logo
Быкова О

1. Понятие конкурирующей фирмы

Совокупность рыночных сегментов, для которых подходят товары и или услуги, производимые данной фирмой, называется её фундаментальной рыночной нишей.

Теория исходит из того, что рыночную нишу имеет каждая фирма. Ниша - это своего рода рыночное пространство, заданное определенными запросами потребителей. Она может пустовать или заполняться не вполне соответствующей продукцией, если на рынке нет ничего более подходящего. Но сами требования потребителей объективны. И как нельзя существовать вне пространства, так же нельзя присутствовать на рынке вне ниши. Когда конкурентов нет, рынок весьма либерально решает вопрос о необходимой степени соответствия. Другими словами, фундаментальные ниши обычно широки. Так, в былые годы, «Волга» считалась и семейным автомобилем, и престижным лимузином, и чуть ли не внедорожником. Но при появлении конкурентов ситуация резко меняется. Что немедленно ощутила на себе та же «Волга» с открытием рынка для иномарок.

Конкурирующими фирмами называются фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую фундаментальную нишу. Большие размеры рыночных ниш превращают в конкурентов даже производителей достаточно несхожих товаров. То есть конкурируют все продукты, которые в принципе могут быть использованы для одних и тех же целей.

Паутина конкуренции густа и охватывает даже отдельные участки рынка. Но при этом она как бы невидима, или, по крайней мере, не бросается в глаза: примеры прямой истребительной борьбы под лозунгом «Кто кого?» достаточно редки.

Для характеристики конкуренции неприемлемы идеологические определения. Конкуренция не может быть ни социалистической, ни капиталистической, ни феодальной, ни первобытной. Поэтому участникам конкуренции следует настраивать себя на соперничество с другими деловыми людьми и не рассчитывать на протекцию со стороны органов власти и управления, на возможность их силового воздействия на противоборствующую сторону.