logo
ОТВЕТЫ МЕНЕДЖМЕНТ

49. Корпоративное управл-е и финансовая архитектура компании

КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - совокупность экономических и административных механизмов, с помощью которых реализуются права акционерной собственности и формируется структура корпоративного контроля; система взаимодействий между руководством компании.

Корпоративное управление (англ. corporate governance) — система взаимодействия между акционерами и руководством компании (акционерного общества, корпорации), включая её совет директоров, а также с другими заинтересованными лицами, с помощью которой реализуются права акционеров; комплекс механизмов, позволяющих акционерам (инвесторам) контролировать деятельность руководителей компании и разрешать возникающие проблемы с прочими группами влияния.

Корпоративное управление означает властные полномочия осуществлять инвестиции и принимать решения по финансированию. Всякое враждебное поглощение — это попытка передать корпоративное управление в другие руки.

Корпоративное управление не имеет непосредственного отношения к оперативному и тактическому управлению компанией, но в последнее время включается в стратегическое управление. Предметом корпоративного управления явл-ся контроль за совершением корпоративных действий.

Корпоративное управление явл-ся частью финансовой архитектуры компании, в которой объединены структура собственности, механизмы внутрикорпоративного контроля.

Основная цель – максимизация стоимости компании для владельцев

Формы бизнеса: Корпоративное управление и менеджмент:

Системы корпоративного управления:

Англосаксонская (рыночная)

US - UK

Рыночно-ориентированная

Континентальная (модель контроля)

Continental Europe

Ориентирована на банки и сети

Концепция финансовой архитектуры компании была предложена С.Майерсом в 1998 году. Корпоративное управление, в первую очередь, сосредоточено на соблюдении и защите интересов акционеров, включая разрешение внутренних агентских конфликтов, и достижении баланса интересов стейкхолдеров. Как правило, корпоративное управление рассматривается в рамках неизменной финансовой архитектуры компании. Финансовая архитектура, напротив, означает изменяющийся «финансовый дизайн бизнеса, охватывающий собственность, организационно-правовую форму, стимулы, способы финансирования и распределения рисков между инвесторами». В качестве ключевых компонент ФА компаний, способных служить инструментами управления эффективностью, выделены структура собственности, структура капитала и качество корпоративного управления как характеристика системы мотивов и стимулов стейкхолдеров компании.

Финансовая архитектура (структура) компании - структура активов предприятия, полученных за счет всех источников финансирования.

На практике можно встретить два типа финансовых архитектур компании:

- многоуровневая линейная;

- матричная.

Наибольшее распространение на российских предприятиях получила многоуровневая финансовая архитектура компании.

Процесс построения финансовой структуры:

1) анализ оргструктуры

2) выделение направлений деятельности предприятия.

3) формирование финансовой структуры