logo
Lektsii_OEP / ККЛ-ОП-Юрченко

4.1.2. Текущее планирование

Прежде чем начать какое-либо дело, необходимо тщательно про­думать, что именно, какими способами, к какому сроку и с помо­щью каких средств можно и нужно это сделать. В противном случае намерения могут оказаться неисполненными.

Отсюда следует, что основополагающей стадией управления лю­бым видом деятельности является процесс постановки цели и нахо­ждения способов ее выполнения. Именно к данной стадии можно отнести такую функцию управления, как планирование. Конечным результатом этого процесса является построение идеальной модели хода производства, направленной на достижение главной цели пред­приятия.

В условиях рыночных отношений планирование остается одним из важнейших факторов организации эффективной работы пред­приятия. Оно охватывает все основные сферы производственно-хо­зяйственной деятельности - сбыт, финансы, производство, закуп­ки, научные и проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны между собой. Эта деятельность опирается на выявление и прогнози­рование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.

Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с марке­тингом и контролем с целью постоянной корректировки показате­лей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке. На небольших предприятиях функции планирования и маркетинга часто совмещаются, что вполне оправданно, поскольку исследова­ние рынка является отправной точкой плановой деятельности.

Планирование на предприятии заключается в установлении це­лей его деятельности на заданный период, определении путей их реализации, а также в дальнейшем контроле выполнения намечен­ного плана. Планирование предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения кон­кретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного ис­пользования ресурсов каждым производственным подразделением и предприятием в целом.

Плановая система предприятия состоит из отдельных планов по четко ограниченным направлениям деятельности и охватывает важ­нейшие участки работы подразделений, с тем, чтобы ориентировать их на выполнение поставленных задач и четко согласовать работу всего персонала организации. Таким образом, для сотрудников предприятия план является своеобразным руководством к дейст­вию.

В настоящее время большинство предприятий в своей деятель­ности ориентируется на достижение быстрых и конкретных резуль­татов, поэтому главную роль здесь играет текущее планирование, целью которого является обеспечение бесперебойной и сбалансированной работы предприятия.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на год) планов для предприятия в целом и его от­дельных подразделений.

Главная задача текущего планирования - разработка плана реализации продукции и на его основе системы планов: производства, движения запасов готовой продукции, сметы расходов, рекламных мероприятий, реализации прибыли, капиталь­ных вложений, исследований и разработок, финансового плана, планов по сырью и труду.

При текущем планировании речь идет о ситуативных решениях, которые характеризуются следующими признаками:

- влияют на величину активов и показатели успеха предприятия;

- требуют особой ответственности от подразделений или отде­лов предприятия;

- могут приниматься на высшем, среднем и нижнем уровнях управления;

- действуют в краткосрочной перспективе и принимаются относительно часто.

Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных в долгосрочных и среднесрочных планах. Например, календарные планы производства составляют на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа.

В календарных планах производства предусматривают расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение рабочей силы. Текущее планирование тесно связано с планами различных партнеров и по­ставщиков, поэтому эти планы либо согласовываются с партнера­ми, либо их отдельные элементы являются общими для предпри­ятия-производителя и его партнеров.

Наиболее распространенной формой текущего планирования является годовой план, который в прежние годы носил название техпромфинплана. На предприятиях определяется себестоимость по элементам и статьям затрат, планируются выручка от реализа­ции, прибыль и платежи в бюджет и во внебюджетные фонды. В не­которых случаях планируются издержки по производственным подpазделениям и проводятся более сложные специальные расчеты.

Данные для составления годового плана: прогноз сбыта продукции, анализ наличных и перспек­тивых потребностей рынка, результаты деятельности предприятия в предшествующем периоде, показатели выполнения прежних пла­нов, фактический спрос на продукцию, наличие производствен­ных ресурсов. Сбором и обработкой такой информации занимаются информационно-аналитические отделы предприятия.

Прогноз сбыта составляется по каждому виду производимой предприятием продукции с разбивкой по месяцам и территориям. Объем сбыта каждого продукта показывается в натуральном и стои­мостном выражении. Исключения составляют предприятия с индивидуальным характером производства или с большим ассортиментом продукции. В этом случае прогноз сбыта делается по ассортимент­ным труппам (связь продукции по сбыту) или товарным линиям (связь по технологии). Прогноз сбыта может быть представлен в следующем виде (см. табл. 1).

Разработка годового плана подчиняется строго определенным правилам, связанным со срока­ми сто составления, порядком доведения до подразделений, а также структуры и конкретных показателей.

Составление годового плана предприятия осуществляется планово-экономическим отделом до начала планируемого года (как привило, в ноябре или декабре предшествующего года). В задачи этого отдела входит доведение обязательных разделов плана до структурных подразделений организации и ведение контроля над ходом его выполнения. Как правило, годовой план имеет поквартальную разбивку всех показателей.

На крупных предприятиях годовой план разрабатывается на основании предварительных расчетов, проведенных для структурных подразделений предприятия. При этом необходимо строго следить за тем, чтобы эти планы полностью соответст­вовали годовому плану всего предприятия. Все показатели (и нату­ральные, и стоимостные) плана всего предприятия и его подразде­лений должны быть увязаны между собой.

Таблица 1. - Прогноз сбыта готовой продукции предприятия

Всего

Регион 1

Регион 2

шт.

руб.

шт.

руб.

шт.

руб.

  1. Продукция А:

Январь

Февраль

.

Декабрь

Итого за кварталы:

I

II

III

IV

2. Продукция В:

.

Состав показателей планов подразделений может изменяться в зависимости от технологического назначения этих подразделений и типа производства. Однако в качестве общей основы можно счи­тать, что квартальный (годовой) план основного подразделения (це­ха) содержит:

- производственную программу по номенклатуре и объему произво-димых товаров и услуг;

- план по труду, включающий численность персонала, фонд заработной платы, выработку на одного работающего, сред­нюю заработную плату;

- план по себестоимости, который предполагает смету цеховых расходов и задание по себестоимости продукции (например, в виде плановой себестоимости);

- организационно-технический план цеха, включающий организа-ционные мероприятия подразделения, вопросы исполь­зования и обслужи-вания технологии и пр.

Все показатели, используемые в пла­нировании деятельности предприя-тия, а именно финансовые, структурные и качественные, находят свое при-менение в годовом плане организации.

К финансовым показателям относятся: объем продукции в от­пускных ценах, объем реализации продукции в стоимостном выра­жении (по видам продукции), прибыль предприятия, кредиторская и дебиторская задолженности, платежи в федеральный и муници­пальный бюджеты, фонд оплаты труда и пр.

Структурные показатели: доля средств юридических лиц в при­влеченных ресурсах, доля кредитов физическим лицам в чистых ак­тивах, доля вложений в ценные бумаги в чистых активах, доля вкла­дов в привлеченных ресурсах и пр.

Качественные показатели: рентабельность, ликвидность, произ­водительность труда, показатели использования производственных мощностей, текучесть, обновление кадров, повышение их квалифи­кации, оснащенности электронной техникой и пр.

Все эти показатели, как правило, раскрываются в аналитиче­ской записке к годовому плану предприятия, представляемому на утверждение руководству (дирекции) предприятия.

Годовой план предприятия разрабаты­вается по заранее принятой форме, которая включает следующие разделы и показатели.

1. Производство продукции.

  1. Объем производства в натуральном и стоимостном выраже­нии.

  2. Реализация в натуральном и стоимостном выражении.

2. Ресурсное обеспечение.

  1. Основные производственные фонды (обновление и исполь­зование).

  2. Оборотные производственные фонды (нормативная потреб­ность и использование).

  3. Оборотные средства (собственные и заемные).

  4. Трудовой потенциал (численность занятых, затраты на оп­лату труда, отчисления на социальное страхование).

3. Оценочные показатели.

  1. Себестоимость продукции.

  2. Производительность труда.

  3. Процент реализованной продукции.

  4. Прибыль, рентабельность.

4. Финансовые обязательства.

  1. Платежи в федеральный и муниципальный бюджеты.

  2. Погашение кредита (задолженности) и выплата процентов.

5. Социальное развитие.

  1. Развитие непроизводственной сферы.

  2. Улучшение условий труда. Охрана труда.

  3. Подготовка и переподготовка кадров.

6. Природоохранные мероприятия.

  1. Влияние производства на окружающую среду (последствия производства, отходы от производственной деятельности и пр.).

  2. Безопасность продукции для человека и внешней среды.

В системе показателей, используемых в годовом плане, сущест­венная роль отводится натуральным, качественным показателям, ориентирующим деятельность предприятия на достижение конеч­ных результатов.

Реализацию теку­щих планов осуществляют через систему бюджетов, или финансовых планов, которые составляют обычно на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению - центру прибыли, а затем объединяют в единый бюджет, или финансовый план пред­приятия.

Бюджет представляет собой план расходов и доходов в стоимо­стном и натуральном выражении. Он должен соответствовать всем разделам плана и охватывать все стороны деятельности предпри­ятия. Бюджеты можно как составлять укрупненно, так и разрабаты­вать в деталях. Общий бюджет предприятия включает все бюджеты по различным направлениям планируемой деятельности.

Выделяют два основных вида бюджетов: бюджеты капитальных затрат и бюджеты текущих операций.

Бюджеты капитальных за­трат применяют исключительно для контроля и оценки долгосроч­ных планов, требующих для реализации больших капитальных вло­жений.

Бюджеты текущих операций используют для планирования и контроля повседневной производственной и сбытовой деятельно­сти и связанных с этим функций.

Если условия функционирования предприятия быстро меняют­ся, то применяют метод непрерывного составления бюджетов. Он предусматривает разработку текущего бюджета (например, на год) с пересмотром его в конце каждого месяца путем исключения этого месяца и добавления бюджетных оценок на месяц, следующий за окончанием первоначального бюджетного периода.

Используют также метод различных вариантов бюджета, при котором параллельно составляют несколько бюджетов: запланиро­ванный, ниже и выше запланированного уровня.

Не реже одного раза в квартал осуществляют анализ и контроль выполнения плановых заданий и бюджетов, проводят их корректи­ровки в разрезе реализуемой продукции, расходов и финансового состояния предприятия. В качестве основы для текущего планиро­вания и различного рода корректировок плана отделы и службы предприятия систематически представляют отчетность:

- ежедневную, еженедельную - по реализации продукции, ос­таткам основных товаров на складе (в натуральном выраже­нии), поступлению товаров, наличию денежных средств на счетах и т.д.;

- ежемесячную - по товарам на складах, поступлениям, от­грузке и реализации продукции, дебиторской задолженно­сти, основным видам расходов;

- ежеквартальную (иногда ежемесячную) - составление про­межуточных балансов и их анализ в сопоставлении с плано­выми показателями;

- полугодовую и годовую - отчетность перед акционерами и налоговыми органами.

Составлением текущих планов занимаются руководители функциона-льных подразделений и отделов, что обеспечивает вовлечение в процесс разработки тех сотрудников, которые непосредственно занимаются внедре-нием планов в производство.

Разработка текущих планов является начальным этапом внедре­ния процесса стратегического планирования. Кроме того, текущий план должен соответствовать всем балансовым показателям работы предприятия.

Баланс хозяйственной деятельности предприятия, бюд­жет по прибыли, финансовый бюджет и другие формы статистиче­ской отчетности выполняют следующие важные функции по отно­шению к текущему планированию: во-первых, они отражают распре­деление ресурсов (финансовых, трудовых, материальных) по кон­кретным направлениям деятельности; во-вторых, выполняют функ­цию мониторинга и оценки эффективности внедрения стратегии.

Текущие планы разрабатываются в виде производственной про­граммы на основе поступивших заказов или результатов маркетин­говых исследований. В них показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам и конкрети-зируются для отдельных подраз­делений на квартал или месяц. Задачей текущего планирования яв­ляется обеспечение производства материально-техническими и тру­довыми ресурсами с минимальными затратами.

Основой планирования является план сбыта, так как производ­ство ориентировано в первую очередь на ту продукцию, которая бу­дет продаваться, т.е. пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем произ-водства, который, в свою очередь, опреде­ляет планирование всех видов ресу-рсов, в том числе трудовых, сырьевых и материальных. Это обусловливает необходимость пла­нирования издержек и прибыли.