logo
Быкова О

1. Свобода выбора стратегии

Каждая фирма уникальна, а её поведение на рынке определяется только ей одной свойственной комбинацией стратегических идей. Тем не менее, выбор стратегии диктуется определенными правилами и, в первую очередь, зависит от того, в рамках стандартного или специализированного бизнеса находится рыночная ниша фирмы.

В первом случае компания занимается выпуском самых обычных, распространенных в данной экономике товаров и услуг. И тогда важнейшей характеристикой, определяющей содержание её стратегии, становится масштаб бизнеса: от локального до глобального.

Во втором случае фирма сосредотачивается на производстве сравнительно редко встречающихся (или даже отсутствующих) на рынке товаров и услуг. При этом она может либо пойти по пути адаптации к особым запросам рынка, например учета пожеланий отдельных групп клиентов. Либо придерживаться противоположной линии - попытаться изменить самим требования рынка. Например, создав невиданный, принципиально новый класс товаров или добившись радикального изменения стереотипа поведения в потреблении определенной услуги.

«Существует по меньшей мере четыре основных типа стратегий конкурентной борьбы (соответствующие им типы компаний виоленты, коммутанты, патиенты и эксплеренты), каждый из которых ориентирован на разные условия экономической среды и разные ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия. Придерживающиеся их фирмы каждая по своему, но одинакова удачно приспособлены к требованиям рынка.

И все они нужны для нормального функционирования экономики». Приведенная классификация используется многими авторами, в частности, доктором экономических наук, профессором Финансовой Академии при правительстве РФ А.Ю. Юдановым, предложившим использовать для обозначения фирм сообразно их содержательной функции термины, привлеченные из современной биологии.