logo search
Основы теории коммуникации

Понятие и типология знаков

Изучая предыдущие темы, мы обращали внимание на различные аспекты коммуникации. В данной теме особое внимание будет обращено на знаковую систему средств коммуникации. Понятно, что коммуникация может осуществляться в процессе любой деятельности с помощью различных знаковых способов, например, речи, жестов, азбуки Морзе и других символов. Изучением таких знаковых систем занимается семиотика или семиология- наука, изучающая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков).

В качестве аспекта структурализма семиотика берет начало в лингвистических исследованиях швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра в XX в., хотя основные принципы семиотики сформулировал в 1860-е гг. американский философ Ч.Пирс. Ему же принадлежит и сам термин “семиотика”. Семиотика, находясь на стыке наук, получает материал из различных наук, обрабатывает его и затем передает этим наукам свои обобщения. Таким образом, она является инструментом для всех наук, так как любая наука использует знаки и выражает свои результаты с помощью знаков. Семиотика близка к кибернетике, исследующей процессы связи и управления в живом организме, природе и обществе, но она тесно связана и с лингвистикой, изучающей самую полную и совершенную систему связи – человеческий язык. В рамках данного учебного курса будут рассмотрены такие аспекты семиотики, которые составляют основу для теоретического осмысления вербальных средств коммуникации. Более полное представление о семиотике студенты получат, изучая специальный курс, предусмотренный в рамках профессиональной подготовки специалистов по связям с общественностью.

Для теории коммуникаций необходимо рассмотреть понятие и типологию знаков как средств передачи различного рода информации.

Наиболее общее понятие знака появилось благодаря датскому лингвисту Луи Ельмслеву: план выражения и план содержания знака, в упрощенном смысле (для вербального языка), это – звучание и значение, для других разновидностей коммуникации, это – внешняя оболочка знака (визуальный образ, архитектурное сооружение, жест, поступок или событие, пиктограмма и т.п.) и – опять же – значение.

Стоит отметить, что наиболее разработан исследовательский аппарат изучения вербального языка (в основном, в структурной лингвистике). Так, Соссюр следующим образом раскрывает понятие знака. Знак – это двуединство Signifier и Signified, означающего и означаемого, т.е. термина (его звуковой или письменной формы) и обозначаемого им понятия (идеи). Означающее – внешняя, чувственно воспринимаемая сторона знака, означаемое – определенное мыслительное содержание; они неразрывно связаны и предполагают друг друга. Их взаимосвязь создает значение знака.

Можно сказать, что знак, символ – это посредник между сущностью явлений, их смыслом и их образом, идеями, находящимися за пределами чувственного восприятия, с одной стороны, и отражением предметов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств – с другой. Семиология привлекает внимание к наслоению значений, которые можно реализовать в простой совокупности изображений. Предполагается, что знаки сообщают скрытые, а также открытые значения, выражая нравственные ценности и пробуждая определенные чувства или отношения.

Знаки скоординированы между собой и в совокупности образуют систему. Идея системности языка и других коммуникативных систем является основным вкладом Соссюра в науку. Семиологические исследования коммуникативных систем во многом опираются на его труды. Например, язык – это знаковая система, в основе организации которой лежит универсальный принцип: каждый знак имеет свои “дифференциальные признаки”, отличающие его от любого другого элемента системы. Так, одна грамматическая форма отлична от другой (побежал, побегу, побежит), одно слово – от другого, даже близкого по звучанию (кот, рот, бот).

Таким образом, являющаяся объектом изучения семиотики знаковая система (различного рода, не только вербальный язык общения) - это совокупность знаков, устроенная определенным образом. Знаковая система есть материальный посредник, который служит для обмена информацией между другими материальными системами (например, преподаватели – знаковая система языка – студенты). Знак – это минимальная единица знаковой системы.

Классические типологии знаков построены в соответствии с пониманием общей теории знака. Ч.Пирс различает три типа знаков: 1) иконические – образ, имеет естественное сходство с обозначаемым объектом, хотя и достаточно условное (икона, картина, фотография); 2) индексы (знаки, указывающие на объект, строящиеся на реальной смежности означающего и означаемого), например, указание пальцем, стрелкой, окриком; 3) символы - знаки не связаны с объектом, метафоричны, замещают обозначаемый объект в дискурсе и мысли (слова, некоторые символы-аллегории: орел, осел, медведь и т.п.). Сравнивая значения знаков, Пирс отмечает, что самым простым знаком является иконический, он принадлежит прошлому опыту и не способен передавать информацию. Индекс существует в настоящем опыте и способен передавать информацию. Но ни иконические, ни индексы не утверждают что-либо. В отличие от них символы способны составить суждение и, следовательно, могут воздействовать на мысли и поведение партнера и предсказывать будущее состояние (действие, реакцию и т.п.).

Знак актуализирует содержание только в соотнесении с подобными себе элементами. Знак имеет большое значение для реализации целей коммуникации. Например, незнание социально обусловленного значения ритуальных знаков, принятых в данном обществе, может привести к ошибочной интерпретации, затруднению процесса коммуникации (появление в черной одежде на похоронах в Африке может быть расценено как акт неуважения и даже надругательства).

С точки зрения теории коммуникации важным аспектом изучения семиотики (символьной) коммуникации является социальная обусловленность знака. Эту проблему рассматривает ряд школ. Среди них особо отметим Пражскую лингвистическую школу. Знак здесь рассматривается как социальная сущность, служащая посредником между членами данного сообщества и обеспечивающая понимание только на основе всей системы, принятой данным сообществом (принцип системной конгруэнтности – соответствия, совместимости). Эти же проблемы рассматриваются и в рамках символического интеракционизма – одного из теоретико-методологических направлений современной западной социологии и психологии. В наивных взглядах на коммуникацию может нарушаться принцип системной конгруэнтности: люди пытаются интерпретировать знаки, принадлежащие другой системе, другому коду, другому языку, через посредство собственной системы, своего языка, своей культуры. Нельзя быть грамотным или неграмотным, культурным или некультурным вообще, можно вести себя правильно или неправильно только с точки зрения определенного культурного кода, языка, семиотической системы, то есть системы условностей. Если человек, скажем, кладет ноги на стол или улыбается в официальной обстановке, то это может быть вовсе не от отсутствия воспитания – а может быть, он американец? Если мы видим свастику на мавзолее Эль-Регистан в Самарканде, то из этого вовсе не следует, что древний народ, построивший этот памятник архитектуры, был последователем Адольфа Гитлера (явление омонимии).

Ю.С.Степанов указывает на то, что в семиотике “принцип знака” был заменен “принципом высказывания”, он разграничивает знаковые системы, в которых имеются только знаки, но отсутствуют высказывания (архитектурные сооружения, сигналы животных), и системы, в которых есть высказывания.53 Чаще всего высказывание – это предложение. Однако предложение становится высказыванием лишь в пределах текста. Тем самым он приближает семиотику к проблемам коммуникации и предлагает вычленить специальную область семиотического исследования – язык и литературу как вербальные коммуникативные системы.

Таким образом, каковы бы ни были знаковые системы – они предмет семиотики. Общая семиотика подразделяется на ряд частных наук: биосемиотику, этносемиотику, лингвосемиотику и т.д. Лингвосемиотика нас интересует в большей мере, поскольку в данном курсе речь идет, прежде всего, о социальной коммуникации. Лингвосемиотика как наука о таких знаковых системах, которые обладают высказываниями, широко используется в массовой коммуникации, рекламе. Далее рассмотрим основные вопросы семиотической стороны коммуникации.