logo
Быкова О

2. Основные типы стратегии конкурентной борьбы

Виолентная («силовая») стратегия

Виолентная стратегия характерна для фирм, действующих в сфере крупного, стандартного производства товаров и услуг. Фундаментальный источник силы придерживающихся её фирм заключен в том, что массовое производство обычно можно наладить более эффективно и с меньшими издержками, чем изготовление небольших партий сильно отличающихся друг от друга товаров. Малые издержки, в свою очередь, позволяют устанавливать сравнительно низкий уровень цен, который и становится источником конкурентных преимуществ для фирм - виолентов. Продавая добротную (средний уровень качества) продукцию по невысоким ценам, такая компания обеспечивает себе большой запас конкурентоспособности (разность между величиной потребительской ценности и ценой приобретения велика, а значит, велик и чистый выигрыш победителя). Поэтому сколь бы оправданными ни были обвинения промышленных гигантов в монополизме и вытекающих из него завышении цен и низкого качества ширпотреба, магистральная линия рыночного поведения крупных фирм все же иная: не «дорого и плохо», а «дешево, но прилично». Недаром во всех странах люди преимущественно удовлетворяют свои основные потребности за счет продукции крупных фирм. Этому может быть лишь одно объяснение: потребители считают для себя выгодным приобретать их продукцию.

«Нынешнее время - не лучшее для отечественных виолентов, к числу которых (обычно не подозревая об этом) относится большинство крупных российских промышленных предприятий. Мощное производительное оборудование сильнейший козырь в их арсенале, но только, когда оно загружено. А кризис трансформации экономики снизил загрузку до недопустимого уровня. Тем не менее, в силу исторических особенностей именно крупные предприятия составляют костяк экономики нашей страны, и преодоление кризиса в ней можно ждать лишь тогда, когда «на поправку» пойдут отечественные гиганты индустрии».

Патиентная (нишевая) стратегия

Патиентная стратегия типична для фирм, вставших на путь узкой специализации. Она предусматривает изготовление особой, необычной продукции для определенного (чаще ограниченного) круга потребителей. Рыночную силу компании - патиенты черпают в том, что их изделия становятся в той или иной мере незаменимыми для соответствующей группы клиентов. Такая компания старается не распыляться, контролируя небольшую часть обширного рынка, а завоевывает максимальную долю узкого рыночного сегмента. Свои дорогие и высококачественные товары она адресует тем, кого не устраивает стандартная продукция.

Другими словами, если виоленты добиваются высокой конкурентоспособности за счет низких цен своей продукции, то патиенты делают ставку на высокую потребительскую ценность. Их девиз: «Дорого, зато как хорошо».

Смысл этой стратегии состоит не просто специализации, но в сосредоточении усилий на пользующейся именно ограниченным спросом продукции.

Для отечественных фирм патиентная стратегия имеет особое значение, прежде всего, в качестве предпринимательской философии. Она призывает не бороться на прямую с ведущими корпорациями, а выискивать недоступные для них сферы деятельности. Такой подход серьезно повышает шансы слабого в соперничестве с сильным.

«Вал импорта потребительских товаров (в большинстве своем изготовленных иностранными виолентами) уничтожил появившуюся в начале перестройки поросль производственных кооперативов, изготовляющих обычные товары. Но он не повредил фирме «Константин», специализированной на дорогой мебели или фирме «Снайп», производящей арбалеты».

Вероятно, в дальнейшем в специализированные фирмы патиенты превратятся многие наши передовые производства, в том числе бывшие оборонные. Для этого они располагают неплохими исходными позициями: элитная рабочая сила, хорошее оборудование, опыт мелкосерийного производства, а порой и уникальная продукция.

Коммутантная (соединяющая) стратегия

Коммутантная стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Сила мелкого неспециализированного предприятия в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему (а нередко и кратковременных) нужд конкретного клиента. Это тоже путь повышения потребительской ценности, но не за счет сверхвысокого качества (как у патиентов), а за счет индивидуальных услуг. «Вы доплачиваете за то, что я решаю именно Ваши проблемы», - таким мог быть лозунг этих фирм.

Создаваемые каждый раз для данного конкретного случая бесчисленные мелкие предприятия выполняют роль соединительной ткани экономики. Лишь коммутанты готовы использовать любую возможность для бизнеса, тогда как прочие фирмы очень строго придерживаются своего производственного профиля.

Дело в том, что отсутствие крупных производственных мощностей, особых познаний в узкой области - словом, всего, чем сильны другие фирмы, приводит к тому, что коммутантам (в рамках разумного) практически безразлично, чем заниматься.

«Из-за незаметности и даже безличности деятельности коммутанты получили название «серых мышей». Фирмы - мыши, однако, имеют и свойственные только им преимущества. Им легко радикально изменять сферы коммерческой деятельности, что не способны делать другие фирмы. В свою очередь, повышенная гибкость усиливает позиции коммутантов в конкурентной борьбе».

С точки зрения интересов всей экономики, роль фирм коммутантов вполне почтенна. Но в здоровом хозяйстве (в отличие от нынешнего российского) они, в основном, концентрируются не в торговле импортными товарами, а в производстве и сфере услуг.

Эксплерентная (пионерская) стратегия

Эта стратегия конкурентной борьбы связана с созданием новых или радикальным преобразованием старых сегментов рынка. Речь идет не просто о совершенствовании товаров и услуг, а о крайне рискованном поиске революционных решений. Такая фирма стремится к созданию нового рынка и извлечению выгод из первоначального единоличного присутствия на нем. Девиз эксплерентов: «Лучше и дешевле», если получится. С общехозяйственных позиций роль подобных компаний огромна. В современной России эксплерентов мало (впрочем, как и везде).