logo
Учебное пособи по менеджменту

3. Централизация и децентрализация

Централизация управления - сосредоточение функций управления на верхнем уровне иерархии управления. Децентрализация управления – процесс передачи функций управления на нижних уровнях иерархии управления.

Чем меньше та группа людей, которая принимает основополагающие решения о деятельности организации, тем выше в ней уровень централизации. Если же полномочия по принятию решений делегированы нижним иерархическим уровням, то организация является децентрализованной. Степень централизации влияет на удовлетворенность работой так же, как степень «длинноты» организации.

Делегирование полномочий является составной частью децентрализации. От масштаба делегируемых полномочий зависит степень централизации и децентрализации. Централизация означает концентрацию задач управления, а децентрализация - разделение задач по определенным признакам.

Уровень централизации тем ниже, чем больше решений принимается непосредственно на рабочих местах, которые незамедлительно выполняются и носят узкий, специальный характер. Централизация характеризуется отсутствием передачи полномочий и известными пределами компетентности, что может привести к снижению оперативности в принятии решений.

Преимущества централизации состоят: в усилении стратегической направленности управленческого процесса и обеспечении при необходимости концентрации ресурсов на ключевых направлениях деятельности организации; в устранении неоправданного дублирования управленческих функций, приводящем к экономии соответствующих затрат (например, вместо бухгалтерии в каждом подразделении в фирме создается единая бухгалтерия с меньшим штатом сотрудников); в концентрации процесса принятия решений в руках тех, кто лучше знает общую ситуацию, имеет больший кругозор, знания, опыт. Недостатки, которые связывают с централизацией: затрачивается много времени на передачу информации, в процессе чего значительная часть ее теряется или искажается; важнейшие решения принимаются лицами, оторванными от жизни и плохо представляющими себе конкретную ситуацию, в то же время исполнители, которым ситуация хорошо знакома, от выработки и принятия решений устранены и те навязываются им в принудительном порядке.

Достоинства децентрализации: увеличивается скорость и повышает объективность принятия решений; повышается гибкость организации; удешевляет делопроизводство и упрощает документооборот; развивает способности руководителей и творческое начало в их деятельности. Недостатки децентрализации заключаются в том, что она может увести в сторону от главных целей, организации, ослабить контроль и единство действий.

Степень централизации управленческих полномочий определяется следующими обстоятельствами: