logo
Быкова О

1. Виды рисков

Предпринимательство в рыночной экономике невозможно без риска. Если предприниматель не идет на риск, то он, в конце концов, терпит банкротство. Наличие фактора риска является сильным стимулом для экономических средств и ресурсов предпринимателями, что вынуждает их тщательно анализировать рентабельность проектов, разрабатывать инвестиционные сметы, нанимать соответствующие кадры.

Риск - это вероятность убытков или недополучения доходов по сравнению с вариантом, предусмотренным прогнозом, планом, проектом, программой. Риск можно классифицировать по различным признакам. Так, по источнику возникновения принято различать риск. Хозяйственный, связанный с личностью гражданина, обусловленный природными факторами, по причине возникновения целесообразно вычленить риск как следствие: неопределенности будущего, непредсказуемости поведения партнеров, недостатка информации. Оборотной стороной предпринимательства является усиление риска. По мере развития рыночных отношений в нашей стране будет усиливаться конкуренция. Чтобы в ней выжить, нужно идти на инновации, что неизбежно усилит риск. Нужно не избегать риска, а уметь прогнозировать событие, оценивать его и не переходить за допустимые пределы.

Анализ риска начитается с выявления его источников и причин. При этом важно определить, какие источники являются преобладающими. Необходимо также сопоставить возможные потери и выгоды. При оценке риска не обойтись и без интуиции. Особенно она необходима в случае недостатка информации для расчета риска. Интуиция основывается на прошлом опыте человека на проницательности.

Рис - категория вероятная, и его измеряют как вероятность определенного уровня потерь. Каждое предприятие устанавливает для себя допустимый уровень риска.

Наиболее важные виды риска в предпринимательстве - производственный, коммерческий, финансовый и кредитный.

Под производственным понимается риск, связанный с производством соответствующей продукции товаров, услуг, с осуществлением любых видов производственной деятельности. Наиболее важные причины производственного риска - это возможное снижение объема закупки, рост материальных или других затрат, уплата повышенных отчислений и налогов.

Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации: товаров и услуг, закупаемых предпринимателем. В настоящее время наиболее распространенными причинами коммерческого риска могут быть повышение закупочной цены товара, потери товара в процессе обращения, повышенные издержки в обращения, снижение объема реализации. Финансовый риск в предпринимательстве зависит от отношения заемных средств по всем финансовым средствам предприятия. Чем ниже отношение заемных средств к собственным, тем больше финансовый риск.