logo
Lektsii_OEP / ККЛ-ОП-Юрченко

2.1.4. Предпринимательская деятельность предприятия и ее основные характеристики

Из стран с рыночной экономикой к нам пришло понятие «бизнес» (в переводе с английского означает «дело», «деятельность», «занятие»). В русском языке в качестве синонима слову «бизнес» используется понятие «предпринимательство».

К числу признаков, характерных для предпри­нимательской деятельности, относятся такие, как самостоятельность, ответственность, инициатива, риск, дина­мичность, активный поиск решений. Все виды экономи­ческой деятельности, для которых присущи указанные при­знаки, следует считать предпринимательством, бизнесом.

Из трактовки понятия «предпринимательская деятель­ность», данной в ГК РФ (п. 1 ст. 2), вытекает несколько характерных особенностей предпринимательства:

• это самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений;

• это инициативная деятельность, направленная на ре­ализацию своих способностей и удовлетворение обществен­ных потребностей;

• рисковый характер предпринимательства;

• это процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли (организованная де­ятельность на постоянной основе);

• это законная деятельность, осуществляемая как фи­зическими, так и юридическими лицами, зарегистрирован­ными в установленном гражданским законодатель­ством порядке;

• целью предпринимательства является организация производства товаров, их реализация другим субъектам рынка, выполнение работ и оказание услуг.

В работах экспертов МОТ Р. Нельсона и Р. Нгуири даны следующие характеристики предпринимательства: «Инициатива; действия, направленные на поиск возможнос­тей; настойчивость и достижение поставленных целей; по­иск информации; ориентация на высокое качество работы и эффективность; выполнение договоренностей и обязательств, систематическое планирование; умение решать проблемы, уверенность в своих силах; профессионализм; признание объективных ограничений при выборе возможностей, убеж­денность в своих целях и умение убеждать; способность вли­яния на ситуацию; забота о благополучии персонала; при­знание важности партнерства в бизнесе; создание капитала; забота об имидже продукции и услуг».

Из приведенного перечня характеристик видно, что основное место занимают психологические факторы. Без их учета и использования нельзя добиться успехов в бизнесе. Наиболее важными факторами, как это вытекает из опыта работы различных рыночных структур, являются личная мотивация, положительная самооценка и профессионализм, стремление к инновациям, способность решать проблемы и учитывать обоснованные риски.

Основные понятия и характерные чер­ты предпринимательской деятельно­сти схематично представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Основные понятия и характерные черты предпринимательской деятельности

Согласно российскому законодательству предпринима­телем может быть любой гражданин, не ограниченный в дееспособности, в том числе граждане иностранных госу­дарств и лица без гражданства. Коллективными предпринимателями могут быть объединения граждан, использующие как свое собственное, так и арендованное имущество.

Предпринимательство необходимо рассматривать как экономическую категорию, метод хозяйствования и тип эко­номического мышления. Каждая из составляющих обладает определенными качественными особенностями.

Субъектами предпринимательства могут быть различные участники экономической деятель­ности, прежде всего, это индивидуалы. Предпринимательс­кая деятельность может осуществляться и группами лю­дей. Субъектами здесь выступают различные формы хозяй­ствующих субъектов (юридических лиц).

По параметру юридического статуса различают предпринимательство, осуществляемое собственником и предпринимательство на ос­нове делегирования собственником полномочий.

Объектом предпринимательской деятельности являет­ся определенная деятельность. Соответственно этим поло­жениям выделяется производственное, коммерческое и фи­нансовое предпринимательство.

Исходя из критерия масш­табов предпринимательства различают такие его разновид­ности, как малое, среднее и крупное. Особенностью объек­тов предпринимательства является постоянный поиск но­вых способов комбинации ресурсов, что отличает предпри­нимателя от обычного хозяйственника. Предприятие всегда определенным образом организуется, принимая конкретные формы.

По степени новизны, наличия творческого подхода к предпринимательству его делят на инновационное (нова­торское), имитационное (инициативное, наступательное за­имствование нововведений) и рутинное (репродуктивное).

В соответствии с действующим порядком в стране и практикой правомерно вести речь о законном и незаконном предпринимательстве.

Для предпринимательства как метода хозяйствования характерными являются такие признаки, как самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Предприниматель должен быть свободен в принятии хозяй­ственных решений. Что, как и сколько производить, у кого покупать, кому и по какой цене продавать — все эти воп­росы предприниматель решает самостоятельно, исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры. Следова­тельно, предприниматель свободен от вышестоящих инстан­ций, административного принуждения и зависим от рынка, от его жестких требований.

С самостоятельностью непрерывно связан принцип эко­номической заинтересованности. Стремление к максими­зации прибыли (дохода) является мощным движущим фак­тором предпринимательской деятельности. Ради этого орга­низуется дело и расширяются его масштабы. Преследуя свои интересы, хозяйствующий субъект работает и на об­щество. На стадии организации предпринимательской дея­тельности максимизация прибыли имеет решающее значе­ние. Однако в нашей стране уже сейчас многие предприни­матели принимают участие в решении социальных проблем общества, выделяют средства на образование, здравоохра­нение, экологические цели, борьбу с бедностью и др.

Важным признаком предпринимательства являются но­ваторство, творческий поиск. В условиях конкуренции не представляется возможным, ничего не меняя, добиваться увеличения прибыли за счет роста цен. Успехов добивают­ся те предпринимательские субъекты, которые обеспе­чивают высокое качество продукции, постоянно обновля­ют ее модели и имеют относительно низкие расходы. По­этому постоянно ведется поиск нового, внедряются совре­менные технологии, совершенствуется организация про­изводства и сбыта. В сфере бизнеса всегда высоко котиру­ется способность к нестандартным решениям, к творчес­кой оценке ситуации.

К числу признаков предпринимательской деятельности следует отнести постоянный хозяйственный риск и ответ­ственность. В случае организации деятельности без образования юридического лица предприниматель несет ответственность по своим обязательствам, связанным со своей деятельностью всем своим имуществом. Имущественная от­ветственность юридического лица, в зависимости от орга­низационно-правовой формы предприятия, установлена либо в объеме всего капитала и личного имущества, либо только в объеме капитала.

При характеристике предпринимательской деятельно­сти важным условием ее успеха являются личность пред­принимателя и особенно его экономическое мышление. В данном разделе мы пытаемся убедить читателя в том, что все, связанное с предпринимательством, позволяет сильно воздействовать на экономическое развитие субъекта и дос­тигать успехов. Поэтому тип мышления предпринимателя отличается от привычного, устоявшегося мышления хозяй­ственников. Он отличается оригинальностью взглядов и под­ходов к принятию решений, принимаемых в практике хо­зяйствования. Особая роль здесь принадлежит умению под­чинить деятельность всех работников единой цели, идеалу. Очень важно сделать точный расчет и показать условия достижения поставленных целей. Для этого необходимо постоянно собирать, обрабатывать и использовать соответ­ствующую информацию. Особое значение имеет внедрение открытий.

Таким образом, предпринимательство рассматривается как инициатив­ная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность дея­тельность граждан, физических и юридических лиц, направ­ленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Предпринимательство также ставит целью повышение имиджа, статуса предпринимателя.