26. Информация как философская категория
Информация как философская категория: методологический подход
Информация рассматривается как абстрактная фикция.
Такой подход используется при создании и развитии математической теории информации.
Приверженцами такого подхода являются:
Н. Винер, утверждающий, что информация – это умственная абстракция, созданная человеческим разумом;
Информация есть информация, а не материя и не энергия”.
Информация — “это обозначение содержания (сигналов), полученного из внешнего мира в процессе нашего приспосабливания к нему и приспосабливания к нему наших чувств”.
Из этих определений вытекает, что информация - не существующий реально объект, а умственная абстракция, то есть созданная человеческим разумом фикция.
К. Шеннон: информация – это снятая неопределенность или результат выбора из возможных альтернатив;
В этой теории понятие информации служит для решения практических задач, с которыми сталкиваются инженеры-связисты: оптимизация кодирования сообщений, повышение помехоустойчивости, распознавание сигналов на фоне шумов, расчет пропускной способности каналов связи и т.п.
Теория К. Шеннона ориентирована на схему технической коммуникации и разрабатывалась с целью определения минимального размера сигнала, необходимого для передачи конкретного сообщения.
А.Н. Колмогоров: информация – это длина алгоритма, позволяющего преобразовать один объект в другой.
Ограниченность математических теорий информации заключается в том, что они полностью абстрагируются от осмысленности и ценности информации для потребителя.
В математических теориях понятие информации не связано ни с формой, ни с содержанием сообщений (сигналов), передаваемых по каналу связи.
Информация, точнее количество информации, есть абстрактная фикция, умственный конструкт; она не существует в физической реальности.
Информация как философская категория: онтологический подход.
Информация рассматривается либо как физический феномен (атрибутивная и естественнонаучная концепции), либо как функция самоорганизующихся систем (функциональная концепция).
Обе концепции утверждают, что информация существует в объективной действительности, но расходятся по поводу наличия ее в неживой природе.
Первая рассматривает информацию как атрибут*, присущий всем уровням материи, т. е. превращает информацию в материальный объект.
Вторая - как функциональное качество самоуправляемых и самоорганизующихся (кибернетических) систем, превращая информацию в функцию.
* атрибут – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.
Материя – философская категория для обозначения (объективной) реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя (объективно) независимо от них
Информацию как физический феномен рассматривают:
философы-материалисты: информация – это сущность отражения и
А.Д. Урсул: информация – это отраженное многообразие.
Функциональная концепция информации представлена двумя разновидностями:
кибернетической, утверждающей, что информация (информационные процессы) есть во всех самоуправляющихся системах и
антропоцентристской, считающей областью бытия информации человеческое общество и человеческое сознание.
Кибернетики подразделяются еще на две группы:
первая группа отождествляет информацию и сигнал;
вторая группа считает, что весь мир и все его свойства созданы из информации.
Затруднения «онтологических» концепций информации легко преодолеваются если информацию считать функциональным понятием, а не объектом реального мира.
Устраняется опасность отождествления информации с отражением, организацией, сигналом или иными объективными реалиями, т.к. информация существует в иной плоскости – плоскости сознания познающего субъекта.
Информация ни в коем случае не может быть содержанием отражения, как утверждает атрибутивная концепция; наоборот,
отражение есть содержание информации*.
- 1. Охарактеризуйте направление развития современной науки, ориентированное на создание конкурентных технологий XXI века
- 2. Проанализируйте программу выхода из кризиса сша, разработанную Президентом сша б. Обамой (её сильные и слабые стороны)
- 3. Изложите основные программные положения по выходу из кризиса и преобразованию рф, изложенные Президентом России Дмитрием Медведевым
- 4. Анализ школ стратегического менеджмента по г.Минцбергу
- 5. Основные понятия стратегического менеджмента (стратегия, миссия, видение, конкурентно преимущество)
- 6.Дихтомия стратегич-ого мен-та
- 7. Стратегическое управление как стратегический процесс
- 8. Кросс-культурные аспекты лидерства в международном бизнесе
- 9. Кросс-культурные аспекты мотивации в процессе адаптации компаний к особенностям международных рынков
- 10. Этноцентризм, полицентризм, региоцентризм и геоцентризм в процессе реализации международного экспансивного намерения
- 11. Значение маркетинговых исследований в предпринимательской деятельности
- 12. Цели и задачи маркетинговых исследований. Роль маркетинговых исследований в принятии управленческих решений
- 13. Основные направления маркетинговых исследований
- 14. Классификация маркетинговых исследований. Виды маркетинговых исследований
- 15. Основные методы получения маркетинговой информации
- 16. Понятие и роль логистики в современной экономике
- Общие задачи
- Частные задачи
- 17. Логистический подход к управлению запасами
- 18.Цель, задачи и функции логистического менеджмента
- 19. Функциональный цикл логистики
- 20.Понятие и состав логистич. Инфраструктуры
- 21. Современные проблемы российской науки и исследовательской деятельности
- 3)Проблема кадров
- 22. Организация подготовки научных кадров в России и европейских странах
- 3). Проблема кадров
- 23. Нормы научной деятельности и научная этика
- 24. Наука и научные исследования. Классификация научных исследований
- 25. Информационные ресурсы: определение, классификация
- 26. Информация как философская категория
- 27. Характеристика it технологий, применяемых в менеджменте
- 28. Процессы управления проектами: характеристика и классификация
- 29.Классификация стимулирующих и компенсационных систем
- 30. Компенсационный менеджмент в отраслях бюджетной сферы
- 31.Экономический аспект компенсационной политики организации
- 32. Оценка уровня либерализации экономики
- 33. Устойчивость конкурентного преимущества фирмы
- 34. Внутренний спрос как фактор конкурентного преимущества стран
- 35. Проблемы международного лицензирования
- 36.Факторы эффективности международных стратегических альянсов
- 37. Структуризация инвестиционных проектов
- 38. Классификация и жизненный цикл инвестиционных проектов
- 39. Цели, назначение и виды планов при управлении проектами
- 40. Типы организационных структур управл-я проектами (далее огсп)
- 41. Проектная команда и ее функция
- 42. Качество и конкурентоспособность: понятия и характеристики
- 43. Система управл-я качеством: понятия, ф-ии и модели
- 44. Методы и средства управления качеством
- 1). Семь инструментов управления качеством
- 2). Fmea-анализ
- 9) (Статистические методы контроля качества):
- 45. Организация управл-я качеством и конкурентоспособностью на предприятии (организации)
- 46. Нематериальные ресурсы в обеспечении качества и конкурентоспособности
- 47. Функции финансового менеджмента на предприятии
- 48. Цели финансового менеджмента
- 49. Корпоративное управл-е и финансовая архитектура компании
- 50. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия
- 51. Денежные потоки предприятия и порядок их формирования
- 52. Рентабельность собственного капитала компании. Модель Дюпон.
- 53. Решающая роль креативности и инноваций в создании конкурентных преимуществ; управл-е креативностью для нахождения нестандартных, творческих, уникальных решений для развития бизнеса
- 54. Современные методы и методологии управл-я инновационным мышлением
- 55. Формулировка норм поведения как проблема принятия решений: эксплицитные и имплицитные нормы поведения; стандартизация и программирование.
- 56. Характеристики и особенности объектных, организационных, коммуникационных решений
- 57. Инновационные технологии принятия нестандартных решений