4.2.2. Маркетинговые исследования: цель, задачи и принципы
Система исследований маркетинга представляет сложный механизм организации научного метода познания, необходимый для обоснования планово-управленческих решений по созданию эффективных коммуникаций с многоликими целевыми аудиториями: потребителями, инвесторами, партнерами, конкурентами, представителями властных и деловых кругов общественности.
Маркетинговые исследования — целостная совокупность форм и методов создания достоверного банка данных рыночного участия в целях повышения конкурентоспособности предприятия за счет своевременных управленческих решений по изготовлению готового продукта, успешному его продвижению от изготовителя к потребителю с учетом формирования позитивного общественного мнения в различных целевых аудиториях.
Концепция маркетинговых исследований, как правило, требует корпоративных усилий менеджмента по выработке философии компании, включающей организацию взаимодействия с окружающей средой, разработку принципов, которым необходимо следовать от разработки новинки до массового производства.
Цель маркетинговых исследований промышленного предприятия — создание комплексной системы сбора, хранения, обработки информационных данных с учетом инновационных технологий, передовых логистических форм управления материальными потоками для выработки управленческих решений по эффективному рыночному участию компании.
Для достижения цели необходимо соблюдать следующие принципы:
1. Принцип системности и комплексности маркетинговых исследований.
Данный принцип предполагает необходимость последовательного учета и оценки системы факторов, охватывающих не только рыночную среду, ее влияние на коммерцию, но и участников товарообменного процесса, а также тенденции, закономерности развития рынка.
В основе этого принципа следует использовать всем известное правило RACE: R (Research) - исследование в части определения проблемы и постановки целевой задачи; А (Action) - действие: разработка стратегии установления контактов, программы ее реализации, бюджета на проведение маркетинговых исследований; С (Communication) - контакты с деловыми партнерами, а также с целевыми группами клиентов и инвесторов; Е (Evaluation) - оценка результатов исследований и внесение необходимых коррективов по управлению реализацией бизнес-проекта.
Основными компонентами данного принципа являются:
системность как целостная совокупность форм и методов исследования рынка, необходимая при оценке результатов работы коммерческой структуры в контексте внешних и внутренних причинно-следственных связей;
комплексность, предполагающая научный подход к организации маркетинговых исследований с использованием единого комплекса маркетинга-микс (тактический инструментарий маркетинга) с учетом состояния конъюнктуры, рыночной доли, корпоративной емкости, механизмов дистрибьюции и сегментации. Использование элементов маркетинга-микс нацелено на успешную реализацию миссии фирмы в результате создания маркетинговых программ и гибкого использования товарной, ценовой, распределительной, коммуникативной политики компании для получения конкурентных преимуществ в целевых сегментах сбыта.
маркетинг отношений, реализующий концепцию индивидуального маркетинга с использованием комплексной оценки релевантной базы рыночных данных для разработки рекомендаций по формированию института лояльных потребителей. При этом необходимо обоснование целесообразности специальных промоакций в целях стимулирования продаж готовой продукции. Именно данная компонента прямо влияет не только на увеличение объемов прибыли, но и на корпоративную культуру, фирменный стиль и популярность промышленного предприятия в целевых сегментах сбыта и обществе.
2. Принцип интегрированных маркетинговых коммуникаций (IMC), представляющий неразрывную связь факторов рыночной среды с формированием информационной системы для установления действенных контактов как внутри трудового коллектива, так и с деловыми партнерами по изготовлению комплектующего оборудования, поставке сырья.
Известно, что IMC - это единый комплекс рыночных коммуникаций с включением прямого маркетинга, персональных продаж, интерактивного маркетинга, рекламы, ярмарочно-выставочного маркетинга, связей с общественностью по схеме: передатчик —> приемник —> обратная связь.
Использование принципа IMC позволяет комплексно изучить: состояние спроса, предложения; различные модели поведения потребителей с учетом покупательской удовлетворенности; конкурентоспособность товара и компании в целом; уровень корпоративного влияния в целевом сегменте сбыта; общественное мнение о товарном бренде, его популярности. Это становится возможным исключительно при соблюдении двух обязательных факторов исследования:
создание полного объема информационного массива для принятия решений;
целевая ориентация на конкретных потребителей товаров и услуг.
Установление и развитие деловых отношений - основная цель для любой промышленной фирмы, действующей на рынке. Однако коммуникации для каждого субъекта рынка имеют целью не только организацию внутрифирменного поведения, но и используются применительно к продвижению готовой продукции по сложному маршруту от изготовителя к конечному потребителю с учетом влияния факторов рыночной среды.
3. Принцип социально-деловой активности руководителей компании, главных разработчиков бизнес-проекта новинки промышленного предприятия. Помимо основной программы продвижения нового продукта конструкторы, технологи, маркетологи должны продумать специальные акции в рамках реализации пробного маркетинга в целях апробации потребительской ценности пионерного продукта клиентами фокус-групп, организации презентации новинки с приглашением VIP-клиентов предприятий-потребителей, лидирующих конкурентов и популярных масс-медиа.
Социально-деловая активность предполагает использование двух правил, формирующих имидж компании: «AIDMA» и «DIBABA».
Правило «AIDMA» является важнейшим в любой промышленной кампании, т.к. предполагает активное внушение потребителю осуществить покупку. Основными элементами правила «AIDMA», предложенного американским рекламистом Элмиром Левисом в 1896 г., являются: А (attention) - внимание; I (interest) - интерес; D (desire) - желание; М (motivation) - мотивация; А (action) - действие.
Небезынтересно и правило «DIBABA», предложенное Г. Гольдманом в 1953 г. и отражающее основные этапы процесса продажи: D (definition) - определение потребностей и желаний у потенциальных клиентов; I (identifizieren) - отождествление потребительских нужд с предложением; В (beraten) - давать советы, подталкивающие к покупке; А (aschatzen) - оценка предполагаемой реакции покупателя; В (bildung) - создание у покупателя окончательного желания приобрести товар; А (ausstatung) - создание благо-приятной окружающей атмосферы процесса покупки.
В сязи с тем, что любая фирма действует в сложных условиях рыночной среды, маркетинговые исследования имеют многообразный механизм, нацеленный на решение конкретных задач в рамках полученного заказа по производству готовой продукции. Рекомендации, безусловно, могут подвергаться критике и одобрению со стороны заказчика, но чем тщательнее учитываются факторы рыночной среды, тем более взвешенными они получаются.
Механизм организации исследований маркетинга в рамках промыш-ленного предприятия приведен на рисунке 2.
Трудно не согласиться с выводом ученого Г.А. Васильева, что рынок определяется нуждами потребителей, а не товарами: «Рынок — эта группа потенциальных потребителей со сходными нуждами». Поэтому совершенно очевидно, что для оценки вкусов, запросов клиентов необходима организация пробных фокус-групп и получения результатов исследования.
На практике маркетинговые исследования нацелены на определение основных показателей рынка: конъюнктура, отражающая состояние рынка через взаимозависимость спроса, предложения от колебания рыночных цен; рыночная доля как удельный вес продукции предприятия в совокупном объеме товарной реализации; емкость - количественное выражение реализо-ванной продукции в целевом сегменте сбыта. Большое значение имеет прогнозирование потенциальной емкости, т. е. перспективных возможностей компании с учетом уровня спроса, реальных корпоративных возможностей, тенденций и закономерностей; сегментация потребителей в целях обоснования выгодного сегмента с учетом географического, социально-демографического, поведенческого и психографического признаков, а также с учетом доступной конкуренции, выгодных коммуникаций, стабильного платежеспособного спроса клиентов.
Результатами оценки состояния рынка являются рекомендации: по снятию с производственного конвейера устаревшей продукции и освоению более привлекательной новой; мотивации дистрибьюции; стимулированию сбыта; экспансии проникновения в новые выгодные сегменты.
Тщательный анализ и учет совокупных факторов рыночной среды является залогом коммерческого успеха для любой компании сферы малого бизнеса, так как она осуществляет свою маркетинговую деятельность под влиянием этой среды.
- Тема 1.1. Понятие предприятия и его основные характеристики
- 1.1.1. Понятие предприятия и его основные признаки
- Цели, задачи и функции предприятия
- Классификация и организационно-правовые формы предприятий
- Контрольные вопросы к теме № 1.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 1.1
- Тема 1.2. Основы создания предприятия
- 1.2.1. Выбор места расположения предприятия
- 1.2.2. Этапы и содержание мероприятий по созданию предприятия
- 1.2.3. Государственная регистрация и оформление предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 2.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.1
- Тема 2.1. Основы создания предприятия
- 2.1.1. Основные структурные признаки предприятия
- 2.1.2. Организация предприятия: понятие, сущность и принципы
- Хозяйствующий субъект
- 2.1.3. Миссия предприятия: философия, этика и принципы организации деятельности
- 2.1.4. Предпринимательская деятельность предприятия и ее основные характеристики
- Контрольные вопросы к теме № 2.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.1
- Тема 2.2. Структура предприятия
- 2.2.3. Производственная структура предприятия
- 2.2.1. Понятие структуры предприятия и факторы ее определяющие
- Ступени иерархии
- 2.2.2. Отраслевые особенности структуры предприятия
- 352.2.3. Производственная структура предприятия
- 2.2.4. Характеристика рабочего места
- Контрольные вопросы к теме № 2.2
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.2
- Тема 2.3. Типы производства и организационная структура управления предприятия
- 2.3.1. Типы организации производства
- 2.3.2. Организационная структура управления производством
- 2.3.3. Типы организационных структур управления предприятия
- Руководитель а Руководитель в1 Руководитель в2 Руководитель с1 Руководитель с2 Испол-нитель 1 Испол-нитель 2
- Руководитель с3 Руководитель с4
- Испол-нитель 4 Испол-нитель 4 Испол-нитель 3 Испол-нитель 3 Испол-нитель 2 Испол-нитель 1
- Руководство
- Руководитель группы энергоиспользования
- Отдел использования энергии в промышленности
- Отдел использования энергии в торговле
- Отдел обслуживания потребителей
- Руководство
- Руководство предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 2.3
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.3
- Тема 2.4. Организация производственного процесса предприятия
- 2.4.1. Понятие и содержание производственного процесса предприятия
- 2.4.2. Производственные процессы и операции
- 2.4.3. Проектирование производственного процесса и принципы его организации
- 4.4.4. Производственный цикл и его характеристика
- Контрольные вопросы к теме № 2.4
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.4
- Тема 3.1. Трудовые и финансовые ресурсы предприятия
- 3.1.1. Трудовые ресурсы предприятия
- 3.1.2. Рынок труда и занятость
- 3.1.3. Производительность труда и методы ее измерения
- 3.1.4. Финансовые ресурсы предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 3.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 3.1
- Тема 3.2. Производственные фонды предприятия
- 3.2.1. Основные средства предприятия
- 3.2.2. Оборотные средства предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 3.2
- Рекомендуемая литература к лекции № 3.2
- Раздел 4. Планирование деятельности предприятия и маркетинг
- Тема 4.1. Планирование на предприятии (4 часа)
- 4.1.1. Стратегическое планирование
- 4.1.2. Текущее планирование
- 4.1.3. Оперативное планирование
- Контрольные вопросы к теме № 4.1
- 4.2.2. Маркетинговые исследования: цель, задачи и принципы
- 4.2.3. Методы маркетинговых исследований
- Контрольные вопросы к теме № 4.2
- Рекомендуемая литература к лекции № 4.2
- Раздел 5. Результаты деятельности предприятия
- Тема 5.1. Прибыль и рентабельность предприятия
- 5.1.1. Прибыль предприятия: понятие, функции, виды
- 5.1.2. Рентабельность предприятия: понятие, сущность и виды
- Контрольные вопросы к теме № 5.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 5.1
- Тема 5.2. Банкротство и ликвидация предприятия
- 5.2.1. Банкротство и санация предприятия
- Основные внешние факторы, обуславливающие кризисное развитие предприятия
- Основные внутренние факторы, обуславливающие кризисное развитие предприятия
- Тактика и стратегия предприятия
- 5.2.2. Понятие и виды ликвидации предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 5.2
- Рекомендуемая литература к лекции № 5.2