logo
Lektsii_OEP / ККЛ-ОП-Юрченко

5.2.2. Понятие и виды ликвидации предприятия

Юридическое лицо возникает, живет и прекра­щает свое существование по правилам, определен­ным Гражданским кодексом Российской Федера­ции, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регист­рации юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей» и специаль-ными законами, приня­тыми для каждой формы организации, это, в част­ности Федеральные законы:

- от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

- от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

- от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ог­раниченной ответствен-ностью";

- от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унита-рных предприятиях».

В соответствии с Гражданским кодексом РФ по­нятие юридического лица предопределяет его пра­воспособность, т.е. наличие гражданских прав, со­ответствующих предусмотренным в его учредитель­ных документах целям деятельности, и связанных с этой деятельностью обязанностей. Правоспособ­ность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения ликвидации. Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликви-дировано как в добровольном, так и принудительном порядке.

В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в связи истечением срока, на который было создано юридическое лицо, и достижением цели, ради которой оно было создано. Кроме того, юридическое лицо может объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации.

В принудительном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случаях:

1) грубого нарушения закона при создании (нарушение носит неустра-нимый характер);

2) осуществлений деятельности без надлежаще го разрешения (лицен-зии) либо деятельности, запрещенной законом;

3) иных неоднократных или грубых нарушениях закона или иных пра-вовых актов;

4) систематического осуществления обществен­ной или религиозной организацией (объединени­ем), благотворительным или иным фондом деяте-ль­ности, противоречащей его уставным целям;

5) признания судом юридического лица банкро­том.

Требование о ликвидации юридического лица по перечисленным основаниям может быть предъ­явлено в суд государственным органом или орга­ном местного самоуправления, которому законом предоставлено право на предъявление подобного требования.

В случае признания судом недействительной регистрации юридического лица ликвидация данно­го лица осуществляется по решению его участни­ков или органа, уполномоченного на то учреди­тельными документами. Подобная ликвидация не является добровольной.

Для каждой формы организации установлены общие и индивидуальные основания для принуди­тельной ликвидации юридического лица.

Общий порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ. Рассмотрим частный случай - порядок действий при доброволь­ной ликвидации предприятия в форме общества с ограниченной ответствен-ностью.

Общество с ограниченной ответственностью от­носится к юридическим лицам, в отношении кото­рых их участники имеют обязательственные пра­ва. Принятие решения о ликвидации общества от­носится к исключительной компетенции общего со­брания его участников согласно ст. 33 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Ре­шение по вопросу о ликви-дации общества должно приниматься всеми его участниками единогласно.

Решение общего собрания участников общест­ва о его добровольной ликвидации и назначении ликвидационной комиссии принимается по пред­ложению совета директоров (наблюдательного со­вета) общества, исполни-тельного органа или уча­стника общества.

Участники общества или орган, принявшие ре­шение о ликвидации предприятия, назначают лик­видационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом «Об обществах с ограни­ченной ответственностью».

При добровольной ликвидации завершение дел предприятия возлагается на ликвидационную ко­миссию, которая после назначения становится единственным органом, имеющим право действо­вать от его имени, в том числе и выступать в су­де. Персональный состав ликвидационной комис­сии определяется по согласованию с органом го­сударственной регистрации, то есть налоговым ор­ганом по месту регистрации предприятия. Субъек­том правоотношений остается предприятие, нахо­дящееся в состоянии ликви-дации, поэтому все сделки, заключаемые в период ликвидации от его имени, должны содержать указание на то, что предприятие находится в состоянии ликвидации. Члены ликвидационной комиссии несут ответствен­ность за вред, причиненный их действиями в про­цессе ликвидации предприятия. С момента назна­чения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению предприятием, то есть функции и права органов ликвиди-руемого предпри­ятия. Задачей ликвидационной комиссии является заверше-ние деятельности предприятия в установ­ленный срок с наименьшим ущер-бом для его контрагентов, учредителей или участников.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государ­ственной регистрации юридического лица, инфор­мацию о его ликвидации и о порядке и сроке за­явления требований его кредиторами. Указанный срок не может быть менее двух месяцев с момен­та такой публикации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и полу­чению дебиторской задолженности, а также пись­менно уведомляет кредиторов о ликвидации пред­приятия.

Предприятие должно уведомить Единый государственный реестр юри-дических лиц о своей ли­квидации и представить документы. Документа представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосред-ственно или направля­ются почтовым отправлением с объявленной ценно-стью и описью вложения. Уполномоченным лицом является руководитель ликвидационной комиссии.

Участники предприятия или орган, принявшие решение о его ликви-дации, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения ликвидируемого предприятия. К уведомле­нию прилагается решение о ликвидации.

Регистрирующий (налоговый) орган вносит в го­сударственный реестр запись о том, что предпри­ятие находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускаются государственная регист­рация изменений, вносимых в учредительные до­кументы ликвидируемого предприятия, государст­венная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное предприятие, либо государственная регистрация юридических лиц, ко­торые возникают в результате реорганизации дан­ного предприятия.

Участники предприятия или орган, принявшие решение о его ликвидации, уведомляют регистри­рующий орган о формировании ликвидационной комиссии. Кроме того, они обязаны уведомить регистрирующий орган о составлении промежу­точного ликвидационного баланса по формам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439:

- № Р16001 «Заявление о государственной реги­страции юридического лица в связи с его лик­видацией»;

- № Р15001 «Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица»;

- № Р15002 «Уведомление о формировании лик­видационной комиссии юридического лица, на­значении ликвидатора»;

- № Р15003 «Уведомление о составлении проме­жуточного ликвидационного баланса юридичес­кого лица».

Операции по ликвидации должны быть отраже­ны в учете организации, т.к. п. 3 ст. 8 Феде­рального закона «О бухгалтерском учете» 1996 г. № 129-ФЗ опре­делено, что бухгалтерский учет ведется непрерыв­но с момента регистрации юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, устано­вленном законодательством РФ.

Пунктом 1.5 Методических указаний по инвен­таризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России 1995 г. № 49, установлено, что при ликвидации организации перед составлением ликвидационного баланса должна быть произведена обязательная инвентаризация имущества предприятия и его фи­нансовых обязательств.

Основные цели инвентаризации - выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бух­галтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств. Инвентаризации подлежит все имущество предприятия, независимо от его место­нахождения, все виды финансовых обязательств, производственные запасы и другие виды имущест­ва, не принадлежащие предприятию, но числящие­ся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответ­ственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Инвентаризация имуще­ства производится по его местонахождению и по материально ответственному лицу. По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклоне­ния от учетных данных, составляются сличитель­ные ведомости. В них отражаются результаты ин­вентаризации, то есть расхождения между показа­телями бухгалтерского учета и данными инвента­ризационных описей. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей указываются в сличительных ведомостях в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показате­ли инвентаризационных описей и сличительных ве­домостей. На ценности, не принадлежащие органи­зации, но числящиеся в бухгалтерском учете (на­ходящиеся на ответственном хранении, арендован­ные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

Выявленные при инвентаризации расхожде­ния фактического наличия имущества с данны­ми бухгалтерского учета регулируются в следу­ющем порядке:

• основные средства, материальные ценности, де­нежные средства и другое имущество, оказав­шиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты с пос­ледующим установлением причин возникнове­ния излишка и виновных лиц;

• убыль ценностей в пределах норм, утвержден­ных в установленном законодательством поряд­ке, списывается по распоряжению руководите­ля организации на издержки производства и обращения. При отсутствии норм убыль рассма­тривается как недостача сверх норм;

• недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на ви­новных лиц. Если виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на из­держки производства и обращения у коммерче­ской организации или на уменьшение финанси­рования (фондов) у бюджетной организации.

Действия и результаты инвентаризации оформ­ляются в соответствии с унифицированными фор­мами и отражаются в бух­галтерском учете предприятия.

Учет операций по ликвидации предприятия включает несколько взаимосвязанных этапов:

1) отражение в бухгалтерском учете хозяйствен­ных операций, осуществленных предприятием с момента принятия решения о ликвидации до соста­вления промежуточного ликвидационного баланса;

2) составление промежуточного ликвидационно­го баланса;

3) отражение операций по удовлетворению тре­бований кредиторов;

4) составление ликвидационного баланса.

На первом этапе осуществляется бухгалтерский учет хозяйственных операций, практически не имеющих отличий от операций, которые осуществ­лялись предприятием до принятия решения о лик­видации. Началом этого этапа в соответствии с Гражданским кодексом РФ является принятие уча­стниками решения о ликвидации общества.

Таков общий порядок осуществления ликвидации юридического лица.