logo
ОТВЕТЫ МЕНЕДЖМЕНТ

46. Нематериальные ресурсы в обеспечении качества и конкурентоспособности

Нематериальные активы (ресурсы) - принадлежащие предприятиям и организациям ценности, не являющиеся физическими, вещественными объектами, воплощающими ценность в своей физической сущности, но имеющие стоимостную, денежную оценку благодаря возможности использования и получения от них дохода. Это лицензии, патенты, технологические и технические новшества, программный продукт, проекты, деловая репутация, другие объекты интеллектуальной собственности, арендные и другие права, привилегии, товарные знаки, называемые неосязаемыми ценностями.

Патентная чистота продукции. Отражает степень воплощения в изделии технических решений, не попадающих под действие патентов, введённых в стране, на рынке которой запланирован сбыт.

Госорганом, регулирующим отношения в области патентной деятельности в РФ, является Государственное патентное ведомство (Роспатент), который выполняет следующие функции:

- осуществление единой политики в области охраны объектов промышленной собственности;

- приём заявок на объекты промышленной собственности;

- проведение экспертизы по заявкам;

- государственная регистрация;

- выдача патентов;

- публикация официальных сведений;

- разработка патентных правил и разъяснений по применению патентного законодательства.

Товарный знак (ТЗ) - обозначения, призванные отличать товары разных производителей, в соответствии с Гражданским кодексом РФ – это средство индивидуализации продукции.

Лицензионный договор - соглашение, по которому патентообладатель, (лицензиар) обязуется представить право на использование охраняемого ОПС другому лицу (лицензиату), обязанному вносить патентообладателю платежи и осуществлять иные действия согласно данного договора.

1. Исключительная лицензия - Лицензиату передаётся исключительное право на использование объекта промышленной собственности в пределах, предусмотренных договором. За лицензиаром сохраняются права на использование объекта в части, не передаваемой лицензиату.

2. Неисключительная лицензии - Лицензиар сохраняет за собой все права, подтверждённые патентом, в т.ч. и на предоставление лицензий третьим лицам. Лицензиар получает право на использование объекта.

3. Открытая лицензия. Предусматривает следующие действия: - патентообладатель может подать в Роспатент заявление о предоставлении любому лицу права на использование объекта пром собственности; - заявление отзыву не подлежит; - пошлина за поддержание патента в силе снижается на 50% с года, следующего за годом опубликования сведения о таком заявлении Роспатента; - лицо, получившее открытую лицензию, обязано заключить с патентообладателем договор о платежах.

Фирменный стиль. Представляет собой систему, состоящую из:

- фирменного блока (ТЗ; логотипа – оригинальное начертание полного или сокращённого наименования фирмы; поясняющих надписей – страна или наименование места происхождения товара, почтового адреса, телефона, факса фирмы);

- фирменного лозунга (коммерческое или техническое кредо фирмы);

- фирменного цвета, фирменного комплекта шрифтов, фирменной полиграфической константы (формат, способ вёрстки текста и иллюстраций, их стиль).

Гудвилл (Good will) – деловая репутация предприятия оцениваться на основе превышения покупной цены предприятия, проданного по рыночной цене, над балансовой стоимостью всех его активов