2.3.1. Типы организации производства
Под типом организации производства понимают комплексную характеристику особенностей организации и технического уровня промыш-ленного производства. На тип организации производства оказывают влияние ряд факторов:
• уровень специализации;
• масштабность производства;
• устойчивость изготовляемой номенклатуры изделий в условиях рыноч-ной экономики.
Следует различать следующие типы производства: массовое, серийное, единичное и смешанное.
Тип производства обычно характеризуется коэффициентом специализации рабочих мест, который называется коэффициентом серийности (Кс). Он определятся количеством детель-операций, которые выполняются в среднем на одном рабочем месте:
,
где r - среднее количество операций, которые выполняются при изготовлении каждой детали;
n - количество наименований деталей, которые обрабатываются данной группой рабочих мест;
p - число рабочих мест.
Этот коэффициент, по данным многих предприятий промышленности, для массового производства ориентировочно составляет от 1 до 3, для крупносерийного: 4—10, для среднесерийного: 11—20, для мелкосерийного: более 20.
Характерные для единичного типа производства неустойчивость номенклатуры и относительно небольшой объем выпуска приводят к ограничению возможностей использования специальных высокопроизводительных технологических решений. Он предусматривает штучный выпуск изделий разнообразной и непостоянной номенклатуры ограниченного потребления.
Отличительными особенностями данного типа производства являются:
• многономенклатурность выпускаемой продукции, зачастую не повто-ряющейся;
• организация рабочих мест по технологической специализации;
• использование универсального оборудования и технологической оснастки;
• наличие большого объема ручных сборочных и доводочных операций;
• большой удельный вес высококвалифицированных рабочих-универ-салов, занятых в производственном процессе;
• существенная длительность производственного цикла;
• значительный объем незавершенного производства;
• срвнительно высокая доля отходов производства;
• децентрализация оперативно-производственного планирования и руко-водства производством;
• относительно большие затраты живого труда.
К продукции единичного типа производства относятся уникальные станки, турбины, прокатные станы, мощные электрические машины, а также большинство строительных объектов, помимо стандартного домостроения. К единичному производству относится практически вся сфера ремонтных работ, значительная часть транспортных перевозок, изготовление предметов потребления по заказам населения.
Разновидностью единичного производства является эксклюзивное (индивидуальное) производство, например, изготовление космических объектов.
Серийное производство предусматривает одновременное изготовление сериями широкой номенклатуры однородной продукции, выпуск которой повторяется в течение продолжительного времени. Оно характеризуется тем, что к рабочему месту предметы труда поступают не по одной-две штуки, как в единичном, а периодическими конструктивно одинаковыми партиями (сериями). В зависимости от количества одновременно изготавливаемых изделий в серии различают мелкосерийное, среднесерийное и крупно-серийное производства.
Основные особенности организации серийного производственного процесса:
• постоянство относительно большой номенклатуры повторяющейся продукции, изготовляемой в значительных количествах;
• специализация рабочих мест для выполнения нескольких закреп-ленных операций;
• периодичность изготовления изделий сериями, обработка деталей партиями;
• преобладание специального и специализированного оборудования и технологического оснащения;
• наличие незначительного объема ручных сборочных и доводочных операций;
• большой удельный вес рабочих средней квалификации;
• незначительная длительность производственного цикла;
• централизация оперативно-производственного планирования и руко-водства производством;
• автоматизация контроля качества изготавливаемой продукции;
• унификация конструкторских деталей и изделий;
• оптимизация технологических процессов и оснастки;
• применение статистических методов управления качеством продукции.
Массовое производство характеризуется непрерывностью и относительно длительным периодом изготовления ограниченной номенклатуры однородной продукции в больших количествах. Ему присуща узкая специализация рабочих мест, ориентированных на выполнение одной-двух постоянно повторяющихся деталь-операций (в большинстве случаев Кс = 1). Массовое производство – высшая форма специализации производства, позволяющая сосредоточить на предприятии выпуск одного или нескольких одноименных изделий.
Непременным условием массового производства является высокий уровень стандартизации и унификации деталей, узлов и агрегатов.
Организации массового производства присущи следующие особенности:
• строго установленный выпуск небольшой номенклатуры изделий в огромном количестве;
• специализация рабочих мест для выполнения, как правило, одной закрепленной операции;
• расположение рабочих мест в порядке следования операций;
• большой удельный вес специализированного оборудования и техно-логического оснащения;
• высокий процент комплексно-механизированных, автоматизиован-ных технологических процессов;
• минимальное подготовительно-заключительное время на операции;
• резкое сокращение объема ручных сборочных и доводочных работ;
• большой удельный вес рабочих невысокой квалификации, выпол-няющих закрепленную за каждым из них одну операцию;
• минимальная длительность производственного цикла по сравнению с серийным производством;
• централизация управления и планирования производства;
• внедрение автоматизированных систем управления производством;
• высокий уровень автоматизации контроля качества изделий;
• широкое применение статистических методов управления качеством продукции.
Массовое производство создает благоприятные условия для углубления специализации, резкого роста производительности труда, высокой загрузки оборудования (без переналадки, как в единичном и серийном производстве), установления четкого ритма работы. Все это ведет к повышению эффективности производства: снижению себестоимости продукции, повышению ее качества и росту производительности труда.
Вместе с тем массовое и крупносерийное производство имеет ряд недостатков. Первый и главный из них - ориентация не на конкретного потребителя с его индивидуальными запросами, а на усредненные стандарты. Второй недостаток - жесткость технологии и связанные с этим трудности с перестройкой производства из-за значительной доли специального оборудования и оснастки. Для преодоления недостатков массового производства широко используется технический метод унификации и стандартизации материалов, деталей, узлов и агрегатов, из которых комплектуется сотовое изделие. Меняя набор комплектующих элементов, их взаимное расположение, можно значительно изменять характеристику готовой продукции и приспосабливать ее к требованиям заказчика. Применяется также организационно-торговый метод: расширение географии продаж стандартной продукции. Так, если в небольшом селении женщины, обнаружив в магазине всего один стандартный фасон и расцветку платьев, не станут их покупать, то если эти платья разместить во многих отдаленных магазинах, их сбыт обеспечен.
Очевидно, что сочетание крупносерийного и массового производства с приближением конечной продукции к индивидуальному спросу - наиболее перспективный метод организации производственного процесса.
Отнесение предприятия к тому или иному типу производства не исключает возможности организации в его подразделениях производственного процесса по другим типам. Например, на предприятиях машиностроения изготовление ряда узлов и деталей и производственной оснастки может быть организовано одновременно по типу серийного, единичного и массового производства. В таком случае имеет место смешанный тип производства.
Тип производства оказывает большое влияние на формирование структуры предприятия. Процесс производства не ограничивается рамками технологий, непосредственно связанных с основными операциями превращения исходного сырья и материалов в готовый продукт. Не менее сложная, а подчас и более трудоемкая часть работы совершается за пределами основных производственных цехов - во вспомогательных цехах и на участках обслуживания.
Высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование, которое используется в массовом производстве, нецелесообразно, а порою опасно останавливать или оставлять работающим без присмотра. Поэтому на предприятиях применяется и строго соблюдается принцип разделения и специализации труда: рабочие основных профессий заняты исключительно изготовлением продукции на своих рабочих местах. Все, что находится за пределами их рабочего места или касается неисправности оборудования, относится к компетенции вспомогательного и обслуживающего персонала.
Продукция обслуживающих цехов и участков не относится к основному производству лишь потому, что потребляется внутри предприятия, и вследствие этого не является самостоятельным товаром. Все затраты, связанные с обслуживанием производства, отражены в отдельных статьях калькуляции и входят в себестоимость основных изделий (услуг) предприятия.
Разделение функций персонала на основные и вспомогательные, прежде всего, связано с размером предприятия. Малые предприятия имеют, как правило, небольшой хозяйственный аппарат, который, выполняя незначительную часть функций обслуживания (мелкий ремонт, уборку помещений, хранение материальных ценностей и т.п.), прибегает к услугам сторонних специализированных организаций, заключая с ними договоры и контролируя качество и своевременность их реализации (применяя аутсорсинг).
На крупных предприятиях, как правило, создаются собственные подразделения, в которых ощущается повседневная потребность. В их обязанности входят:
• обеспечение транспортом;
• ремонт средств производства;
• обеспечение энергоресурсами;
• обеспечение инструментом и приборами;
• охрана и сохранность наличного имущества;
• санитарно-бытовое обслуживание.
Нередко свободные мощности обслуживающих цехов и участков используются для оказания услуг сторонним организациям по договорам. В таком случае эти услуги оформляются по правилам реализации товарной продукции и относятся к основной деятельности предприятий. Например, транспортные перевозки для других предприятий - это основная, а не вспомогательная деятельность транспортного цеха. Но если транспортный цех занят исключительно внутризаводскими перевозками - это функция обслуживания.
В целом развитие специализированных цехов и предприятий, способных обслуживать внутренние потребности других организаций, - тенденция прогрессивная. Как правило, при этом снижаются затраты на обслуживание и улучшается его качество. Однако нецелесообразно поручать специализированным предприятиям мелкие, повседневные работы, особенно те, которые невозможно конкретно спланировать и оценить. Поэтому нередко даже на малых предприятиях имеются вспомогательные хозяйства, решающие вопросы обеспечения транспортом, ремонта, уборки и пр.
- Тема 1.1. Понятие предприятия и его основные характеристики
- 1.1.1. Понятие предприятия и его основные признаки
- Цели, задачи и функции предприятия
- Классификация и организационно-правовые формы предприятий
- Контрольные вопросы к теме № 1.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 1.1
- Тема 1.2. Основы создания предприятия
- 1.2.1. Выбор места расположения предприятия
- 1.2.2. Этапы и содержание мероприятий по созданию предприятия
- 1.2.3. Государственная регистрация и оформление предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 2.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.1
- Тема 2.1. Основы создания предприятия
- 2.1.1. Основные структурные признаки предприятия
- 2.1.2. Организация предприятия: понятие, сущность и принципы
- Хозяйствующий субъект
- 2.1.3. Миссия предприятия: философия, этика и принципы организации деятельности
- 2.1.4. Предпринимательская деятельность предприятия и ее основные характеристики
- Контрольные вопросы к теме № 2.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.1
- Тема 2.2. Структура предприятия
- 2.2.3. Производственная структура предприятия
- 2.2.1. Понятие структуры предприятия и факторы ее определяющие
- Ступени иерархии
- 2.2.2. Отраслевые особенности структуры предприятия
- 352.2.3. Производственная структура предприятия
- 2.2.4. Характеристика рабочего места
- Контрольные вопросы к теме № 2.2
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.2
- Тема 2.3. Типы производства и организационная структура управления предприятия
- 2.3.1. Типы организации производства
- 2.3.2. Организационная структура управления производством
- 2.3.3. Типы организационных структур управления предприятия
- Руководитель а Руководитель в1 Руководитель в2 Руководитель с1 Руководитель с2 Испол-нитель 1 Испол-нитель 2
- Руководитель с3 Руководитель с4
- Испол-нитель 4 Испол-нитель 4 Испол-нитель 3 Испол-нитель 3 Испол-нитель 2 Испол-нитель 1
- Руководство
- Руководитель группы энергоиспользования
- Отдел использования энергии в промышленности
- Отдел использования энергии в торговле
- Отдел обслуживания потребителей
- Руководство
- Руководство предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 2.3
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.3
- Тема 2.4. Организация производственного процесса предприятия
- 2.4.1. Понятие и содержание производственного процесса предприятия
- 2.4.2. Производственные процессы и операции
- 2.4.3. Проектирование производственного процесса и принципы его организации
- 4.4.4. Производственный цикл и его характеристика
- Контрольные вопросы к теме № 2.4
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.4
- Тема 3.1. Трудовые и финансовые ресурсы предприятия
- 3.1.1. Трудовые ресурсы предприятия
- 3.1.2. Рынок труда и занятость
- 3.1.3. Производительность труда и методы ее измерения
- 3.1.4. Финансовые ресурсы предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 3.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 3.1
- Тема 3.2. Производственные фонды предприятия
- 3.2.1. Основные средства предприятия
- 3.2.2. Оборотные средства предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 3.2
- Рекомендуемая литература к лекции № 3.2
- Раздел 4. Планирование деятельности предприятия и маркетинг
- Тема 4.1. Планирование на предприятии (4 часа)
- 4.1.1. Стратегическое планирование
- 4.1.2. Текущее планирование
- 4.1.3. Оперативное планирование
- Контрольные вопросы к теме № 4.1
- 4.2.2. Маркетинговые исследования: цель, задачи и принципы
- 4.2.3. Методы маркетинговых исследований
- Контрольные вопросы к теме № 4.2
- Рекомендуемая литература к лекции № 4.2
- Раздел 5. Результаты деятельности предприятия
- Тема 5.1. Прибыль и рентабельность предприятия
- 5.1.1. Прибыль предприятия: понятие, функции, виды
- 5.1.2. Рентабельность предприятия: понятие, сущность и виды
- Контрольные вопросы к теме № 5.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 5.1
- Тема 5.2. Банкротство и ликвидация предприятия
- 5.2.1. Банкротство и санация предприятия
- Основные внешние факторы, обуславливающие кризисное развитие предприятия
- Основные внутренние факторы, обуславливающие кризисное развитие предприятия
- Тактика и стратегия предприятия
- 5.2.2. Понятие и виды ликвидации предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 5.2
- Рекомендуемая литература к лекции № 5.2