logo
Lektsii_OEP / ККЛ-ОП-Юрченко

2.1.2. Организация предприятия: понятие, сущность и принципы

После создания хозяйствующего субъекта исключитель­но важное значение имеет организация его деятельности.

Под организацией предприятия понимается простран­ственно-временная структура производственных фондов (ра­бочей силы, средств производства, материалов) и их взаи­модействие для достижения высоких количественных и ка­чественных результатов за определенный период времени при минимуме затрат факторов производства.

Организация должна строиться с учетом следующих основных правил:

• наличие высококвалифицированных кадров и менед­жеров, необходимой информации и возможностей ее сво­евременной обработки;

• объединение через организацию всех процессов хо­зяйственной деятельности и достижение на основе их взаи­модействия поставленных целей и эффективности;

• обеспечение функционирования предприятия при из­меняющихся или непредусмотренных условиях на основе гибкости управленческих решений и многих других.

На организацию в предприятиях большое влияние ока­зывают различные внутренние и внешние факторы. Анализ деятельности предприятий позволяет выделить в качестве основных факторов следующие: размер предприятия (в крупных предприятиях уровень специализации и высокая степень разделения труда, а в малых каждый работник дол­жен быть компетентен в широком круге вопросов); приме­няемая технология (производство одиночных изделий и малых серий организовано по принципу цехов, а больших серий или массовое производство - по предметному прин­ципу); окружающая среда предприятия (влияние внешних факторов весьма многообразно — учет конкурентов, хо­зяйственная и правовая система страны, налоги и др.).

Сложность организации на предприятии наглядно по­казывает схема, приведенная на рисунке 1, на которой дана характеристика производственного транс­формационного (преобразовательного) процесса.

Предприятие на момент создания или начала производственного процесса затрачивает деньги на приобретение факторов производства с тем, чтобы переработать их (осуществить трансформацию) и выдать результат. В дан­ном случае преобразовательный процесс представляет со­бой производство. Целью этого процесса является получе­ние продукции, пригодной для удовлетворения потребнос­тей, и получение прибыли. Этот процесс осуществляется собственником потому, что он позволяет преобразовать зат­раты в начале производственного трансформационного про­цесса в результат в виде материальных благ или услуг и прибыли. При этом должны соблюдаться определенные пра­вила осуществления этого процесса.

Об ошибках в процессе хозяйственной деятельности в условиях рынка информируют ценовые сигналы. Ценовые обвалы ведут к сокращению прибыли или к убыткам. Эти сигналы заставляют предприятие менять свое поведение.