48. Цели финансового менеджмента
Финансовый менеджмент как механизм управления движением финансовых ресурсов направлен на достижение стратегических целей фирмы. Такими главными стратегическими целями выступают доходность, надежность и ликвидность капитала. Эти главные цели представлены системой показателей (целей второго уровня). Приоритетность той или иной цели (подцели) устанавливается менеджером или собственником предприятия, исходя из их восприятия личных целей и теорий организации бизнеса в условиях сложившейся конъюнктуры рынка.
Наиболее распространенной является позиция максимизации дохода собственников капитала в долгосрочной перспективе (Profit Maximization Theory). В условиях существующих ограничений на вхождение фирмы в тот или иной сектор рынка прибыльность различных производств может существенно различаться. В рамках определенного бизнеса существует понятие «нормальной», т.е. устраивающей владельцев данного предприятия, прибыли. Квалифицированный менеджмент и другие условия могут обеспечить в пределах определенного времени доход на капитал, несколько превышающий «нормальный».
Развитие этой традиционной неоклассической теории привело к формированию так называемой «гипотезы эффективного рынка» (Effective Market Hypothesis). Она основана на следующих предпосылках:
множественность покупателей и продавцов;
текущие цены полностью отражают имеющуюся информацию и гибко реагируют на вновь поступившую;
все покупатели и продавцы имеют равный доступ к информации.
Главным выводом «гипотезы эффективного рынка» является то, что возможность получения сверхнормативной прибыли вероятна только для отдельных участников рынка.
При формировании финансовой стратегии предприятия прибегают обычно к одной из следующих целевых функций.
1. Максимизация доходности акционерного капитала (дохода на 1 акцию). Обычно оценивается показателем Р/Е, где Р – чистая прибыль предприятия, Е – величина его собственного (акционерного) капитала. Однако этот показатель, также как и другие аналогичные ему, не учитывает риска неполучения дохода.
Что выгоднее: приобрести акции предприятия с доходностью 40%, или акции другого предприятия с меньшим риском, но с доходностью 30%? Ответ на этот вопрос может быть дан только в рамках разработанной фирмой стратегии. На рис. 1.3 представлены альтернативные решения, различающиеся уровнем риска и доходности.
Рис. 1.3. Альтернативные решения, различающиеся уровнем риска и доходности
В соответствии с принятой стратегией менеджер определяет область значений приемлемого риска и минимальной доходности. На рис. 4 можно выделить 2 варианта определения такой области:
кривая «А-А»; решения, лежащие выше этой кривой, приемлемы;
площадь, ограниченная линиями максимально приемлемого риска и минимально допустимой доходности.
По варианту 1 фирма считает допустимыми решения 2, 3, 4. Решение 1 неприемлемо по доходности, 5 – по риску. При варианте 2 приемлемы решения 1, 3, 4. Эти решения подлежат дальнейшему анализу и оценке.
При оценке инвестиционных проектов может применяться показатель «рентабельность инвестированного капитала» (ROI). Однако этот показатель не учитывает изменения ценности денег во времени (дисконтирования).
2. Теория максимизации стоимости (рыночной цены) фирмы (Wealth Maximization Theory) получила значительное распространение в последние годы. Эта теория исходит из того, что основной критерий эффективности принимаемых финансовых решений должен отвечать следующим условиям:
базироваться на прогнозировании доходов владельцев предприятия;
быть обоснованным, ясным и точным;
быть приемлемым для всех аспектов процесса принятия управленческих решений, включая поиск источников средств, инвестирование, распределение доходов (дивидендную политику).
В качестве такого критерия принята максимизация собственного капитала предприятия, т.е. рыночной цены обыкновенных акций (достижения процветания через частную собственность). Таким образом, любое финансовое решение, обеспечивающее в перспективе рост цены акций, должно приниматься.
Реализация данного критерия на практике не всегда очевидна вследствие следующих причин:
он основан на вероятностных оценках будущих денежных потоков и риска;
определение рыночной цены затруднено для фирм, не котирующихся на фондовых биржах;
критерий может быть неприемлем в ситуации, когда выкуп контрольного пакета акций предприятия финансируется за счет новой эмиссии или с помощью кредитов, которые должно погасить само предприятие (leverage buy-out); обычно такой выкуп производится менеджерами фирмы. Такое предприятие обычно действует в условиях высокого уровня долга, а потому низкой стоимости собственного капитала;
перед предприятием могут ставиться иные задачи (социальные цели, благотворительность и т.п.).
В случае неприемлемости критерия максимизации рыночной цены фирмы, рекомендуется использовать абсолютные и относительные показатели прибыли и рентабельности.
Многие специалисты по финансовому менеджменту и маркетингу считают, что в основе финансовых решений менеджеров лежит стремление к увеличению объемов производства и сбыта. Это обосновывается тем, что доходность капитала непосредственно зависит от объемов продаж. Увеличивая объемы производства и реализации, предприятие добивается лидерства на рынке и реализует эффект масштаба.
- 1. Охарактеризуйте направление развития современной науки, ориентированное на создание конкурентных технологий XXI века
- 2. Проанализируйте программу выхода из кризиса сша, разработанную Президентом сша б. Обамой (её сильные и слабые стороны)
- 3. Изложите основные программные положения по выходу из кризиса и преобразованию рф, изложенные Президентом России Дмитрием Медведевым
- 4. Анализ школ стратегического менеджмента по г.Минцбергу
- 5. Основные понятия стратегического менеджмента (стратегия, миссия, видение, конкурентно преимущество)
- 6.Дихтомия стратегич-ого мен-та
- 7. Стратегическое управление как стратегический процесс
- 8. Кросс-культурные аспекты лидерства в международном бизнесе
- 9. Кросс-культурные аспекты мотивации в процессе адаптации компаний к особенностям международных рынков
- 10. Этноцентризм, полицентризм, региоцентризм и геоцентризм в процессе реализации международного экспансивного намерения
- 11. Значение маркетинговых исследований в предпринимательской деятельности
- 12. Цели и задачи маркетинговых исследований. Роль маркетинговых исследований в принятии управленческих решений
- 13. Основные направления маркетинговых исследований
- 14. Классификация маркетинговых исследований. Виды маркетинговых исследований
- 15. Основные методы получения маркетинговой информации
- 16. Понятие и роль логистики в современной экономике
- Общие задачи
- Частные задачи
- 17. Логистический подход к управлению запасами
- 18.Цель, задачи и функции логистического менеджмента
- 19. Функциональный цикл логистики
- 20.Понятие и состав логистич. Инфраструктуры
- 21. Современные проблемы российской науки и исследовательской деятельности
- 3)Проблема кадров
- 22. Организация подготовки научных кадров в России и европейских странах
- 3). Проблема кадров
- 23. Нормы научной деятельности и научная этика
- 24. Наука и научные исследования. Классификация научных исследований
- 25. Информационные ресурсы: определение, классификация
- 26. Информация как философская категория
- 27. Характеристика it технологий, применяемых в менеджменте
- 28. Процессы управления проектами: характеристика и классификация
- 29.Классификация стимулирующих и компенсационных систем
- 30. Компенсационный менеджмент в отраслях бюджетной сферы
- 31.Экономический аспект компенсационной политики организации
- 32. Оценка уровня либерализации экономики
- 33. Устойчивость конкурентного преимущества фирмы
- 34. Внутренний спрос как фактор конкурентного преимущества стран
- 35. Проблемы международного лицензирования
- 36.Факторы эффективности международных стратегических альянсов
- 37. Структуризация инвестиционных проектов
- 38. Классификация и жизненный цикл инвестиционных проектов
- 39. Цели, назначение и виды планов при управлении проектами
- 40. Типы организационных структур управл-я проектами (далее огсп)
- 41. Проектная команда и ее функция
- 42. Качество и конкурентоспособность: понятия и характеристики
- 43. Система управл-я качеством: понятия, ф-ии и модели
- 44. Методы и средства управления качеством
- 1). Семь инструментов управления качеством
- 2). Fmea-анализ
- 9) (Статистические методы контроля качества):
- 45. Организация управл-я качеством и конкурентоспособностью на предприятии (организации)
- 46. Нематериальные ресурсы в обеспечении качества и конкурентоспособности
- 47. Функции финансового менеджмента на предприятии
- 48. Цели финансового менеджмента
- 49. Корпоративное управл-е и финансовая архитектура компании
- 50. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия
- 51. Денежные потоки предприятия и порядок их формирования
- 52. Рентабельность собственного капитала компании. Модель Дюпон.
- 53. Решающая роль креативности и инноваций в создании конкурентных преимуществ; управл-е креативностью для нахождения нестандартных, творческих, уникальных решений для развития бизнеса
- 54. Современные методы и методологии управл-я инновационным мышлением
- 55. Формулировка норм поведения как проблема принятия решений: эксплицитные и имплицитные нормы поведения; стандартизация и программирование.
- 56. Характеристики и особенности объектных, организационных, коммуникационных решений
- 57. Инновационные технологии принятия нестандартных решений