logo
ОТВЕТЫ МЕНЕДЖМЕНТ

54. Современные методы и методологии управл-я инновационным мышлением

Под управлением креативностью подразумевается программа для руководителей, которая позволяет научиться выдвигать, оценивать и применять креативные решения, мотивировать сотрудников на инновации, давать адекватную обратную связь, управлять кризисами и последствиями действий или бездействий.

Чаще всего персональные методики складываются из различных способов креативного мышления исходя из индивидуальных особенностей личности (мировоззрение, темперамент, характер, жизненные принципы и т. д.). С увеличением опыта такие методики перерастают в некие ритуалы, выполнение которых неизменно приводит к положительным результатам. Например, очень хорошо зарекомендовала себя следующая комбинация: мозговой штурм для определения общего стратегического направления той или иной кампании; релаксация; результаты мозгового штурма «перерабатываются» посредством индивидуального построения ассоциаций; обсуждение готовых идей коллективом творческой группы.

Цель использования творческих методов выражается в том, чтобы получить как можно больше идей, поощрить нестандартное мышление и повысить креативность. Выход из стереотипного способа мышления дает возможность подходить к проблемам с разных точек зрения и предложить новые нетрадиционные решения. Методы дают возможность спонтанно поделиться или воспринимать идеи, образовывать цепи ассоциаций, достичь дальновидные решения и так далее. В литературе творческие методы сгруппированы и

рассмотрены с разных точек зрения. Вот одна из таких классификаций, представленная Зусманом А. В. и Злотиным Б. Л.:

1. Методы для улучшения состояния /мотивации/ организации творческого процесса. Эту группу составляют орудия, которые помогают создать среду, благоприятную для процессов мышления, поощрения естественного творчества и другие. Это может быть слушание музыки, использование разных инструментов для вызова визуализации и другие.

2. Методы, опирающиеся на использование случайности. Методы этой группы подталкивают индивида выйти из стереотипного образа мышления и использовать случайность как источник идей решения данной проблемы (случайный порядок этапов в каком-то процессе вносит хаос и меняет фокус восприятия вещей).

3. Фокусирующие методы. Они помогают индивиду фокусироваться на данную проблему, в определенный этап не рассеиваясь.

4. Методы образующие системы. Это методы, разрешающие образование и связывание сети элементов или случайных элементов, которые систематизируются специфическим образом, в ряд.

5. «Острые» методы. Методы в этой группе направлены к новому детерминированию или смене направления существующих проблем, ситуаций, при помощи предложения одноэтапных или многоэтапных рекомендаций. Этого можно достичь на основе интуиции, опыта и документированного знания.

6. Эволюционно-направленные методы. Творческий элемент в этом случае связан с направлениям, базирующимися на фундаментальные особенности технологической эволюции.

7. Инновационные, которые основываются на знании, методы. Эта группа основывается на существующем структурном познании, накопленном человеческим опытом.

В целом, направление развития творческих методов можно описать следующим образом: стремление поймать и описать интуицию успешных новаторов, опыты; извлечь «признаки» нововведения и элементы технологической эволюции из данных в патентах и разных источников технической документации.

Фирма может использовать разные методы генерирования идей новых товаров. Все методы выработки идей новых товаров можно разделить на две основные категории:

а) методы функционального анализа товаров, когда анализ проводится с целью вы­явления возможных путей совершенствования товара. Допустимы как упорядоченные, так и творческие методы;

б) методы выработки идей новых товаров с прямым или косвенным участием потребителей, направленные на обна­ружение неудовлетворенных или недостаточно удовлетворенных потребностей.

Методы функционального анализа товара.

опираются на систематический анализ ситуации использования товара или его характеристик. К их числу относятся:

- анализ проблем/возможностей потребителя. Он свя­зан с исследованием поведения пользователей и имеет своей целью иденти­фицировать проблемы, с которыми может столкнуться пользователь в ходе эксплуатации товара. Любая выявленная проблема или затруднение может натолкнуть на новую идею улучшения или модификации изделия;

- метод инвентаризации атрибутов товара. Он ставит те же цели, что и анализ проблем только изучаются не способы использования товара потребителями, а характеристики самого продукта. Применение этого метода начинается с составления списка важнейших характеристик. Затем эти характеристики группируются таким образом, чтобы появилась возможность усовершенствования товара;

- морфологический анализ товара. Он предполагает выявление наиболее важных структурных элементов товара с последующим исследованием их взаимосвязей. Цель - обнаружить новые интересные комбинации. Предположим, мы изучаем чистящее средство. Существует шесть ключе­вых структурных элементов этого товара: способ применения (щетка, тряпка, губка и т. п.), ингредиенты (спирт, аммиак, дезинфектант и т. д.), объем очист­ки (стекло, ковер, раковина, стены, автомобиль и др.), очищаемая субстанция (жир, пыль, кровь, краска и т. п.), структура товара (крем, порошок, соль, жид­кость и др.) и упаковка (коробка, бутылка, аэрозоль, пакет и т. п.). Наша задача - провести попарное сравнение всех этих элементов и, рассмат­ривая их как новый товар, определить их потенциальную ценность;

- ящик для предложений. Согласно этому методу предлагаемые идеи необходимо своевременно рассматривать и сообщать о результатах этого рассмотрения. Кроме того, необходима система поощрений сотрудников, которая служила бы стимулом к внесению предложений.

Творческие методы функционального анализа товара

основаны на воображении и интуиции и обычно реализуются в рамках творческих или «креативных» групп. Предполагается, что группа индивидов более креативна, чем каждый индивид в отдельности. Доказательством этого является синергетический эффект, возникающий при взаимодействии членов группы.

Широко используется по причине простоты организации метод «мозговой атаки». Единственная цель мозговой атаки - породить как можно больше идей. Шесть-десять участников с различными образованием и опытом работы, как работников фирмы, так и сто­ронних лиц, собирают вместе и предлагают задачу: собрать как можно больше идей, касающихся определенной темы.

Методы выработки идей новых товаров с прямым или косвенным участием потребителей,

направленные на обна­ружение неудовлетворенных или недостаточно удовлетворенных потребностей, исходят из того, что стимулом к зарождению новой идеи часто становится запрос потребителя о выпуске нового изделия. В частности, это относится к ситуации, когда потребитель сознает свою потребность в новом продукте (таблица 6).

Таблица 6 – Поиск идей новых товаров

Природа

потребности

потребителя

Доступность идеи нового товара для производителя

незначительное

значительное

Сознаваемая

Активен только потребитель

Активен потребитель и/или производитель

Латентная

Оба пассивны

Активен только производитель

Методы и методология инновационного менеджмента

Управление инновациями может рассматриваться в трех основных аспектах:

1) управление НИОКР (объект управления - непосредственно исследования и разработки);

2) управление инновационными проектами (объект управления - инновационные проекты);

3) управление условиями, влияющими на эффективность осуществления инновационной деятельности.

Учитывая принцип экономичности инновационной деятельности, наиболее целесообразным представляется подход к управлению нововведениями как к управлению инновационными проектами.

Проект может быть определен как совокупность определенных элементов (объектов материального и нематериального характера) и связей между ними, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Инновационный проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание и распространение нового вида продукции или технологии с целью получения прибыли или иного полезного эффекта.

Инновационный менеджмент использует следующие методы:

- Экономико-математические методы (исследованию экономических систем и процессов с помощью математических моделей)

- Методы научно-технического и экономического прогнозирования

- Экспертные методы

Экономико-математические методы:

- сетевое планирование

- календарное планирование

- бюджетирование

- методы оценки эффективности проектов на основе дисконтирования и т.д.

Методы научно-технического и экономического прогнозирования:

- метод тренда (экстраполяции) (анализируя изменение отдельных параметров разрабатываемых продуктов в прошлом и исследуя факторы, обусловливающие эти изменения, можно сделать выводы о закономерностях развития и путях совершенствования техники в будущем)

- метод уровня потребления

- метод регрессионного анализа

- метод лучших показателей

- метод сценариев

- имитационное моделирование

- метод Дельфи и др.

Экспертные методы:

- метод анкетирования

- метод мозгового штурма

- морфологический анализ

- функционально-стоимостной анализ