Основные внешние факторы, обуславливающие кризисное развитие предприятия
Общеэкономические факторы |
| Рыночные факторы |
| Прочие факторы |
- спад объема национального дохода |
| - снижение емкости внутреннего рынка |
| - политическая нестабильность |
- рост инфляции |
| - усиление монополизма на рынке |
| - негативные демографические тенденции |
- замедление платежного оборота |
| - существенное снижение спроса |
| - стихийные бедствия |
- нестабильность налоговой системы |
| - рост предложения товаров субинститутов |
| - ухудшение криминогенной ситуации |
- нестабильность регулирующего законодательства |
| - нестабильность финансового рынка |
|
|
- снижение уровня реальных доходов населения |
| - снижение активности фондового рынка |
| |
- рост безработицы |
| - нестабильность валютного рынка |
| |
- развитие науки и техники |
| - усиление международной конкуренции |
| |
- технологические разрывы |
|
|
Рисунок 1. Основные внешние факторы, обуславливающие кризисное развитие предприятия
Одним из наиболее сильных внешних факторов банкротства являются так называемые технологические разрывы (например, переход от электронных ламп к полупроводникам, от граммпластинок к магнитной ленте и т.д.). Перемены готовятся подспудно, незаметно для большинства, но происходят лавинообразно. В результате предприятие, имеющее престиж лидера, почти сразу оказывается безнадежно отставшим. По оценкам специалистов, при технологических разрывах семь из десяти лидеров становятся отстающими. Для основной массы предприятий значение имеют не только крупные научно-технические сдвиги, но и мелкие оригинальные изменения, которые подрывают их преимущества в данной сфере деятель-ности.
К внешним причинам банкротства следует также отнести усиление международной конкуренции. Зарубежные предприятия в одних случаях выигрывают за счет более дешевого труда, а в других – за счет более совер-шенных технологий.
Внешним фактором, способным привести к банкротству предприятия, является общий экономический спад. Нередко на стадии циклического подъема осторожность покидает даже банковские структуры, которые начинают увеличивать кредиты предприятиям. Предприятия, в которые они вкладывают средства, выглядят устойчивыми и сильными. Но их крах наступает почти мгновенно из-за резкого изменения цен на товары.
К числу внутренних факторов, которые могут привести к банкротству предприятия, обычно относятся (см. рис.2).
Таким образом, в реальном хозяйственном процессе к банкротству пред-приятия могут приводить различные факторы, усиливающие или ослабляю-щие взаимное воздействие. Тем не менее, если удается условно, выделить преобладающий фактор, то банкротство обычно подразделяется на:
банкротство, связанное с неэффективным управлением предпри-ятием, непродуманной маркетинговой стратегией и т.д.;
банкротство, вызванное недостатком инвестиционных ресурсов, необходимых для развития предприятия;
банкротство, связанное с неэффективным финансовым управлением;
банкротство, обусловленное производством неконкурентоспособной продукции;
другие виды банкротства.
- Тема 1.1. Понятие предприятия и его основные характеристики
- 1.1.1. Понятие предприятия и его основные признаки
- Цели, задачи и функции предприятия
- Классификация и организационно-правовые формы предприятий
- Контрольные вопросы к теме № 1.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 1.1
- Тема 1.2. Основы создания предприятия
- 1.2.1. Выбор места расположения предприятия
- 1.2.2. Этапы и содержание мероприятий по созданию предприятия
- 1.2.3. Государственная регистрация и оформление предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 2.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.1
- Тема 2.1. Основы создания предприятия
- 2.1.1. Основные структурные признаки предприятия
- 2.1.2. Организация предприятия: понятие, сущность и принципы
- Хозяйствующий субъект
- 2.1.3. Миссия предприятия: философия, этика и принципы организации деятельности
- 2.1.4. Предпринимательская деятельность предприятия и ее основные характеристики
- Контрольные вопросы к теме № 2.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.1
- Тема 2.2. Структура предприятия
- 2.2.3. Производственная структура предприятия
- 2.2.1. Понятие структуры предприятия и факторы ее определяющие
- Ступени иерархии
- 2.2.2. Отраслевые особенности структуры предприятия
- 352.2.3. Производственная структура предприятия
- 2.2.4. Характеристика рабочего места
- Контрольные вопросы к теме № 2.2
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.2
- Тема 2.3. Типы производства и организационная структура управления предприятия
- 2.3.1. Типы организации производства
- 2.3.2. Организационная структура управления производством
- 2.3.3. Типы организационных структур управления предприятия
- Руководитель а Руководитель в1 Руководитель в2 Руководитель с1 Руководитель с2 Испол-нитель 1 Испол-нитель 2
- Руководитель с3 Руководитель с4
- Испол-нитель 4 Испол-нитель 4 Испол-нитель 3 Испол-нитель 3 Испол-нитель 2 Испол-нитель 1
- Руководство
- Руководитель группы энергоиспользования
- Отдел использования энергии в промышленности
- Отдел использования энергии в торговле
- Отдел обслуживания потребителей
- Руководство
- Руководство предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 2.3
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.3
- Тема 2.4. Организация производственного процесса предприятия
- 2.4.1. Понятие и содержание производственного процесса предприятия
- 2.4.2. Производственные процессы и операции
- 2.4.3. Проектирование производственного процесса и принципы его организации
- 4.4.4. Производственный цикл и его характеристика
- Контрольные вопросы к теме № 2.4
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.4
- Тема 3.1. Трудовые и финансовые ресурсы предприятия
- 3.1.1. Трудовые ресурсы предприятия
- 3.1.2. Рынок труда и занятость
- 3.1.3. Производительность труда и методы ее измерения
- 3.1.4. Финансовые ресурсы предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 3.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 3.1
- Тема 3.2. Производственные фонды предприятия
- 3.2.1. Основные средства предприятия
- 3.2.2. Оборотные средства предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 3.2
- Рекомендуемая литература к лекции № 3.2
- Раздел 4. Планирование деятельности предприятия и маркетинг
- Тема 4.1. Планирование на предприятии (4 часа)
- 4.1.1. Стратегическое планирование
- 4.1.2. Текущее планирование
- 4.1.3. Оперативное планирование
- Контрольные вопросы к теме № 4.1
- 4.2.2. Маркетинговые исследования: цель, задачи и принципы
- 4.2.3. Методы маркетинговых исследований
- Контрольные вопросы к теме № 4.2
- Рекомендуемая литература к лекции № 4.2
- Раздел 5. Результаты деятельности предприятия
- Тема 5.1. Прибыль и рентабельность предприятия
- 5.1.1. Прибыль предприятия: понятие, функции, виды
- 5.1.2. Рентабельность предприятия: понятие, сущность и виды
- Контрольные вопросы к теме № 5.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 5.1
- Тема 5.2. Банкротство и ликвидация предприятия
- 5.2.1. Банкротство и санация предприятия
- Основные внешние факторы, обуславливающие кризисное развитие предприятия
- Основные внутренние факторы, обуславливающие кризисное развитие предприятия
- Тактика и стратегия предприятия
- 5.2.2. Понятие и виды ликвидации предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 5.2
- Рекомендуемая литература к лекции № 5.2