2.1.4. Предпринимательская деятельность предприятия и ее основные характеристики
Из стран с рыночной экономикой к нам пришло понятие «бизнес» (в переводе с английского означает «дело», «деятельность», «занятие»). В русском языке в качестве синонима слову «бизнес» используется понятие «предпринимательство».
К числу признаков, характерных для предпринимательской деятельности, относятся такие, как самостоятельность, ответственность, инициатива, риск, динамичность, активный поиск решений. Все виды экономической деятельности, для которых присущи указанные признаки, следует считать предпринимательством, бизнесом.
Из трактовки понятия «предпринимательская деятельность», данной в ГК РФ (п. 1 ст. 2), вытекает несколько характерных особенностей предпринимательства:
• это самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений;
• это инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение общественных потребностей;
• рисковый характер предпринимательства;
• это процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли (организованная деятельность на постоянной основе);
• это законная деятельность, осуществляемая как физическими, так и юридическими лицами, зарегистрированными в установленном гражданским законодательством порядке;
• целью предпринимательства является организация производства товаров, их реализация другим субъектам рынка, выполнение работ и оказание услуг.
В работах экспертов МОТ Р. Нельсона и Р. Нгуири даны следующие характеристики предпринимательства: «Инициатива; действия, направленные на поиск возможностей; настойчивость и достижение поставленных целей; поиск информации; ориентация на высокое качество работы и эффективность; выполнение договоренностей и обязательств, систематическое планирование; умение решать проблемы, уверенность в своих силах; профессионализм; признание объективных ограничений при выборе возможностей, убежденность в своих целях и умение убеждать; способность влияния на ситуацию; забота о благополучии персонала; признание важности партнерства в бизнесе; создание капитала; забота об имидже продукции и услуг».
Из приведенного перечня характеристик видно, что основное место занимают психологические факторы. Без их учета и использования нельзя добиться успехов в бизнесе. Наиболее важными факторами, как это вытекает из опыта работы различных рыночных структур, являются личная мотивация, положительная самооценка и профессионализм, стремление к инновациям, способность решать проблемы и учитывать обоснованные риски.
Основные понятия и характерные черты предпринимательской деятельности схематично представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Основные понятия и характерные черты предпринимательской деятельности
Согласно российскому законодательству предпринимателем может быть любой гражданин, не ограниченный в дееспособности, в том числе граждане иностранных государств и лица без гражданства. Коллективными предпринимателями могут быть объединения граждан, использующие как свое собственное, так и арендованное имущество.
Предпринимательство необходимо рассматривать как экономическую категорию, метод хозяйствования и тип экономического мышления. Каждая из составляющих обладает определенными качественными особенностями.
Субъектами предпринимательства могут быть различные участники экономической деятельности, прежде всего, это индивидуалы. Предпринимательская деятельность может осуществляться и группами людей. Субъектами здесь выступают различные формы хозяйствующих субъектов (юридических лиц).
По параметру юридического статуса различают предпринимательство, осуществляемое собственником и предпринимательство на основе делегирования собственником полномочий.
Объектом предпринимательской деятельности является определенная деятельность. Соответственно этим положениям выделяется производственное, коммерческое и финансовое предпринимательство.
Исходя из критерия масштабов предпринимательства различают такие его разновидности, как малое, среднее и крупное. Особенностью объектов предпринимательства является постоянный поиск новых способов комбинации ресурсов, что отличает предпринимателя от обычного хозяйственника. Предприятие всегда определенным образом организуется, принимая конкретные формы.
По степени новизны, наличия творческого подхода к предпринимательству его делят на инновационное (новаторское), имитационное (инициативное, наступательное заимствование нововведений) и рутинное (репродуктивное).
В соответствии с действующим порядком в стране и практикой правомерно вести речь о законном и незаконном предпринимательстве.
Для предпринимательства как метода хозяйствования характерными являются такие признаки, как самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Предприниматель должен быть свободен в принятии хозяйственных решений. Что, как и сколько производить, у кого покупать, кому и по какой цене продавать — все эти вопросы предприниматель решает самостоятельно, исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры. Следовательно, предприниматель свободен от вышестоящих инстанций, административного принуждения и зависим от рынка, от его жестких требований.
С самостоятельностью непрерывно связан принцип экономической заинтересованности. Стремление к максимизации прибыли (дохода) является мощным движущим фактором предпринимательской деятельности. Ради этого организуется дело и расширяются его масштабы. Преследуя свои интересы, хозяйствующий субъект работает и на общество. На стадии организации предпринимательской деятельности максимизация прибыли имеет решающее значение. Однако в нашей стране уже сейчас многие предприниматели принимают участие в решении социальных проблем общества, выделяют средства на образование, здравоохранение, экологические цели, борьбу с бедностью и др.
Важным признаком предпринимательства являются новаторство, творческий поиск. В условиях конкуренции не представляется возможным, ничего не меняя, добиваться увеличения прибыли за счет роста цен. Успехов добиваются те предпринимательские субъекты, которые обеспечивают высокое качество продукции, постоянно обновляют ее модели и имеют относительно низкие расходы. Поэтому постоянно ведется поиск нового, внедряются современные технологии, совершенствуется организация производства и сбыта. В сфере бизнеса всегда высоко котируется способность к нестандартным решениям, к творческой оценке ситуации.
К числу признаков предпринимательской деятельности следует отнести постоянный хозяйственный риск и ответственность. В случае организации деятельности без образования юридического лица предприниматель несет ответственность по своим обязательствам, связанным со своей деятельностью всем своим имуществом. Имущественная ответственность юридического лица, в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, установлена либо в объеме всего капитала и личного имущества, либо только в объеме капитала.
При характеристике предпринимательской деятельности важным условием ее успеха являются личность предпринимателя и особенно его экономическое мышление. В данном разделе мы пытаемся убедить читателя в том, что все, связанное с предпринимательством, позволяет сильно воздействовать на экономическое развитие субъекта и достигать успехов. Поэтому тип мышления предпринимателя отличается от привычного, устоявшегося мышления хозяйственников. Он отличается оригинальностью взглядов и подходов к принятию решений, принимаемых в практике хозяйствования. Особая роль здесь принадлежит умению подчинить деятельность всех работников единой цели, идеалу. Очень важно сделать точный расчет и показать условия достижения поставленных целей. Для этого необходимо постоянно собирать, обрабатывать и использовать соответствующую информацию. Особое значение имеет внедрение открытий.
Таким образом, предпринимательство рассматривается как инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Предпринимательство также ставит целью повышение имиджа, статуса предпринимателя.
- Тема 1.1. Понятие предприятия и его основные характеристики
- 1.1.1. Понятие предприятия и его основные признаки
- Цели, задачи и функции предприятия
- Классификация и организационно-правовые формы предприятий
- Контрольные вопросы к теме № 1.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 1.1
- Тема 1.2. Основы создания предприятия
- 1.2.1. Выбор места расположения предприятия
- 1.2.2. Этапы и содержание мероприятий по созданию предприятия
- 1.2.3. Государственная регистрация и оформление предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 2.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.1
- Тема 2.1. Основы создания предприятия
- 2.1.1. Основные структурные признаки предприятия
- 2.1.2. Организация предприятия: понятие, сущность и принципы
- Хозяйствующий субъект
- 2.1.3. Миссия предприятия: философия, этика и принципы организации деятельности
- 2.1.4. Предпринимательская деятельность предприятия и ее основные характеристики
- Контрольные вопросы к теме № 2.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.1
- Тема 2.2. Структура предприятия
- 2.2.3. Производственная структура предприятия
- 2.2.1. Понятие структуры предприятия и факторы ее определяющие
- Ступени иерархии
- 2.2.2. Отраслевые особенности структуры предприятия
- 352.2.3. Производственная структура предприятия
- 2.2.4. Характеристика рабочего места
- Контрольные вопросы к теме № 2.2
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.2
- Тема 2.3. Типы производства и организационная структура управления предприятия
- 2.3.1. Типы организации производства
- 2.3.2. Организационная структура управления производством
- 2.3.3. Типы организационных структур управления предприятия
- Руководитель а Руководитель в1 Руководитель в2 Руководитель с1 Руководитель с2 Испол-нитель 1 Испол-нитель 2
- Руководитель с3 Руководитель с4
- Испол-нитель 4 Испол-нитель 4 Испол-нитель 3 Испол-нитель 3 Испол-нитель 2 Испол-нитель 1
- Руководство
- Руководитель группы энергоиспользования
- Отдел использования энергии в промышленности
- Отдел использования энергии в торговле
- Отдел обслуживания потребителей
- Руководство
- Руководство предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 2.3
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.3
- Тема 2.4. Организация производственного процесса предприятия
- 2.4.1. Понятие и содержание производственного процесса предприятия
- 2.4.2. Производственные процессы и операции
- 2.4.3. Проектирование производственного процесса и принципы его организации
- 4.4.4. Производственный цикл и его характеристика
- Контрольные вопросы к теме № 2.4
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.4
- Тема 3.1. Трудовые и финансовые ресурсы предприятия
- 3.1.1. Трудовые ресурсы предприятия
- 3.1.2. Рынок труда и занятость
- 3.1.3. Производительность труда и методы ее измерения
- 3.1.4. Финансовые ресурсы предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 3.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 3.1
- Тема 3.2. Производственные фонды предприятия
- 3.2.1. Основные средства предприятия
- 3.2.2. Оборотные средства предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 3.2
- Рекомендуемая литература к лекции № 3.2
- Раздел 4. Планирование деятельности предприятия и маркетинг
- Тема 4.1. Планирование на предприятии (4 часа)
- 4.1.1. Стратегическое планирование
- 4.1.2. Текущее планирование
- 4.1.3. Оперативное планирование
- Контрольные вопросы к теме № 4.1
- 4.2.2. Маркетинговые исследования: цель, задачи и принципы
- 4.2.3. Методы маркетинговых исследований
- Контрольные вопросы к теме № 4.2
- Рекомендуемая литература к лекции № 4.2
- Раздел 5. Результаты деятельности предприятия
- Тема 5.1. Прибыль и рентабельность предприятия
- 5.1.1. Прибыль предприятия: понятие, функции, виды
- 5.1.2. Рентабельность предприятия: понятие, сущность и виды
- Контрольные вопросы к теме № 5.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 5.1
- Тема 5.2. Банкротство и ликвидация предприятия
- 5.2.1. Банкротство и санация предприятия
- Основные внешние факторы, обуславливающие кризисное развитие предприятия
- Основные внутренние факторы, обуславливающие кризисное развитие предприятия
- Тактика и стратегия предприятия
- 5.2.2. Понятие и виды ликвидации предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 5.2
- Рекомендуемая литература к лекции № 5.2