logo search
УМК УК исправленный

1.2.2. Опыт управления качеством в Японии

До Второй мировой войны японская продукция была дешевой, но уровень ее качества был низким. Это было связано с закрытым характером экономики Японии, низким уровнем развития науки и техники, так как основное внимание уделялось армии, а не развитию экономики. После войны США поставили своей целью застраховаться от возможных конфликтов с Японией. Была принята новая конституция, ограничившая военные расходы на уровне 1% ВВП. В Японию были направлены специалисты, которые должны были перестроить экономику страны по американскому образцу и заложить основы будущего сотрудничества Японии и США. Среди этих специалистов были Э. Деминг, Дж. Джуран, У. Шухарт и др.

В 1949 г. в Японии был издан Закон о промышленной стандартизации, который положил начало созданию JIS (японского промышленного стандарта). Японская ассоциация стандартизации организовала Научное общество контроля качества (JSA-OCC), которое разрабатывало проекты стандартов по контролю качества.

В Японии 1950-е годы стали годами фундаментальных исследований вопросов контроля качества и внедрения на промышленных предприятиях карт контроля и инспекционных методов.

В конце 1950-х годов в Японии возникает система JIT («точно вовремя», или «точно в срок»), основным принципом которой является поставка комплектующих и изготовление деталей, узлов тогда, когда они нужны для производства или продажи. Практической реализацией системы JIT является система KANBAN (в переводе с японского «сигнал» или «видимая запись»)

В 1960-е годы проблемы контроля качества выходят за рамки процесса производства и начинает создаваться японская модель управления качеством – всеобщий контроль качества, представляющий собой единый процесс обеспечения качества повсеместно в фирме, выполняемый всем персоналом фирмы – от президента до работников первой линии производства. Происходит переход от статистического контроля качества (SQC) к всеобщему контролю качества (TQC). C 1970-х годов начинается широкое применение компьютерных технологий в управлении качеством.

На японских предприятиях для персонала разработана программа участия в обеспечении качества «пять нулей», которая сформулирована в виде кратких правил:

1. не создавать (условия для появления дефектов);

2. не передавать (дефектную продукцию на следующую стадию);

3. не принимать (дефектную продукцию с предыдущей стадии);

4. не изменять (технологические режимы);

5. не повторять (ошибок)

Большой вклад в развитие японской системы управления качеством внес

К. Исикава. Он уделял особое внимание развитию статистических методов, используемых в прикладной теории качества. Исикава предложил создать кружки качества, в которых все сотрудники изучали статистические методы контроля качества (семь простых (главных) инструментов качества).

Успех Японии в повышении качества продукции может быть проиллюстрирован сравнением затрат в Японии и США в конце 1980-х - начале 1990 гг. на переделку некачественной продукции. Если японская промышленность затратила на это 5-10% общей суммы, выделенной на производство, то потери американской промышленности в этот же период составили 25-30%.