logo search
ОТВЕТЫ МЕНЕДЖМЕНТ

48. Цели финансового менеджмента

Финансовый менеджмент как механизм управления движением финансовых ресурсов направлен на достижение стратегических целей фирмы. Такими главными стратегическими целями выступают доходность, надежность и ликвидность капитала. Эти главные цели представлены системой показателей (целей второго уровня). Приоритетность той или иной цели (подцели) устанавливается менеджером или собственником предприятия, исходя из их восприятия личных целей и теорий организации бизнеса в условиях сложившейся конъюнктуры рынка.

Наиболее распространенной является позиция максимизации дохода собственников капитала в долгосрочной перспективе (Profit Maximization Theory). В условиях существующих ограничений на вхождение фирмы в тот или иной сектор рынка прибыльность различных производств может существенно различаться. В рамках определенного бизнеса существует понятие «нормальной», т.е. устраивающей владельцев данного предприятия, прибыли. Квалифицированный менеджмент и другие условия могут обеспечить в пределах определенного времени доход на капитал, несколько превышающий «нормальный».

Развитие этой традиционной неоклассической теории привело к формированию так называемой «гипотезы эффективного рынка» (Effective Market Hypothesis). Она основана на следующих предпосылках:

Главным выводом «гипотезы эффективного рынка» является то, что возможность получения сверхнормативной прибыли вероятна только для отдельных участников рынка.

При формировании финансовой стратегии предприятия прибегают обычно к одной из следующих целевых функций.

1. Максимизация доходности акционерного капитала (дохода на 1 акцию). Обычно оценивается показателем Р/Е, где Р – чистая прибыль предприятия, Е – величина его собственного (акционерного) капитала. Однако этот показатель, также как и другие аналогичные ему, не учитывает риска неполучения дохода.

Что выгоднее: приобрести акции предприятия с доходностью 40%, или акции другого предприятия с меньшим риском, но с доходностью 30%? Ответ на этот вопрос может быть дан только в рамках разработанной фирмой стратегии. На рис. 1.3 представлены альтернативные решения, различающиеся уровнем риска и доходности.

Рис. 1.3. Альтернативные решения, различающиеся уровнем риска и доходности

В соответствии с принятой стратегией менеджер определяет область значений приемлемого риска и минимальной доходности. На рис. 4 можно выделить 2 варианта определения такой области:

  1. кривая «А-А»; решения, лежащие выше этой кривой, приемлемы;

  2. площадь, ограниченная линиями максимально приемлемого риска и минимально допустимой доходности.

По варианту 1 фирма считает допустимыми решения 2, 3, 4. Решение 1 неприемлемо по доходности, 5 – по риску. При варианте 2 приемлемы решения 1, 3, 4. Эти решения подлежат дальнейшему анализу и оценке.

При оценке инвестиционных проектов может применяться показатель «рентабельность инвестированного капитала» (ROI). Однако этот показатель не учитывает изменения ценности денег во времени (дисконтирования).

2. Теория максимизации стоимости (рыночной цены) фирмы (Wealth Maximization Theory) получила значительное распространение в последние годы. Эта теория исходит из того, что основной критерий эффективности принимаемых финансовых решений должен отвечать следующим условиям:

В качестве такого критерия принята максимизация собственного капитала предприятия, т.е. рыночной цены обыкновенных акций (достижения процветания через частную собственность). Таким образом, любое финансовое решение, обеспечивающее в перспективе рост цены акций, должно приниматься.

Реализация данного критерия на практике не всегда очевидна вследствие следующих причин:

  1. он основан на вероятностных оценках будущих денежных потоков и риска;

  2. определение рыночной цены затруднено для фирм, не котирующихся на фондовых биржах;

  3. критерий может быть неприемлем в ситуации, когда выкуп контрольного пакета акций предприятия финансируется за счет новой эмиссии или с помощью кредитов, которые должно погасить само предприятие (leverage buy-out); обычно такой выкуп производится менеджерами фирмы. Такое предприятие обычно действует в условиях высокого уровня долга, а потому низкой стоимости собственного капитала;

  4. перед предприятием могут ставиться иные задачи (социальные цели, благотворительность и т.п.).

В случае неприемлемости критерия максимизации рыночной цены фирмы, рекомендуется использовать абсолютные и относительные показатели прибыли и рентабельности.

Многие специалисты по финансовому менеджменту и маркетингу считают, что в основе финансовых решений менеджеров лежит стремление к увеличению объемов производства и сбыта. Это обосновывается тем, что доходность капитала непосредственно зависит от объемов продаж. Увеличивая объемы производства и реализации, предприятие добивается лидерства на рынке и реализует эффект масштаба.