2.1.1. Основные структурные признаки предприятия
Изучение предприятий позволяет выявить основные структурные признаки и учитывать их в процессе создания предприятий и управления ими.
К числу важнейших элементов, которые обладают определенной стойкостью и оказывают заметное влияние на структуру предприятия, относятся:
• постановка высших целей, обещающих успех, к которому стремятся предприятия, а также производственных целей (предмет хозяйственной деятельности предприятия). Поле деятельности дает сведения о том, какие работы необходимо конкретно выполнить (в области производства продукции, в секторе платных услуг);
• определение регионального местоположения и правовой формы предприятия (речь идет о системе правовых норм, которая регулирует правовые отношения между предприятием и его окружением, в пределах предприятия, между предприятиями и долевыми собственниками);
• форма собственности и характер связи с другими предприятиями;
• оснащение предприятия производственными факторами (профес-сиональный уровень персонала, оборудование, капитал, информация) и их количественное разграничение, что выражается в размерах предприятия: наименьшие, малые, средние, крупные.
Указанные структурные признаки в некоторой степени стабильны и характеризуют предприятие в течение длительного времени. Однако по мере развития предприятия происходят изменения его структуры. На этапе создания предприятия происходит первое соединение производственных факторов в единый работоспособный организм. По мере развития производства происходят различные изменения структуры: могут изменяться цели, объект хозяйственной деятельности (например, переход с производства одного вида продукции на несколько) и т.п. В процессе существования предприятия может быть изменена его правовая форма (преобразование предприятия), могут создаваться и исчезать связи с другими предприятиями, происходить объединение предприятий или раздел, осуществляться изменения собственников (продажа предприятия, унаследование и т.д.) или изменения организационной формы (реорганизация). Предприятие может измениться по размеру (рост предприятия или его сокращение, стагнация и т.п.), быть высокоприбыльным или попасть в кризис и выйти из него (санация предприятия) или закончить свое существование в связи с банкротством и ликвидацией предприятия.
Изменения структуры предприятий происходят по следующим причинам и направлениям:
• сняты жесткие ограничения по формам собственности и созданы условия комбинирования деятельности многообразных собственников, в том числе в рамках одного предприятия (основанного на смешанной форме собственности);
• скорректированы высшие цели предприятий, меняется их ориентация от нацеленности на выполнение плана к стремлению обеспечить прибыльность;
• формируются маркетинговые службы предприятий;
• предприятиям переданы функции планирования, снабжения, сбыта и создаются службы управления финансами;
• происходит процесс демонополизации и создания разнообразных видов предприятий, в том числе малых и средних;
• возрастает роль предприятий в социальной и экономической защите работников.
Изменения структуры предприятия происходят и под влиянием многих других факторов и условий: развития экономической и хозяйственной самостоятельности и ответственности предприятий за результаты предпринимательской, производственной, социальной деятельности; укрепление всех форм связей предприятия с окружающей средой и социально-экономической системой и др.
- Тема 1.1. Понятие предприятия и его основные характеристики
- 1.1.1. Понятие предприятия и его основные признаки
- Цели, задачи и функции предприятия
- Классификация и организационно-правовые формы предприятий
- Контрольные вопросы к теме № 1.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 1.1
- Тема 1.2. Основы создания предприятия
- 1.2.1. Выбор места расположения предприятия
- 1.2.2. Этапы и содержание мероприятий по созданию предприятия
- 1.2.3. Государственная регистрация и оформление предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 2.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.1
- Тема 2.1. Основы создания предприятия
- 2.1.1. Основные структурные признаки предприятия
- 2.1.2. Организация предприятия: понятие, сущность и принципы
- Хозяйствующий субъект
- 2.1.3. Миссия предприятия: философия, этика и принципы организации деятельности
- 2.1.4. Предпринимательская деятельность предприятия и ее основные характеристики
- Контрольные вопросы к теме № 2.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.1
- Тема 2.2. Структура предприятия
- 2.2.3. Производственная структура предприятия
- 2.2.1. Понятие структуры предприятия и факторы ее определяющие
- Ступени иерархии
- 2.2.2. Отраслевые особенности структуры предприятия
- 352.2.3. Производственная структура предприятия
- 2.2.4. Характеристика рабочего места
- Контрольные вопросы к теме № 2.2
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.2
- Тема 2.3. Типы производства и организационная структура управления предприятия
- 2.3.1. Типы организации производства
- 2.3.2. Организационная структура управления производством
- 2.3.3. Типы организационных структур управления предприятия
- Руководитель а Руководитель в1 Руководитель в2 Руководитель с1 Руководитель с2 Испол-нитель 1 Испол-нитель 2
- Руководитель с3 Руководитель с4
- Испол-нитель 4 Испол-нитель 4 Испол-нитель 3 Испол-нитель 3 Испол-нитель 2 Испол-нитель 1
- Руководство
- Руководитель группы энергоиспользования
- Отдел использования энергии в промышленности
- Отдел использования энергии в торговле
- Отдел обслуживания потребителей
- Руководство
- Руководство предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 2.3
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.3
- Тема 2.4. Организация производственного процесса предприятия
- 2.4.1. Понятие и содержание производственного процесса предприятия
- 2.4.2. Производственные процессы и операции
- 2.4.3. Проектирование производственного процесса и принципы его организации
- 4.4.4. Производственный цикл и его характеристика
- Контрольные вопросы к теме № 2.4
- Рекомендуемая литература к лекции № 2.4
- Тема 3.1. Трудовые и финансовые ресурсы предприятия
- 3.1.1. Трудовые ресурсы предприятия
- 3.1.2. Рынок труда и занятость
- 3.1.3. Производительность труда и методы ее измерения
- 3.1.4. Финансовые ресурсы предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 3.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 3.1
- Тема 3.2. Производственные фонды предприятия
- 3.2.1. Основные средства предприятия
- 3.2.2. Оборотные средства предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 3.2
- Рекомендуемая литература к лекции № 3.2
- Раздел 4. Планирование деятельности предприятия и маркетинг
- Тема 4.1. Планирование на предприятии (4 часа)
- 4.1.1. Стратегическое планирование
- 4.1.2. Текущее планирование
- 4.1.3. Оперативное планирование
- Контрольные вопросы к теме № 4.1
- 4.2.2. Маркетинговые исследования: цель, задачи и принципы
- 4.2.3. Методы маркетинговых исследований
- Контрольные вопросы к теме № 4.2
- Рекомендуемая литература к лекции № 4.2
- Раздел 5. Результаты деятельности предприятия
- Тема 5.1. Прибыль и рентабельность предприятия
- 5.1.1. Прибыль предприятия: понятие, функции, виды
- 5.1.2. Рентабельность предприятия: понятие, сущность и виды
- Контрольные вопросы к теме № 5.1
- Рекомендуемая литература к лекции № 5.1
- Тема 5.2. Банкротство и ликвидация предприятия
- 5.2.1. Банкротство и санация предприятия
- Основные внешние факторы, обуславливающие кризисное развитие предприятия
- Основные внутренние факторы, обуславливающие кризисное развитие предприятия
- Тактика и стратегия предприятия
- 5.2.2. Понятие и виды ликвидации предприятия
- Контрольные вопросы к теме № 5.2
- Рекомендуемая литература к лекции № 5.2