logo search
ОТВЕТЫ МЕНЕДЖМЕНТ

50. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия

Инвестиционная привлекательность - это интегральная характеристика отрасли (предприятия, проекта) с позиций перспективности развития, доходности инвестиций и уровня инвестиционных рисков.

3 основных группы методик оценки инвестиционной привлекательности предприятий:

1. Методики, в основе которых лежит анализ внешней информации о компании (так называемый рыночный подход). Они оценивают исключительно изменения рыночной стоимости акций компании и величины выплачиваемых дивидендов. Такой подход преобладает среди акционеров, позволяя им рассчитывать эффективность собственных инвестиций в предприятие.

2. Методики, осн-ся на анализе внутренней информации (так называемый бухгалтерский подход). Они используют бухгалтерские данные, такие как прибыль или поток денежных средств. Такой подход предпочитают бухгалтеры и финансовые специалисты, поскольку используемые для анализа данные могут быть легко получены из традиционной бухгалтерской отчетности.

3. Методики, основывающиеся на анализе как внешних, так и внутренних факторов (так называемый комбинированный подход). Классическим примером комбинированного подхода явл-ся коэффициент, сопоставляющий цену акции с доходом на акцию (Price earnings ratio, PER) - показатель, достаточно часто используемый аналитиками фондового рынка и инвестиционными менеджерами.

Одним из наиболее важных этапов оценки инвестиционной привлекательности предприятия является анализ его финансово-хозяйственной деятельности, с помощью которого можно оценить перспективность анализируемого предприятия с точки зрения возможности мобилизации доступных источников средств и отдачи на требуемые вложения.

Финансовое состояние предприятия — комплексное понятие и его характеристики опираются на оценку степени эффективности размещения средств, устойчивости платежеспособности, наличие достаточной финансовой базы, обеспеченности собственными оборотными средствами, организации расчетов и др. Источником информации для характеристики финансового состояния являются данные финансовой отчетности.

Следующим этапом анализа является оценка финансового состояния предприятия с помощью системы финансовых коэффициентов. Д.быть исследованы след.направления оценки финансового состояния:

I группа — показатели ликвидности;

II группа — показатели финансовой устойчивости;

III группа — показатели деловой активности (оборачиваемости);

IV группа — показатели рентабельности.

I группа — показатели ликвидности;

Ликвидность - способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной.

  1. коэфф.текущей ликв. = Оборотные активы /Краткосрочные обязательства;

  2. коэфф. быстрой ликв. = (Оборотные активы– Запасы)/Краткосрочные обязательства

  3. коэфф. абсолютной ликв. = (Деньги + Краткоср. ценные бумаги)/ Краткосроч. обязат-ва

II группа — показатели финансовой устойчивости;

  1. Коэфф. соотношения заемных и собственных средств. Этот коэффициент дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости. Показывает, сколько единиц привлеченных средств приходится на каждую единицу собственных.

  2. Коэфф. автономии. Характеризует независимость предприятия от заемных средств и показывает долю собственных средств в общей стоимости всех средств предприятия. Чем выше значение данного коэффициента, тем фин. устойчивее, стабильнее и более независимо от внешних кредиторов предприятие.

  3. Коэфф. маневренности собственного капитала. Показывает, какая часть собственного оборотного капитала находится в обороте. Коэффициент должен быть достаточно высоким, чтобы обеспечить гибкость в использовании собственных средств.

  4. Коэфф.соотношения мобильных и иммобилизованных активов. Показывает сколько внеоборотных активов приходится на каждый рубль оборотных активов:

  5. Коэффициент обеспеченности оборотного капитала собственными источниками финансирования. Показывает наличие у предприятия собственных средств, необходимых для его финансовой устойчивости.

III группа — показатели деловой активности (оборачиваемости)

Оборачиваемость - величина, характеризующая временной промежуток, за который осуществляется полное обращение товара, денежных средств или число этих обращений за временной промежуток.

  1. Оборачиваемость совокупного капитала. Данный показатель отражает скорость оборота всего капитала предприятия

  2. Оборачиваемость текущих активов = выручка от реализ/ среднегод. стоимость имущества препдпр. Характеризует скорость оборота всех мобильных средств предприятия

  3. Оборачиваемость собственного капитала. Коэффициент показывает скорость оборота собственного капитала или активность средств, которыми рискуют акционеры

  4. Оборачиваемость материальных запасов отражает число оборотов запасов предприятия за анализируемый период

  5. Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает скорость оборота дебиторской задолженности

  6. Оборачиваемость кредиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятию

  7. Период оборота кредиторской задолженности. Данный показатель отражает средний срок возврата долгов предприятия (за исключением обязательств перед банками и по прочим займам)

  8. Фондоотдача основных средств отражает эффективность использования основных средств предприятия и рассчитывается по формуле

IV группа — показатели рентабельности

Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств.

  1. Рент-сть активов (ROA) = Операционная прибыль/Активы*100 %. Отношение операционной прибыли к среднему за период размеру суммарных активов.

  2. Рент-сть собственного капитала (ROE) = Чистая прибыль/Собственный капитал*100 %. Отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала.

  3. Рент-сть инвестиций (ROI) = (Прибыль + (цена продажи - цена приобретения)/цена приобретения *100 %

Выражает эффективность использования средств, вложенных в развитие данной организации.

и т.д

Помимо показателей рыночной стоимости, учитывают и другие аспекты инвестиционной привлекательности предприятия. К ним относятся:

- привлекательность продукции;

- кадровая привлекательность;

- инновационная привлекательность;

- финансовая привлекательность;

- территориальная привлекательность;

- экологическая привлекательность;

- социальная привлекательность.