logo
Быкова О

3. Методы конкурентного соперничества

Перечисленные выше типы конкурентного поведения применяются предпринимателями в зависимости от избираемых методов конкурентного соперничества.

«Существуют две основные группы методов конкуренции: ценовые и неценовые». Ценовая конкуренция представляет собой соперничество предпринимателей за извлечение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и реализации определенной продукции, снижения цен на эту продукцию без изменения её ассортимента и качества.

Неценовая конкуренция включает:

а.) изменение свойств продукции;

б.) придание продукции качественно новых свойств;

в.) создание новой продукции для удовлетворения тех же потребностей;

г.) создание новой продукции для удовлетворения потребностей, не существующих раньше;

д.) обновление свойств товара, являющихся символом моды, престижа (изменение квазикачества товара);

е.) совершенствование услуг, сопутствующих товару (демонстрация, упаковка, гарантийный ремонт).

«Исторически конкуренция в рыночной экономике начиналась с преобладания методов ценового соперничества над методами неценового.

Такое положение было характерно для периода свободной конкуренции. Однако оно было обусловлено характерными признаками свободной конкуренции, прежде всего преобладанием отраслевого соперничества над межотраслевым, неизменностью в течение длительного времени системы потребностей и т.д. В условиях современной эффективной конкуренции наблюдается преобладание неценовых методов конкуренции. Основу соперничества между фирмами составляет борьба за дифференцированный спрос. Разрабатывая стратегию и тактику поведения на рынке, фирма прежде всего озабочена созданием продукции, которая по своим потребительским качественным параметрам соответствует запросам потребителей.

Разрабатывая экономическую политику, фирма ориентируется прежде всего на учет динамики потребительских ожиданий. А уже в рамках этого она определяет пути снижения издержек и уменьшения цены.

В зависимости от обстоятельств фирма может применять любые методы конкуренции, если они не запрещены законодательно, и использовать любую модель конкурентного поведения. Следует подчеркнуть, что все её действия в конечном счете подчинены выдерживаемой конкурентной стратегии», - отмечают Ф .Русипов и О. Макаренко в своей статье