54. Современные методы и методологии управл-я инновационным мышлением
Под управлением креативностью подразумевается программа для руководителей, которая позволяет научиться выдвигать, оценивать и применять креативные решения, мотивировать сотрудников на инновации, давать адекватную обратную связь, управлять кризисами и последствиями действий или бездействий.
Чаще всего персональные методики складываются из различных способов креативного мышления исходя из индивидуальных особенностей личности (мировоззрение, темперамент, характер, жизненные принципы и т. д.). С увеличением опыта такие методики перерастают в некие ритуалы, выполнение которых неизменно приводит к положительным результатам. Например, очень хорошо зарекомендовала себя следующая комбинация: мозговой штурм для определения общего стратегического направления той или иной кампании; релаксация; результаты мозгового штурма «перерабатываются» посредством индивидуального построения ассоциаций; обсуждение готовых идей коллективом творческой группы.
Цель использования творческих методов выражается в том, чтобы получить как можно больше идей, поощрить нестандартное мышление и повысить креативность. Выход из стереотипного способа мышления дает возможность подходить к проблемам с разных точек зрения и предложить новые нетрадиционные решения. Методы дают возможность спонтанно поделиться или воспринимать идеи, образовывать цепи ассоциаций, достичь дальновидные решения и так далее. В литературе творческие методы сгруппированы и
рассмотрены с разных точек зрения. Вот одна из таких классификаций, представленная Зусманом А. В. и Злотиным Б. Л.:
1. Методы для улучшения состояния /мотивации/ организации творческого процесса. Эту группу составляют орудия, которые помогают создать среду, благоприятную для процессов мышления, поощрения естественного творчества и другие. Это может быть слушание музыки, использование разных инструментов для вызова визуализации и другие.
2. Методы, опирающиеся на использование случайности. Методы этой группы подталкивают индивида выйти из стереотипного образа мышления и использовать случайность как источник идей решения данной проблемы (случайный порядок этапов в каком-то процессе вносит хаос и меняет фокус восприятия вещей).
3. Фокусирующие методы. Они помогают индивиду фокусироваться на данную проблему, в определенный этап не рассеиваясь.
4. Методы образующие системы. Это методы, разрешающие образование и связывание сети элементов или случайных элементов, которые систематизируются специфическим образом, в ряд.
5. «Острые» методы. Методы в этой группе направлены к новому детерминированию или смене направления существующих проблем, ситуаций, при помощи предложения одноэтапных или многоэтапных рекомендаций. Этого можно достичь на основе интуиции, опыта и документированного знания.
6. Эволюционно-направленные методы. Творческий элемент в этом случае связан с направлениям, базирующимися на фундаментальные особенности технологической эволюции.
7. Инновационные, которые основываются на знании, методы. Эта группа основывается на существующем структурном познании, накопленном человеческим опытом.
В целом, направление развития творческих методов можно описать следующим образом: стремление поймать и описать интуицию успешных новаторов, опыты; извлечь «признаки» нововведения и элементы технологической эволюции из данных в патентах и разных источников технической документации.
Фирма может использовать разные методы генерирования идей новых товаров. Все методы выработки идей новых товаров можно разделить на две основные категории:
а) методы функционального анализа товаров, когда анализ проводится с целью выявления возможных путей совершенствования товара. Допустимы как упорядоченные, так и творческие методы;
б) методы выработки идей новых товаров с прямым или косвенным участием потребителей, направленные на обнаружение неудовлетворенных или недостаточно удовлетворенных потребностей.
Методы функционального анализа товара.
опираются на систематический анализ ситуации использования товара или его характеристик. К их числу относятся:
- анализ проблем/возможностей потребителя. Он связан с исследованием поведения пользователей и имеет своей целью идентифицировать проблемы, с которыми может столкнуться пользователь в ходе эксплуатации товара. Любая выявленная проблема или затруднение может натолкнуть на новую идею улучшения или модификации изделия;
- метод инвентаризации атрибутов товара. Он ставит те же цели, что и анализ проблем только изучаются не способы использования товара потребителями, а характеристики самого продукта. Применение этого метода начинается с составления списка важнейших характеристик. Затем эти характеристики группируются таким образом, чтобы появилась возможность усовершенствования товара;
- морфологический анализ товара. Он предполагает выявление наиболее важных структурных элементов товара с последующим исследованием их взаимосвязей. Цель - обнаружить новые интересные комбинации. Предположим, мы изучаем чистящее средство. Существует шесть ключевых структурных элементов этого товара: способ применения (щетка, тряпка, губка и т. п.), ингредиенты (спирт, аммиак, дезинфектант и т. д.), объем очистки (стекло, ковер, раковина, стены, автомобиль и др.), очищаемая субстанция (жир, пыль, кровь, краска и т. п.), структура товара (крем, порошок, соль, жидкость и др.) и упаковка (коробка, бутылка, аэрозоль, пакет и т. п.). Наша задача - провести попарное сравнение всех этих элементов и, рассматривая их как новый товар, определить их потенциальную ценность;
- ящик для предложений. Согласно этому методу предлагаемые идеи необходимо своевременно рассматривать и сообщать о результатах этого рассмотрения. Кроме того, необходима система поощрений сотрудников, которая служила бы стимулом к внесению предложений.
Творческие методы функционального анализа товара
основаны на воображении и интуиции и обычно реализуются в рамках творческих или «креативных» групп. Предполагается, что группа индивидов более креативна, чем каждый индивид в отдельности. Доказательством этого является синергетический эффект, возникающий при взаимодействии членов группы.
Широко используется по причине простоты организации метод «мозговой атаки». Единственная цель мозговой атаки - породить как можно больше идей. Шесть-десять участников с различными образованием и опытом работы, как работников фирмы, так и сторонних лиц, собирают вместе и предлагают задачу: собрать как можно больше идей, касающихся определенной темы.
Методы выработки идей новых товаров с прямым или косвенным участием потребителей,
направленные на обнаружение неудовлетворенных или недостаточно удовлетворенных потребностей, исходят из того, что стимулом к зарождению новой идеи часто становится запрос потребителя о выпуске нового изделия. В частности, это относится к ситуации, когда потребитель сознает свою потребность в новом продукте (таблица 6).
Таблица 6 – Поиск идей новых товаров
Природа потребности потребителя | Доступность идеи нового товара для производителя | |
незначительное | значительное | |
Сознаваемая | Активен только потребитель | Активен потребитель и/или производитель |
Латентная | Оба пассивны | Активен только производитель |
Методы и методология инновационного менеджмента
Управление инновациями может рассматриваться в трех основных аспектах:
1) управление НИОКР (объект управления - непосредственно исследования и разработки);
2) управление инновационными проектами (объект управления - инновационные проекты);
3) управление условиями, влияющими на эффективность осуществления инновационной деятельности.
Учитывая принцип экономичности инновационной деятельности, наиболее целесообразным представляется подход к управлению нововведениями как к управлению инновационными проектами.
Проект может быть определен как совокупность определенных элементов (объектов материального и нематериального характера) и связей между ними, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Инновационный проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание и распространение нового вида продукции или технологии с целью получения прибыли или иного полезного эффекта.
Инновационный менеджмент использует следующие методы:
- Экономико-математические методы (исследованию экономических систем и процессов с помощью математических моделей)
- Методы научно-технического и экономического прогнозирования
- Экспертные методы
Экономико-математические методы:
- сетевое планирование
- календарное планирование
- бюджетирование
- методы оценки эффективности проектов на основе дисконтирования и т.д.
Методы научно-технического и экономического прогнозирования:
- метод тренда (экстраполяции) (анализируя изменение отдельных параметров разрабатываемых продуктов в прошлом и исследуя факторы, обусловливающие эти изменения, можно сделать выводы о закономерностях развития и путях совершенствования техники в будущем)
- метод уровня потребления
- метод регрессионного анализа
- метод лучших показателей
- метод сценариев
- имитационное моделирование
- метод Дельфи и др.
Экспертные методы:
- метод анкетирования
- метод мозгового штурма
- морфологический анализ
- функционально-стоимостной анализ
- 1. Охарактеризуйте направление развития современной науки, ориентированное на создание конкурентных технологий XXI века
- 2. Проанализируйте программу выхода из кризиса сша, разработанную Президентом сша б. Обамой (её сильные и слабые стороны)
- 3. Изложите основные программные положения по выходу из кризиса и преобразованию рф, изложенные Президентом России Дмитрием Медведевым
- 4. Анализ школ стратегического менеджмента по г.Минцбергу
- 5. Основные понятия стратегического менеджмента (стратегия, миссия, видение, конкурентно преимущество)
- 6.Дихтомия стратегич-ого мен-та
- 7. Стратегическое управление как стратегический процесс
- 8. Кросс-культурные аспекты лидерства в международном бизнесе
- 9. Кросс-культурные аспекты мотивации в процессе адаптации компаний к особенностям международных рынков
- 10. Этноцентризм, полицентризм, региоцентризм и геоцентризм в процессе реализации международного экспансивного намерения
- 11. Значение маркетинговых исследований в предпринимательской деятельности
- 12. Цели и задачи маркетинговых исследований. Роль маркетинговых исследований в принятии управленческих решений
- 13. Основные направления маркетинговых исследований
- 14. Классификация маркетинговых исследований. Виды маркетинговых исследований
- 15. Основные методы получения маркетинговой информации
- 16. Понятие и роль логистики в современной экономике
- Общие задачи
- Частные задачи
- 17. Логистический подход к управлению запасами
- 18.Цель, задачи и функции логистического менеджмента
- 19. Функциональный цикл логистики
- 20.Понятие и состав логистич. Инфраструктуры
- 21. Современные проблемы российской науки и исследовательской деятельности
- 3)Проблема кадров
- 22. Организация подготовки научных кадров в России и европейских странах
- 3). Проблема кадров
- 23. Нормы научной деятельности и научная этика
- 24. Наука и научные исследования. Классификация научных исследований
- 25. Информационные ресурсы: определение, классификация
- 26. Информация как философская категория
- 27. Характеристика it технологий, применяемых в менеджменте
- 28. Процессы управления проектами: характеристика и классификация
- 29.Классификация стимулирующих и компенсационных систем
- 30. Компенсационный менеджмент в отраслях бюджетной сферы
- 31.Экономический аспект компенсационной политики организации
- 32. Оценка уровня либерализации экономики
- 33. Устойчивость конкурентного преимущества фирмы
- 34. Внутренний спрос как фактор конкурентного преимущества стран
- 35. Проблемы международного лицензирования
- 36.Факторы эффективности международных стратегических альянсов
- 37. Структуризация инвестиционных проектов
- 38. Классификация и жизненный цикл инвестиционных проектов
- 39. Цели, назначение и виды планов при управлении проектами
- 40. Типы организационных структур управл-я проектами (далее огсп)
- 41. Проектная команда и ее функция
- 42. Качество и конкурентоспособность: понятия и характеристики
- 43. Система управл-я качеством: понятия, ф-ии и модели
- 44. Методы и средства управления качеством
- 1). Семь инструментов управления качеством
- 2). Fmea-анализ
- 9) (Статистические методы контроля качества):
- 45. Организация управл-я качеством и конкурентоспособностью на предприятии (организации)
- 46. Нематериальные ресурсы в обеспечении качества и конкурентоспособности
- 47. Функции финансового менеджмента на предприятии
- 48. Цели финансового менеджмента
- 49. Корпоративное управл-е и финансовая архитектура компании
- 50. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия
- 51. Денежные потоки предприятия и порядок их формирования
- 52. Рентабельность собственного капитала компании. Модель Дюпон.
- 53. Решающая роль креативности и инноваций в создании конкурентных преимуществ; управл-е креативностью для нахождения нестандартных, творческих, уникальных решений для развития бизнеса
- 54. Современные методы и методологии управл-я инновационным мышлением
- 55. Формулировка норм поведения как проблема принятия решений: эксплицитные и имплицитные нормы поведения; стандартизация и программирование.
- 56. Характеристики и особенности объектных, организационных, коммуникационных решений
- 57. Инновационные технологии принятия нестандартных решений