logo
Быкова О

2 Типичные ошибки

Первой и самой распространенной ошибкой российских разработчиков бизнес-планов является попытка применить западную методологию их разработки без адаптации к российской деловой среде. Сегодня очень часто в продаже можно встретить немало книг и пособий, посвященных разработке бизнес-планов. Есть переводные зарубежные методики и работы российских авторов. Как правило, в зарубежных пособиях авторы или переводчики предлагают российским читателем брать за основу данное пособие. Необходимо лишь подставить в формы и таблицы вместо приведенных свои данные - все будет в порядке, получится хороший бизнес-план. Следовательно, возникают вопросы, а надо ли такие методики адаптировать? Неужели бизнес-план, например, модернизации предприятия на Западе принципиально отличается от аналогичного нашего бизнес-плана? Да, и причем очень. Деловая среда бизнеса - это примерно то же, что среда обитания для животных. Среда у нас более тяжелая для нормальной цивилизованной жизни.

Что включает в себя деловая среда? Можно назвать следующие ее важнейшие компоненты:

- законодательная база;

- системы подзаконных нормативных актов и стандартизации;

- нормативно методическое обеспечение внутренней деятельности предприятий;

- обычаи делового оборота, то есть те сложившиеся и широко применяемые в предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы они в каком-либо документе, и не противоречащие обязательным для участников соответствующих отношений положениями законодательства или договору.

Но это не говорит о том, что западные методики разработки бизнес-планов плохие, часто они бывают очень хорошие, только россиянам, без определенной доработки никак не подходят.

Другой часто встречающейся ошибкой российских бизнес-планов является неправильное понимание авторами тех аспектов, отраженных в бизнес-плане, которые являются определяющими. Обычно много труда тратится на разработку разделов «Финансовый план», «Анализ эффективности конкурентоспособности». Но если при анализе потребности в будущей продукции сделано ее завышение, то цена финансового плана и анализа эффективности становится равной нулю.

Ещё одной серьезной распространенной ошибкой является низкое качество проведенных маркетинговых исследований.