logo
Lektsii_OEP / ККЛ-ОП-Юрченко

2.1.1. Основные структурные признаки предприятия

Изучение предприятий позволяет выявить основные структурные признаки и учитывать их в процессе создания предприятий и управления ими.

К числу важнейших элементов, которые обладают оп­ределенной стойкостью и оказывают заметное влияние на структуру предприятия, относятся:

• постановка высших целей, обещающих успех, к ко­торому стремятся предприятия, а также производствен­ных целей (предмет хозяйственной деятельности предпри­ятия). Поле деятельности дает сведения о том, какие ра­боты необходимо конкретно выполнить (в области произ­водства продукции, в секторе платных услуг);

• определение регионального местоположения и пра­вовой формы предприятия (речь идет о системе правовых норм, которая регулирует правовые отношения между предприятием и его окружением, в пределах предприя­тия, между предприятиями и долевыми собственниками);

• форма собственности и характер связи с другими предприятиями;

• оснащение предприятия производственными факто­рами (профес-сиональный уровень персонала, оборудование, капитал, информация) и их количественное разграничение, что выражается в размерах предприятия: наименьшие, малые, средние, крупные.

Указанные структурные признаки в некоторой степени стабильны и характеризуют предприятие в течение дли­тельного времени. Однако по мере развития предприятия происходят изменения его структуры. На этапе создания предприятия происходит первое соединение производственных факторов в единый работоспособный организм. По мере развития производства происходят различные изменения структуры: могут изменяться цели, объект хозяйственной деятельности (например, переход с производства одного вида продукции на несколько) и т.п. В процессе существо­вания предприятия может быть изменена его правовая фор­ма (преобразование предприятия), могут создаваться и ис­чезать связи с другими предприятиями, происходить объе­динение предприятий или раздел, осуществляться измене­ния собственников (продажа предприятия, унаследование и т.д.) или изменения организационной формы (реорганиза­ция). Предприятие может измениться по размеру (рост предприятия или его сокращение, стагнация и т.п.), быть высокоприбыльным или попасть в кризис и выйти из него (санация предприятия) или закончить свое существование в связи с банкротством и ликвидацией предприятия.

Изменения структуры предприятий про­исходят по следующим причинам и направлениям:

• сняты жесткие ограничения по формам собственнос­ти и созданы условия комбинирования деятельности много­образных собственников, в том числе в рамках одного пред­приятия (основанного на смешанной форме собственности);

• скорректированы высшие цели предприятий, меня­ется их ориентация от нацеленности на выполнение плана к стремлению обеспечить прибыльность;

• формируются маркетинговые службы предприятий;

• предприятиям переданы функции планирования, снабжения, сбыта и создаются службы управления финан­сами;

• происходит процесс демонополизации и создания раз­нообразных видов предприятий, в том числе малых и сред­них;

• возрастает роль предприятий в социальной и эконо­мической защите работников.

Изменения структуры предприятия происходят и под влиянием многих других факторов и условий: развития экономической и хозяйственной самостоятельности и ответствен­ности предприятий за результаты предпринимательской, производственной, социальной деятельности; укрепление всех форм связей предприятия с окружающей средой и со­циально-экономической системой и др.