2. Функции и методы управления предприятием
Менеджмент, как сфера деятельности, предполагает по отношению к системе и ее частям три уровня решения управленческих задач.
1. Макроуровень (метауправление), включающий в себя проблемы самоорганизации системы управления. Это задачи целеполагания, стратегии развития системы управления в структуры и функций подсистем.
2. Управление эффективностью взаимодействия субъекта и объекта системы управления, выполнение общих функций управления по отношению к реально поставленным целям.
3. Управление деятельностью конкретных подсистем управления для достижения целей, лежащих на более низком уровне дерева целей, или, как говорят, выполнение конкретных функций управления.
Отсюда вытекают и основные функции систем управления:
1) макрофункции - разработка дерева целей системы управления, выработка общей политики поведения системы, разработка структуры - системы управления и направлений ее развития, определение функций и иерархии подсистем, обеспечение целостности системы и определение степени автономности подсистем управления;
2) общие функции управления - предварительное управление (планирование и прогнозирование конкретных параметров системы), оперативное управление (организация, мотивация, координация и регулирование) и заключительное управление или обратная связь (контроль, учет, анализ);
3) частные функции управления - организация работ по планированию и прогнозированию, техническая подготовка производства, организация производства, оперативное управление производством, организация работы с кадрами, материально-техническое снабжение, экономический анализ и т.д.
Так как теория управления предполагает необходимость системного подхода к решению управленческих задач, то применительно к предприятию (фирме) можно выделить поле и пространство выполнения функций управления. Пример поля выполнения функций управления показан на рис. 1.
Прогнозирование | Организация | Мотивация | Координация и | Контроль, |
и планирование | регулирование | учет, анализ |
Рис. 1. Поле управления
Пространство управления можно получить, если к плоскости поля управления добавить ось координат макрофункций управления.
Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг). Например, реализация функций в области маркетинга включает:
- организацию сбора и обработки маркетинговой информации;
- выбор целевых рынков и их сегментирование;
- применение маркетинговых решений по продукту;
- выбор и взаимодействие с каналами товародвижения;
- продвижение товара;
- выбор и реализация ценовой политики;
- планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности.
При управлении НИОКР (инновациями) реализуются конкретные функции управления:
- организация инновационного процесса;
- выбор и реализация стратегии НИОКР;
- оптимальное распределение ресурсов на НИОКР;
- внедрение результатов НИОКР;
- защита результатов НИОКР.
К задачам планирования производства относят:
- выбор технологического процесса.
Таким образом, конкретные функции управления фирмой можно рассматривать как системные компоненты ее менеджмента
Методы управления. В социально-экономических системах управления применяют свойственные только им методы управления, под которыми понимают способы реализации функций управления или способы воздействия субъекта на объект управления. Их делят на три крупные группы методов:
- административно-правовые (организационно-распорядительные);
- экономические;
- социально-психологические.
Административные методы управления основаны на отношениях властности, юридически очерченных при формировании системы управления. Они включают в себя опору на законодательные и различного уровня подзаконные акты, на нормы и нормативы, официально действующие в пределах всего пространства управления.
Наиболее типичны проявления таких методов управления на уровне предприятия в виде приказов и распоряжений, норм и нормативов, правил и указаний.
Экономические методы управления основаны на возможности использования экономических отношений элементов социально-экономической системы в целях ее более эффективного функционирования и развития. Так, для предприятий (фирм) сюда относят формы организации заработной платы и материального стимулирования, подход к персоналу как совладельцам предприятия, способы участия работников в прибыли предприятия и т.д.
Социально-психологические методы управления учитывают социальные и психологические статусы людей, которые определяют их формальные роли в структуре и процессах управления. Например, на роль руководителя подразделения целесообразно назначать лицо, имеющее статус неформального лидера с определенными параметрами характера и темперамента, применение в качестве воздействия на коллектив предприятия таких категорий, как имидж фирмы, гордость за ее качественные и масштабные характеристики и т.п. Различное сочетание методов в пределах подсистем управления создает фоновый стиль руководства, который характеризуется доминирующим положением различных методов управления. Различают авторитарный, сопричастный и автономный стили руководства, которые по степени их контрастности подразделяют на соответствующие ряды (например, авторитарный делят на диктаторский, автократический, бюрократический, патриархальный и благосклонный).
- 080507.65 «Менеджмент организации»
- Экономика предприятия
- 117279, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 55а Тел.: 330-10-83
- Содержание
- 080507.65 «Менеджмент организации» модуль 1
- Экономика предприятия
- 1. Цели и задачи дисциплины
- Содержание курса
- 2. Учебно-тематический план курса и распределение учебных часов по темам занятий
- Количество часов по 5-ти летнему плану:
- Количество часов по 5-ти летнему плану:
- 3. Программа курса
- 4. Перечень вопросов для подготовки к зачету, экзаменам
- 5. Список литературы
- 080507.65 «Менеджмент организации» модуль 2
- Экономика предприятия
- 1. Формулы
- 2. Задачи Задача № 1
- Задача № 2
- Задача № 3
- Задача № 4
- Задача № 5
- Задача № 6
- Задача № 7
- Задача № 8
- Задача №9
- 3. Тестовые задания
- 84. Минимизация какого показателя ведет к росту уровня рентабельности?
- 080507.65 «Менеджмент организации» модуль 3
- Экономика предприятия
- 1. Методические рекомендации по изучению дисциплины Общие методические рекомендации
- 2. Методические рекомендации преподавательскому составу
- 2.1 Методические рекомендации по выполнению практических видов занятий
- 2.2. Порядок проведения семинарского занятия
- 2.3 Методические рекомендации по проведению учебных занятий
- 2.4. Методические рекомендации по контролю успеваемости
- 2.5. Методические рекомендации по критериям качества знаний
- 3. Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины
- 3.1 Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
- 3.2 Как работать над конспектом после лекции
- 3.3 Подготовка к семинарским занятиям
- 3.4 Методические указания студентам заочной формы обучения по выполнению контрольных работ и рекомендации по их написанию
- 3.5 Подготовка и написание контрольной работы
- 3.6 Оформление работы
- 3.7 Методические рекомендации по организации заочной формы обучения
- 080507.65 «Менеджмент организации» модуль 4
- Экономика предприятия
- Лекция 1. Собственность
- Юридические и экономические аспекты собственности
- Собственность и рынок
- Участники рынка
- Лекция 2. Организационно-правовые формы хозяйствования
- 1.Основные типы производственных организаций
- 2.Правовой статус (опф) предприятий в рф
- 3.Приватизация и ее формы
- 5.Распределение доходов населения
- Лекция 3. Система управления предприятием
- 1.Цели и задачи управления
- 2. Функции и методы управления предприятием
- 3. Иерархия управления предприятием
- 4. Организационные структуры управления
- Лекция 4. Бизнес-план и его особенности в России
- 1. Бизнес-планирование в деятельности предприятия
- 1.1. Основные задачи бизнес-плана
- 1.2 Состав и структура бизнес-плана
- 2. Содержание разделов бизнес-плана
- Лекция 5. Качественный бизнес-план и основные ошибки при его разработке
- 1 Требования к качеству бизнес-плана
- 2 Типичные ошибки
- 3. Особо опасная ошибка
- Лекция 6. Риски на предприятии
- 1. Виды рисков
- 2. Зона риска
- 3. Хеджирование
- 4. Принцип объединения рисков
- Лекция 7. Коммерческие сделки на предприятии
- 1. Заключение договора
- 2. Стадии заключения договора
- 3. Коммерческие сделки и их виды
- 4. Методы проведения коммерческих сделок
- 5. Технология осуществления коммерческих сделок
- 6. Расторжение договоров
- Лекция 8. Биржи и их роль в рыночной экономике
- 1. Товарная биржа
- 2. Финансовые рынки. Ценные бумаги и фондовая биржа
- 3.Валютные биржи
- 4. Биржа труда
- 5. Налоговая система
- 6.Страхование коммерческого и хозяйственного риска
- Лекция 9. Конкуренция в системе бизнеса
- 1. Понятие конкурирующей фирмы
- 2. Три типа конкурентного поведения на рынке
- 3. Методы конкурентного соперничества
- Лекция 10. Конкурентная стратегия
- 1. Свобода выбора стратегии
- 2. Основные типы стратегии конкурентной борьбы
- 3. Императив выбора стратегии
- Лекция 11. Стратегический план деятельности предприятия
- 1.Цель предприятия
- 2. Выбор стратегии
- 3. Оценка выбранной стратегии
- 4. Анализ стратегии
- 5. Стратегический план деятельности