  5. неудовлетворенность клиентов выполненными заказами по срокам и качеству;

  6. недовольство персонала;

  7. и многое другое.

Для эффективного контроля над возникающими проблемами и управления событиями руководителю необходимо уделять свое время не всем деталям процессов, а выделять ключевые, контролировать и управлять ими.

Управление по отклонениям – это система деятельности, основанная на выявлении и доведении до сведения руководителей только тех сигналов, которые требуют его личного внимания. Иными словами, это система, нацеленная на облегчение труда руководителя за счет разделения всей деловой информации на две части:

  1. с одной могут справиться подчиненные,

  2. другая же требует вмешательства самого руководителя.

Рассмотрим основные компоненты управления по отклонениям.

Рис. Схема компонентов управления по отклонениям

Таких компонентов шесть:

  1. Измерение – это оценка, часто количественная, различных видов деятельности, которой руководитель занимался в прошлом или выполняет теперь. Без подобной оценки невозможно выявление исключений, требующих вмешательств.

  2. Прогноз – это анализ полученных при измерении оценок, основанный на понимании задач развития организации и экстраполяции выявленных тенденций на будущее.

  3. Отбор – обеспечение знания критериев, которыми следует руководствоваться управленческому персоналу при достижении стоящих перед организацией целей.

  4. Наблюдение – стадия оценки ситуации, которая дает руководителю сведения о текущем состоянии дел.

  5. Сравнение – фактическое состояние дел сравнивается с плановым, выделяются отклонения от нормы, требующие внимания и доводятся до соответствующего уровня руководства.

Принятие решения – осуществление действий, необходимых для того, чтобы:

Регулирование по критическим параметрам. Если в первом случае система бывает вынуждена изменить свое поведение, когда с помощью обратной связи обнаруживается ее отклонение от заданных норм, плана и т. п.; во втором – когда достигается уровень какого-либо параметра, признанный критическим, недопустимым (напр., накопление запаса сверх разрешенного – сигнал к уценке товара).